Передача группы Хабомаи и Шикотана давала Японии возможность претендовать на китайские и корейские острова (соответственно Дяоюйдао и Токто), расположенные на стратегических артериях между восточноазиатскими морями и Тихим океаном. Эти притязания в Токио стали выдвигать именно после означенной декларации, а более активно – с начала 60-х: это совпало с началом советско-китайской политико-идеологической конфронтации. Время для эскалации таких претензий, сохраняющихся поныне к Пекину, Тайбэю, Пхеньяну и Сеулу, было выбрано неспроста...
Но о правах на колоссальные по территории и куда более важные стратегически экс-японские острова в западном и центральном секторах Тихого океана в Токио даже не заикаются. Потому что они были экспроприированы Соединенными Штатами с 1946–1947 годов, а США и Япония, напомним, уже 65 лет – военно-политические союзники...
Декларация как провокация
В советско-японской декларации отмечалось, что СССР соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, условием, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора. Но в 1960 году Япония подписала с США новый (после 1951-го) военный договор, закреплявший пребывание на ее территории минимум 80 американских военных баз и объектов. В Кремле опомнились вроде бы и от имени правительства СССР направили японской стороне «Памятную записку», согласно которой в связи с договором Японии с США складывается новое положение, при котором невозможно выполнение положения декларации о передаче Хабомаи и Шикотана. По имеющимся данным, Молотов, Шепилов, Каганович, посол Советского Союза в Японии Тевосян (отставленный Хрущевым с поста министра черной металлургии СССР в конце 1956-го – этот пост Тевосян занимал с 1940 года) выступали за конституционную денонсацию островной части советско-японской декларации, то есть на сессии Верховного Совета страны. Но эти деятели вскоре были ошельмованы и исключены из партии, а Тевосян тяжело заболел и умер в марте 1958 года.
Япония же, понятное дело, ту «Памятную записку» поныне не считает официальным правовым документом.
«Передача», как известно, принципиально отличается от «возвращения». И напомним, все Курильские острова, включая Хабомаи, были обозначены Сан-Францисским мирным договором (1951) как ранее захваченные Японией и потому отсоединяемые от нее в пользу СССР. Но до этого японское правительство осенью 1946-го сообщило военной администрации США, что оно согласно директиве командования американских войск № 677 от 29 января 1946 года признает новую советско-японскую границу на всем ее протяжении. И в 1947-м эту границу обе стороны полностью демаркировали.
Но ввиду отказа Соединенных Штатов пригласить КНР, КНДР и Монголию на заключение Сан-Францисского договора Москва его не подписала. Чем вскоре воспользовались США с Японией, выдвинув термин «отторгнутые северные территории». Более того, 28 апреля 1952 года конгресс США принял резолюцию без ограничения срока действия о необходимости пересмотра географических условий упомянутого договора и союзных документов по Японии, касающихся СССР. А именно – в той резолюции правительству США было рекомендовано считать незаконно отторгнутыми японскими территориями не только все Курилы, но и Южный Сахалин (!). Госдепартамент одобрил этот документ уже в начале мая 1952-го. И хотя его статус не был повышен до уровня закона, в США и Японии с того времени придерживаются этих рекомендаций, по крайней мере в отношении Южных Курил. СССР в 1952–1953 годах официально выступал против означенной резолюции, но с 1954-го эти протесты прекратились...
Характерно, что в 1951 году группа советских ученых предложила переименовать японские Хабомаи в острова Танфильева или Анучина – в честь русских географов, бывавших на этих островах во второй половине XIX века. Сталин в 1952-м одобрил эту идею, но ее осуществление (с уточнением нового названия) спустили на тормозах Хрущев и ряд других «соратников-учеников» Сталина, как их именовали в политической литературе СССР того периода...
Интересная цепочка: в 1954–1956 годах, напомним, СССР сверхдосрочно отказался от аренды Порт-Артура, Дальнего (в КНР), Порккала-Удд (в Финляндии), вывел свои войска из Восточной Австрии (облегчив эскалацию известных событий в Венгрии). Затем – Хабомаи с Шикотаном, а после – углубление разногласий с Китаем (и Албанией, Северной Кореей, Румынией). Похоже, это было хрущевское начало долговременной транснациональной линии на ослабление военной безопасности и геополитических позиций СССР.
