В
Москве прошла трехсторонняя встреча министров иностранных дел России,
Ирана и Сирии Сергея Лаврова, Джавада Зарифа и Валида Муаллема. Она
выглядит с одной стороны естественно, так как консультации или
переговоры проводят союзные государства, имеющие общие взгляды на многие
мировые и региональные проблемы.
С
другой стороны ясно, что время встречи, место и ее формат были
продиктованы особыми или специальными обстоятельствами, связанными с
развитием событий в Сирии и в Ираке.
Накануне
Лавров провел телефонные переговоры с госсекретарем США Джоном Керри,
и, как сообщили в пресс-службе МИД России, «главы внешнеполитических
ведомств продолжили обсуждение путей урегулирования сирийского
конфликта, включая нормализацию обстановки», а также подчеркнули, что
«для этого требуется, чтобы США отделили ориентированную на них
умеренную оппозицию от террористических группировок».
Надо
полагать, речь идет о новом дипломатическом проекте по сирийскому
урегулированию или реанимации старого, детали которого и обсуждались на
трехсторонней встрече глав внешнеполитических ведомств России, Ирана,
Сирии.
Такие догадки
стали получать подтверждение, когда глава МИД России Лавров после
встречи со своими сирийским и иранским коллегой заявил следующее:
«Необходимо возобновить политический диалог в Сирии, делегация Дамаска
готова хоть завтра приехать в Женеву для начала переговоров с
оппозицией.
Нас всех
объединяет понимание безальтернативности разрешения конфликта в Сирии
политико-дипломатическими средствами, мы поддержали настрой сирийского
руководства на возобновление политического процесса на основе решений
МГПС и СБ ООН».
Не
случайно и ТАСС это заявление сопровождает следующей справкой: «Совет
Безопасности ООН в декабре 2015 года единогласно утвердил план мирного
урегулирования конфликта в Сирии.
Резолюция
2254 предписывала спецпосланнику ООН по Сирии Стаффану де Мистуре
созвать «представителей сирийского правительства и оппозиции для участия
в формальных переговорах по политическому переходному процессу» в
январе 2016 года.
Прошедшие
в течение года несколько раундов переговоров не принесли практических
результатов. Ожидалось, что по итогам заседания Международной группы
поддержки Сирии 22 сентября Стаффан де Мистура объявит о дате следующего
раунда, но этого не произошло. По словам спецпосланника, встреча была
«долгой и разочаровывающей».
А
сейчас глава МИД Сирии Муаллем уточняет, что, во-первых, «мы полны
решимости освободить нашу землю от террористов, поэтому высоко ценим
усилия России и Ирана, направленные на достижения этой цели», что «у
наших стран общие цели и поэтому координация продолжается почти
ежедневно».
Во-вторых,
«мы в Сирии готовы работать над достижением политического решения
сирийского кризиса, а также готовы незамедлительно возобновить
межсирийский диалог без вмешательства извне, тем более что есть
приглашение на встречу в Женеве еще с мая текущего года. США и их
союзники не позволяют эти переговоры провести».
И
добавил: «Недавно мы приняли решение приостановить боевые действия в
Алеппо. Перемирие прошло в течение трех дней. Мы ввели запрет на пролет
сирийской боевой авиации над Алеппо, этот запрет до сих пор действует».
В
середине октября в Лозанне проходила встреча глав внешнеполитических
ведомств России, США, семи стран ближневосточного региона — Ирана,
Турции, Египта, Иордании, Ирака, Саудовской Аравии, Катара — и де
Мистуры. Однако представителя Сирии на этом форуме не было.
Эштон Картер: Россия профессионально действует в урегулировании конфликтов, возникающих в небе над Сирией
Тем
не менее, попытка разрешить сирийский кризис в таком составе была
предпринята впервые, состав ее участников включал Международную группу
поддержки Сирии (МГПС), только без европейских стран. Тогда же сразу
возникли вопросы.
