Население Латвии устало от русофобской политики властей, затрагивающей все жизненные сферы государства. В стране набирают популярность русскоязычные СМИ, освещающие мировые события с альтернативной точки зрения.
25 ноября во время конференции на тему управления средствами массовой информации исполнительный директор Латвийской ассоциации вещательных организаций Гунта Лидака признала, что национальные вещательные ресурсы активно теряют свою долю на внутреннем рынке страны. По большому счету, в ее заявлении нет ничего удивительного.
За последние несколько лет информационное пространство прибалтийских республик стремительно теряло свое фундаментальное качество — многополярность. В медийной сфере доминировали проправительственные СМИ, не особо обращавшие внимание на тот факт, что журналистика должна быть независимой. Учитывая производственные мощности, помноженные на зарубежные инвестиции, национальные информресурсы были широко распространены среди местного населения и имели довольно высокий уровень доверия. По-другому, правда, быть и не могло, так как любые альтернативные источники информации, а особенно российские, подавлялись на законодательном и финансовом уровнях. Однако так не могло продолжаться вечно.
Сегодня мы наблюдаем, как сфабрикованная латвийскими властями однополярность СМИ перестает оправдывать ожидания создателей. А как может быть иначе? Когда журналисты трезвонят о росте экономики, а обыватель выбирает между хлебом и молоком, логично, что из них двоих кто-то недоговаривает. Осознав однобокость предоставляемых сведений, люди захотели объективности, захотели сами окрашивать региональные и мировые события в белый или черный цвет. Для реальной, а не мифической демократии это нормально. Тем более политики сами зарождают подобные желания в сознании латвийской общественности. Взять ту же резолюцию Европарламента о противодействии российским СМИ. В момент ее утверждения евродепутаты почему-то не подумали, что «черный пиар» порой намного эффективнее традиционного. Объявив отечественные ресурсы рупорами «кремлевской пропаганды», политики не подорвали их авторитет, а, наоборот, возвысили его до невозможности. Сработал принцип тривиальной человеческой психологии — если что-то запрещают, сделать это хочется во много раз сильнее. Тем более что потребность в альтернативной информации никуда не делась, и теперь латыши точно узнали, за счет чего ее можно удовлетворить.
Таким образом, увеличение популярности российских СМИ в латвийском информационном пространстве не нонсенс, а наглядный пример известной русской пословицы «не рой другому яму, сам в нее попадешь». В случае с латышскими русофобами она еще и выгребной оказалась.