В случае с островами хрущевцы стратегически подыграли Вашингтону и Токио в их курсе на пересмотр японско-советской границы и в целом на отмену курильской части мирного договора с Японией. Это, естественно, ухудшило отношения с Пекином и Сеулом, ибо Токио стал активнее претендовать на китайские Дяоюйдао и корейские Токто. Есть данные, что Ким Ир Сен в ноябре 1956 года направил резкое письмо в Москву о последствиях островных обещаний со стороны СССР. А глава «Китайской республики на Тайване» генералиссимус Чан Кайши был без преувеличения шокирован: он заявил в конце октября 1956-го: «Никто не ожидал советской поддержки планов Японии по пересмотру послевоенных границ. Та декларация поощрит Японию в ее территориальных притязаниях к другим странам. И если этому потворствуют в Кремле после Сталина, мне нечего сказать».
Характерная деталь: несмотря на сложные, по сути конфронтационные отношения Пекина с Тайбэем и Пхеньяна с Сеулом, они, подчеркнем, едины в противодействии японским притязаниям. И готовы совместно защищать территориальную целостность Китая и Кореи – в этом Япония не единожды убеждалась.
Острова для избранных
А что с обширными тихоокеанскими территориями, принадлежавшими Японии с 1920 (фактически с 1918-го) по 1945 год? К концу октября 1946-го США «продавили» решение Совета по опеке ООН о передаче в управление Вашингтону обширных экс-японских архипелагов – Каролинских, Маршалловых, Марианских, Палау, расположенных в центральной и юго-западной акваториях Тихого океана. Их общая площадь вместе с примыкающей акваторией – свыше 95 тысяч квадратных километров. Япония получила эти владения по решению Лиги Наций в 1920 году, прежде они принадлежали кайзеровской Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне.
Как и следовало ожидать, до 90 процентов японского населения этих островов в 1945–1947 годах было возвращено на историческую родину, а сами они стали насыщаться военными объектами США. Примечательно в этой связи, что руководство Франции, Голландии и Китая тех лет настаивало на принципе равных прав стран – союзниц по антияпонской коалиции на территории. Об этом заявляли, в частности, представители Парижа, Гааги и Нанкина в Совете по опеке ООН. Конечно, у Франции было больше оснований на такие претензии, так как Парижу поныне принадлежит почти половина южно- и центральнотихоокеанских островов. Не слишком отставала от Франции Голландия: в ее владении (до 1962-го включительно) под общим названием «Западный Ириан» находились западная и центральная части весьма крупного острова Папуа – Новая Гвинея, а также (до 1952-го) до трети территории нынешней Индонезии.
Но расширение присутствия Франции и тем более Голландии на Тихом океане в тот период было не в интересах США. Не без влияния Вашингтона Париж и сегодня вне АТЭС и недавно созданного «Транстихоокеанского партнерства»...
У Парижа и Гааги в этих вопросах руки были связаны растущей военно-технической поддержкой со стороны США неоколониальным войнам Франции и Голландии в Юго-Восточной Азии в тот период. Одновременно США оказывали помощь гоминьдановскому Китаю в войне с КПК, получавшей поддержку со стороны СССР.
А в Великобритании сразу поняли правила игры после капитуляции Японии: главной задачей было восстановить свои колониальные порядки в Малайе, Гонконге, Сингапуре, в северном Борнео (Калимантане), в 1940–1942 годах оккупированных Японией. Это Лондону удалось и опять же не без помощи Вашингтона.
СССР выступал за международную опеку над островами, на которые претендовали США, но западные державы к концу 1946-го в основном поддержали американскую позицию. Правда, руководство Франции предлагало передать под опеку Парижа около трети тех экс-японских островов, но тщетно. А США в отместку с 1950 года стали сокращать помощь Франции в ее войне в Индокитае. В итоге Париж потерпел там в 1954-м чувствительное поражение...
В 80-х – начале 90-х годов почти все упомянутые экс-японские острова, с 1947-го опекаемые (то есть под протекторатом) США, были объединены в Федеративные Штаты Микронезии и Республику Палау как якобы независимые государства. Но их политико-экономическая, в том числе финансовая зависимость от Вашингтона осталась, как и сеть военных объектов США.
В Японии с конца 50-х до середины 70-х годов существовали группы за возвращение этих территорий, как и за репатриацию туда японских граждан (или их потомков). Об этом иногда сообщали советские СМИ, а Китай, по ряду данных, оказывал этим активистам поддержку. Но после 1977 года какие-либо упоминания о них исчезли. Возможно, это результат перемен в японской политике Пекина после смерти Мао Цзэдуна и успешной совместной работы спецслужб США и Японии.
А советско-японская декларация 1956-го, увы, была, есть и будет основой для территориальных претензий Токио к РФ.