Масштабная
коррупция в украинском энергетическом секторе — это, к сожалению, давно
известная история. Ежегодно миллиарды долларов оседают в карманах
высокопоставленных чиновников и на партийных счетах. Одна за другой
администрации заявляли о проведении реформ, пока инсайдеры враждовали
за монопольные права и привилегии. Если ситуация не исправится,
энергетический сектор продолжит оказывать негативное влияние
на украинскую политику и сделает страну уязвимой перед внешними
угрозами.
Энергетический сектор Украины имеет большое
значение и для соседей этой страны. Хотя Украина лишилась своих
привилегий, связанных с транзитом энергоресурсов, через ее территорию
до сих пор проходит примерно половина российского газа, поставляемого
в Европу, и так будет до тех пор, пока Россия не построит альтернативные
трубопроводы — "Северный поток-2" или "Турецкий поток". Россия упорно
занимается строительством новых трубопроводов, которые позволят ей
миновать территорию Украины, и пользуется соглашениями о транзите
для того, чтобы скомпрометировать ее лидеров и показать европейским
покупателям, что Украину не стоит рассматривать как надежного партнера.
Таким
образом, энергетика является ключевым индикатором прогресса
экономических реформ, за которым пристально следит украинская
общественность и сторонники Украины за рубежом. Речь идет не просто
об увеличении эффективности энергоиспользования в условиях слабеющей
экономики и истощения национальной казны. К сожалению, спустя два
с половиной года после Евромайдана энергетическая экономика Украины все
еще страдает от отсутствия рыночной конкуренции и прозрачного
регулирования.
Новому правительству премьер-министра Владимира
Гройсмана необходимо поаплодировать за выравнивание внутренних цен
на газ — это стало одним из его первых шагов после прихода на эту
должность весной 2016 года. Однако газовые субсидии — это та самая
сфера, в которой коррупция цветет буйным цветом. Приход нового
руководства, в том числе молодых украинцев, получивших образование
на Западе, и западных экспертов, в государственные энергетические
компании принесет плоды только в том случае, если произойдут реальные
улучшения в корпоративном управлении и установится прозрачность в таких
сферах, как госзакупки и трансфертное ценообразование. Конечная цель
должна заключаться в упразднении государственных энергетических
монополий, чтобы подстегнуть конкуренцию и рыночную эффективность,
высвободить экономическую ценность государственных активов и лишить
группы с особыми интересами желания контролировать энергетические
монополии.
Существует ошибочное мнение, что реверсные
поставки российского газа из Европы представляют собой долгосрочный
способ решения проблем. Несомненно, такие поставки имеют определенную
ценность на фоне агрессии России и тупика в переговорах в тот момент,
когда на рынке образовался переизбыток газа. Однако это не поможет
решить проблему, если Россия прекратит поставки газа на Украину и через
нее, а у европейских стран не окажется лишнего газа, который они могли
бы продать.
Более того, ценность транзитной газовой системы
Украины зависит от нормализации ее отношений с "Газпромом". Попытки
привлечь "Газпром" к ответственности в международных судах и угрозы
повысить тарифы за пользование трубопроводом — это весьма опасная
тактика, если только Украина не хочет предоставить "Газпрому" веские
аргументы в пользу строительства альтернативных маршрутов.
Разумеется,
в долгосрочной перспективе Украине необходимо увеличить эффективность
энергоиспользования и улучшить инвестиционные условия, чтобы увеличить
объемы внутреннего производства. Правительство Гройсмана имеет довольно
мало возможностей провести серьезную реформу в области энергетики —
в противном случае его может постичь судьба его предшественников.
Украинская общественность воспринимает новые признаки обращения
к бизнесу как свидетельства привычной политической борьбы за контроль
над энергетическими активами.
Даже если украинскому
правительству хватит политической воли, у него все еще слишком мало
финансовых ресурсов и возможностей для эффективного проведения
полноценных реформ. Западным правительствам и международным финансовым
институтам придется предложить ему гораздо более щедрую помощь
и навязать ему гораздо более жесткие условия, чем те, которые сейчас
рассматриваются. Той экономической помощи, которую Украина получила,
слишком мало для страны с 45 миллионами жителей, которая сейчас
находится в состоянии войны. Все это подпитывает склонность украинского
политического класса вести дела кое-как и надеяться на то, что Украина
является настолько важной страной, что Запад снова все спустит ей с рук,
как это не раз происходило в прошлом.
Хорошие новости
заключаются в том, что, в отличие от других коррумпированных секторов,
таких как образование и здравоохранение, энергетика может самостоятельно
профинансировать свои реформы. Это увеличит ее конкурентоспособность
и создаст ресурсы и стимулы для дальнейших реформ в других областях.
Но
в настоящий момент у украинского правительства нет согласованного плана
реформы энергетического сектора. Группа украинских экспертов должна
разработать такой план с помощь международных экспертов области
торговли, промышленности и права. Необходимо выработать реалистичную
последовательность действий, не обусловленную стремлениями
заинтересованных кругов. Более того, этот план необходимо представить
украинской общественности, и его должны принять избранные народом
представители в парламенте. Украинские правительства слишком часто
видели в законодателях препятствия, а не партнеров по реформам, чье
доверие нужно заслужить.
Энергетическую реформу можно будет
провести только при условии единства целей и при наличии сплоченной
команды внутри украинского правительства. Запад должен помочь Украине
посредством предоставления финансовой поддержки и помощи в создании
энергомощностей. В противном случае украинские чиновники сумеют найти
способ уладить свои внутренние конфликты, основанные на интересах
отдельных групп, а не на экономической ценности. Более решительная
готовность Запада оказать Украине помощь должна сопровождаться
готовностью настоять на своих встречных условиях в том случае, если
украинские власти не смогут выполнить свои обязательства. Потакание
дурным наклонностям приведет к еще более серьезному кризису, как это
часто случалось в прошлом.
Эдвард Чоу — старший научный
сотрудник Программы энергетике и национальной безопасности Центра
стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Он проработал
в сфере международной нефтяной и газовой промышленности 40 лет
и консультировал прежние украинские правительства по вопросам
энергетики — в том числе непосредственно после оранжевой революции 2004
года.
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|