Означает
ли лозаннский формат, о продолжении работы которого было объявлено,
смену МГПС, можно ли считать, что Керри и Лавров отказываются или
уменьшают значение своих двусторонних переговоров по сирийскому
урегулированию, передавая все или часть полномочий представителям стран,
напрямую завязанных на сирийский конфликт, по причине срыва достигнутых
9 сентября в Женеве соглашений, когда Вашингтон оказался неспособным
или не пожелал выполнить принятые на себя обязательства по части
разведения сил так называемой умеренной сирийской оппозиции от
джихадистов?
Наконец,
означает ли московское заявление о возобновлении женевского формата
переговоров Дамаска с представителями оппозиции перевод лозаннского
формата в историю или в параллельную плоскость?
Но
самое главное в том, что неизвестно, кто готовит и готовит ли вообще
«умеренную» сирийскую оппозицию к переговорам с Дамаском или она
выскочит «как черт из табакерки» благодаря усилиям Вашингтона, Анкары,
Эр-Рияда или Дохи, которые, по утверждению турецких и западных СМИ, «ее
изначально патронируют».
Кстати,
министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, отметивший важность
размежевания оппозиции и «Джебхат ан-Нусры» (запрещенная в РФ
террористическая организация) в районе Алеппо заявлял, что сохраняются
разногласия по вопросу, следует ли сначала добиться размежевания, а
затем устанавливать перемирие, или же наоборот, что свидетельствует о
выходе Анкары на переговоры с джихадистами.
В
то же время, по данным USA Today, налицо парадокс: «США стремятся
держать Асада, а Дамаске в «подвешенном» состоянии, группировки, которые
борются против него, являются радикальными исламистами с
антиамериканскими взглядами».
Тем
не менее, Вашингтон «игнорирует этот факт и продолжает вооружать и
тренировать «умеренную» оппозицию. Более того, уже не раз члены
группировок, поддерживаемых США, переходили на сторону сирийской ячейки
«Аль-Каиды» — «Фронта ан-Нусра» (запрещены в России) или передавали
террористам американское оружие. Несмотря на бомбардировки и ликвидацию
боевиков, Америка не смогла ни победить ИГИЛ (структура, запрещенная в
России), ни предотвратить его атаки на другие страны, что ведет к
появлению миллионов беженцев».
В
такой ситуации готовящийся раунд переговоров в Женеве между Дамаском и
оппозицией может носить неустойчивый промежуточный характер и
рассчитывать на серьезные успехи будет непросто.
США передумали поставлять современное оружие сирийской оппозиции
Тем
более что представитель МИД Ирана Бахрам Касеми, говоря о московской
встрече глав дипломатических ведомств, констатировал «недопустимость
выдвижения предварительного условия о смене законного правительства
Сирии, на чем продолжают настаивать поддерживающие террористические
группировки некоторые страны Ближнего Востока».
Поэтому,
отмечает американское издание American Conservative, создается
устойчивое впечатление о продолжении со стороны возглавляемой США
коалиции политики «пустых угроз и блефа». Во всяком случае, на публичном
уровне все так и выглядит.
Издающаяся
в Лондоне арабское издание Al Arab считает, что на Ближнем Востоке под
прикрытием разноформатных дипломатических переговоров продолжается
процесс фрагментация стран, а «в Сирии и в Ираке разрушают все, что
может быть разрушено на фоне формирования временных тактических
региональных, внешних военных и политико-дипломатических коалиций».
Выход
из кризиса для всех может быть самым разным. США могут покинуть регион,
но так, чтобы, по мнению одного американского эксперта, «переложить
бремя борьбы с джихадистами и восстановления порядка в разрушенной
стране или странах на чужие плечи».
Вот
почему срываются различные соглашения о перемирии в Сирии еще до того,
когда успевают высохнуть чернила подписей под документами. Как будет на
сей раз — посмотрим, главное — не увязнуть «в ближневосточном болоте».
Автор: Станислав Тарасов
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|