Рейтинги
кандидатов в президенты США стали отдельным номером предвыборной гонки.
Сводки с предвыборных полей — лишнее тому доказательство. Разброс цифр
поражает воображение. Так, по последним данным ABC News, Хиллари Клинтон
обходит Дональда Трампа на 12 пунктов, в то время как, согласно свежим
опросам Rasmussen Reports, американский миллиардер лидирует, опережая
бывшего госсекретаря на 2%. RT разбирался, в чём причина столь
серьёзного расхождения в показателях и можно ли доверять американским
опросам.
Объективность с душком
Предвыборными
опросами в США занимаются несколько десятков агентств, и каждое
претендует на объективность. Правда, в случае с выборами объективность —
понятие относительное и во многом зависит от того, с каким крылом
истеблишмента аффилирован тот или иной аналитический центр. Примерно та
же ситуация с телеканалами. Например, руководство ABC тесно связано с
четой Клинтон. Fox — республиканский канал, а CNN хоть и позиционирует
себя как общеамериканский, но аудитория его скорее демократическая. Ярче
всего «правильный» настрой телеканалов демонстрирует их позиция по
социальным скандалам Трампа, которым уделяется повышенное внимание, а
также упорное нежелание замечать вопиющие нарушения Клинтон в её
бытность госсекретарём.
Однако не стоит
представлять всё упрощённо и торопиться делать выводы о грубой
манипуляции общественным мнением и подтасовке фактов, предостерегает
наблюдателей в беседе с RT заместитель директора Института США и Канады
Виктор Супян. Всё делается гораздо тоньше. Результат исследования
решающим образом зависит от выборки аудитории, от грамотно составленных
вопросов и от массы других неуловимых нюансов. Например, если большая
часть аудитории канала настроена продемократически, то очевидно, что она
сделает вывод в пользу Хиллари Клинтон, как, скажем, произошло с
опросом зрителей CNN по результатам дебатов. У Fox в этом случае данные
были прямо противоположными. У наименее зависимых агентств разброс цифр
гораздо меньше. Так, IBD/TIPP и Rasmussen Reports отдают незначительное
преимущество Трампу. Другие их коллеги, например Ipsos, если и
подтверждают лидерство Клинтон, то не с двузначным отрывом.
Выбирай правильно
Правильно
сделать выборку респондентов помогают телефонные операторы. «Когда вы
заключаете контракт с оператором, вы заполняете анкету, где оставляете о
себе всю информацию, паспортные данные. И дальше сделать нужную выборку
— дело техники, — пояснил в интервью RT профессор Академии военных наук
Сергей Судаков. — Вы звоните только той социальной группе, которая
заведомо симпатизирует демократам, и получаете хорошие рейтинги Клинтон.
Тем, кто симпатизирует Трампу, звонки не поступят. Это отлаженная
схема. Один из крупнейших операторов Америки АТ&T Mobile. Звонки,
как правило, идут по его абонентам. Другой вопрос — почему АТ&T
раскрывает эти данные? Но это уже вопрос к спецслужбам США».
По
мнению экспертов, спецслужбы оказывают ощутимое влияние на предвыборную
социологию. Именно в этом причина того, что большинство медийных
компаний стали в последнее время говорить в один голос. «Сейчас все
социологические опросы в США проходят под жёстким давлением и контролем
спецслужб, которые присягнули Клинтон», — заявил Судаков.
Особое
искусство — составление вопросов. Их необходимо построить таким
образом, чтобы из двух вариантов вы неминуемо выбрали тот, который будет
«за Клинтон». Например, респондента спрашивают: «Хотите ли вы жить
лучше и чтобы налоговое бремя было меньше?» Любой, конечно, ответит
утвердительно. Хитрость в том, что вопрос составлен из положений
предвыборной программы Хиллари Клинтон, соответственно делается вывод,
что вы поддерживаете её кандидатуру.
«Это
вопросы-ловушки, составленные таким образом, что любой человек ответит
«да», особенно если он социально не защищён», — поясняет Судаков.
Падение качества
Вызывает
сомнения и само качество опросов. Как пишет один из американских
экспертов в области исследования общественного мнения профессор
государственной политики и политологии Университета Рутгерса Клифф
Зукин, основным способом изучения мнения электората остаётся обзвон
стационарных телефонов. И это при том, что в США с прошлого года
количество домов, где нет телефона, превысило число тех, где он есть. К
тому же звонки на стационарные телефоны осуществляются в правильно
выбранное время: преимущественно тогда, когда на них отвечают в основном
домохозяйки, а это — электорат Хиллари Клинтон.
Также
Зукин отметил общее падение качества соцопросов в США, вызванное
распространением мобильных телефонов и уменьшением числа людей, готовых
отвечать на вопросы. Это привело к тому, что изучение общественного
мнения подорожало и проводить подобные исследования стали реже.
Освободившуюся нишу заняли недоброкачественные замеры, основанные на
ненаучных подходах и методах.
Ставка на лидера
Но
результат опроса сам по себе ничего не значит. Он важен для
формирования общественного мнения. И здесь используется тонкий расчёт:
население США, как правило, голосует за тех, у кого есть «проходные
баллы» — так сказать, примыкает к большинству. Поэтому очень важно
заранее «определить» фаворита, чтобы простой американец сделал привычную
для себя ставку на победителя. И большинство социологических служб в
последний месяц делают выводы в пользу Хиллари Клинтон.
Автор: Илья Оганджанов
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|