Внешнеполитический вызов Трампа: отбить Москву у Пекина
Во время избирательной кампании некоторые советники Дональда Трампа
подвергали критике администрацию Обамы и его предшественников за
политику, настроившую Россию против США и толкавшую Москву к Пекину к
пользе последнего.
Они указывали на то, что одной из причин, по которой они желали
помириться с Россией, было намерение разбить согласие Китая и России.
Например, Джордж Пападопулос рассказал российским СМИ за пару недель
до выборов в США, что санкции, наложенные на Москву, «не более чем
подтолкнули Россию к Китаю в качестве главного рынка для российских
товаров, услуг и энергетики.
Не в интересах Запада сводить Китай и Россию в геополитической
альянс, который может иметь непредсказуемые последствия для интересов
США в Южно-Китайском море, Восточного Средиземноморья и Ближнего
Востока. Я думаю и США и Россия должны рассматривать Китай как угрозу
восходящей сверхдержавы, с которой придется считаться следующие 50 лет».
Администрация Трампа будет решать, следует ли отменить санкции против
России, но они могли бы также рассмотреть вопрос о введении новых в
отношении Китая, чтобы заставить Пекин пересмотреть свою
внешнеэкономическую политику, вынудить Пхеньян положить конец своей
программе создания ядерного оружия и другими путями повлиять на
изменение поведения Китая.
Следование этой стратегии, хотя и трудной в полном ее применении,
являло бы собой давно назревшее признание американской политики в том,
что российско-китайское партнерство не в интересах США и что политики в
Вашингтоне должны рассмотреть то, как американская политика формирует
китайско-российские отношения.
После окончания холодной войны «трехсторонняя дипломатия» на Западе вышла из моды.
Сегодня американские политики редко используют этот термин, хотя
правительственные инициативы обычно относятся к одной или другой стране —
или пытаются охватить обе страны в более общих глобальных инициативах.
Также, никто, похоже, не рассматривает, как подход Америки к Москве
или Пекину повлияет на отношения России и Китая, не говоря уже о том,
какую тактику Вашингтон должен использовать для их формирования.
На Валдае Путин отрицал, что разворот России к Азии связан с трениями
Москвы и Запада, настаивая, что они были логическим отражением
местоположения России — большая часть страны находится в Азии — а также
экономическими возможностями и стратегическим значением
Азиатско-Тихоокеанского региона.
На публике представители китайского правительства также дают понять,
что не видят отношения с Россией или США как направленные против другой
стороны, а Пекин дистанцируется от российской политики, направленной на
неявное противостояние с Вашингтоном.
Шень Шилянь, научный сотрудник Global Issues Research Center —
аналитического центра государственного новостного агентства Синьхуа
говорит, что у Путина «много поклонников в Китае среди почти всех групп
населения» из-за того, что он «много сделал чтобы увеличить власть
России и улучшить российско-китайские отношения».
В обоих случаях существует разрыв между риторикой и реальностью.
Российские аналитики часто в своем анализе используют трехсторонний
формат. Политика России в отношении Китая продиктована трениями с
Западом и имеет целью повлиять на отношения США к России к выгоде
последней.
На Валдае известный реалист-ученый из Соединенных Штатов Джон
Миршаймер назвал Россию критическим «колеблющимся государством» в
растущей конкуренции США и Китая за положение в мире. Он обвинил прошлую
политику США в «нарушении геополитики 101», бросая вызов сразу двум
странам одновременно, тем самым подталкивая их ближе друг к другу,
вместо того, чтобы дать России продолжать логический курс на
согласованность с Соединенными Штатами для баланса растущей силы Пекина.
То что Россия и Китай оба переживают не лучшие с Соединенными Штатами
отношения, способствовало укреплению их связей, но такое все равно
могло произойти вследствие их продолжающейся идеологической и
геополитической гармонизации.
Оба режима умело используют национализм и антиамериканские настроения
для поддержки своей политики внутри страны. И российские и китайские
лидеры считают что их страны окружает Америка вместе со своими
союзниками.
Москве нужна поддержка Китая, чтобы разобраться с евразийскими
угрозами безопасности и обеспечить стабильность восточных границ, пока
Россия в военном смысле занята в Европе и на Ближнем Востоке. Китайские
лидеры ценят отсутствие беспокойства относительно России (или
центральной Азии, которая находится под присмотром Москвы), пока они
сталкиваются с проблемами безопасности с Соединенными Штатами, Японией,
Индией и другими странами Азии.
Украинский кризис стал катализатором многих событий в трехсторонних отношениях.
Во-первых, он сильно испортил отношения между Россией и Западом.
Во-вторых, кризис поставил Китай в более выгодное положение по
отношению к Москве, чьи лидеры посчитали, что им нужно улучшение связей с
Пекином перед лицом рассыпающихся отношений с Западом.
В-третьих, это также помогло Китаю стратегически, сократив
интенсивность перебалансировки Соединенных Штатов в сторону Азии, пока
Вашингтон борется с украинским кризисом, и укрепил плечо Пекина против
Вашингтона.
В-четвертых, обвал российской экономики, отчасти вызванный
пост-украинскими санкциями и усиленный падением мировых цен на нефть и
газ и обвал российского рубля привели к тому, что ВВП России стал в 10
раз меньше китайского.
Растущий разрыв между мощью Китая и Россией может усложнить их
будущие отношения, усилив неуверенность России — того, что Китай обойдет
Россию и та станет младшим партнером Пекина в китайско-американском
мире.
Для решения этой проблемы российское и китайское руководство
разделяют общий интерес в маскировке ослабевшей позиции и влиянии Москвы
по сравнению с Пекином.
И Россия и Китай хотят иметь свои сферы влияния, где они могли бы
налагать свои правила и нормы международного поведения, главным образом в
рамках региональных инициатив, находящихся под их контролем —
Евразийского экономического союза, ШОС, инициативы Новый шелковый путь —
нежели более открытого экономического и военного давления.
Они также намерены воспользоваться той же геополитической свободой
действий, какой пользуются Соединенные Штаты — возможностью использовать
военные и другие инструменты для продвижения своих узких интересов.
Политика США, направленная на улучшение отношений с Россией —
например вероятность отмены некоторых санкций или других мер, могут
отсрочить продолжение экономического и военного упадка Москвы, что
уменьшит возможное беспокойство русских о том, что они отстают от Китая.
Но это также может и служить балансом восхождения Китая к власти в
Европе, Евразии, Арктике и на Ближнем Востоке.
Источник перевод для MixedNews — molten Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 409
Рейтинг поста: