«Нелояльным» Латвии учителям хотят выдать «волчий билет»
Власти Латвии придумали механизм, позволяющий наказывать учителей,
«нелояльных» по отношению к государству. Правящая элита осознанно
поддерживает в стране ощущение «осажденного лагеря», и в этой логике
борьба с «пятой колонной» становится одной из наиболее первостатейных
задач. Теперь русскоязычные учителя боятся фактического запрета на
профессию.
Инициатором
законопроекта о «нелояльных учителях» является член коалиционной партии
«Единство», министр образования Карлис Шадурскис. Это личность, зловеще
известная в Латвии в течение многих лет, местные русские зовут его
Черным Карлисом. Именно он в 2004 году осуществлял скандальную «реформу»
русских школ. Ее изначальный план заключался в том, чтобы полностью
перевести учебные заведения нацменьшинств (а русскоязычные составляют в
государстве около 35% населения) на латышский язык.
Тогда
русская община поднялась за свои права – политики, общественники,
педагоги, родители и ученики. Люди выходили на многотысячные митинги,
скандируя: «Эй, Карлис, это не прикол – руки прочь от русских школ». В
итоге удалось вырвать у власти частичные уступки: преподавание в русских
школах перевели на латышский не полностью, а чуть более чем наполовину.
«Я готов честно говорить, что к этому государству
нелоялен. Я этот режим презираю просто-напросто. Он отторгает в том
числе и моих детей и создает им много проблем» Когда в начале
этого года Черный Карлис вновь возглавил министерство образования,
русские напряглись – ожидали новых каверз и подвохов. И действительно,
Шадурскис развил на вновь обретенном посту бурную деятельность, одним из
векторов которой стало стремление разобраться с «нелояльными
учителями». Впрочем, он был отнюдь не первым, кто озаботился вопросом:
«А вдруг русские педагоги за закрытыми дверями школ преподают своим
ученикам не то, что предписывают нормативы?».
Латышскую и русскую
общину раздирают противоречия, связанные с разным видением как недавней
истории, так и современного положения дел в стране. В этих условиях
правящие круги считают крайне важным «сплочение рядов».
Например,
сотрудница рижского Музея советской оккупации Дануте Дура в интервью
официозному изданию Diena однажды пожаловалась, что стороннему
наблюдателю невозможно узнать, чему на самом деле обучают на уроках
истории в русскоязычных школах. Мол, когда туда приходят представители
контролирующих организаций, урок тут же «превращается в представление».
По словам Дуры, история там преподается «по практике Брежнева», а
школьники научились отвечать на вопросы «так, как нужно» – в то время
как их мнение о прошлом, дескать, совершенно отличается от «официальной версии».
Якобы
это подтвердили и результаты анкетирования, проведенного в русских
школах рижского района Иманта. Так, 91% тамошних учеников отметили, что
их семьи отмечают День независимости 18 ноября (в латышских школах этот
показатель составил только 78%). На вопрос же о том, кем считать
советскую армию, освободителями от нацистов или оккупантами, 70%
нелатышских школьников выбрали «оккупантов». Другими словами, русскоязычные ученики привыкли лицемерить и, дабы не
осложнять себе жизнь, автоматически дают на «скользкие вопросы» ответы,
выдержанные в духе «лоялизма». Новое поколение русских в Латвии учится
«маскироваться» и жить по принципу двоемыслия. Как правило, эти люди
хорошо владеют государственным языком и не особо восприимчивы к
пропаганде, пропуская ее мимо ушей, но при необходимости, воспроизводя
ее штампы. В душе же они нередко относятся к государству проживания
неприязненно или сугубо практично, рассматривая его как «стартовую
площадку» перед отъездом в более успешные страны.
Но
власть хотела бы от русских учащихся не лицемерия, а искренней
преданности идеалам латышского государства. Поэтому чиновники
внимательно присматриваются к педагогам.
Четыре года назад,
выступая на радио, учитель русского языка и литературы рижской 40-й
школы Владислав Рафальский заявил: «Я готов честно говорить, что к этому
государству нелоялен. Я этот режим презираю просто-напросто. Он
отторгает в том числе и моих детей и создает им много проблем». Педагог
добавил, что государство должно заслужить лояльность своих жителей.
Позже Рафальский пояснил, что он выразил нелояльность не стране и ее
народу, а только правящему режиму. После этого члены праворадикальной
партии ВЛ-ТБ/ДННЛ провели пикет, требуя увольнения учителя. Выгнать его
из школы рекомендовала и государственная Служба контроля качества
образования. Однако тогда дерзкого педагога школе удалось отстоять.
Учительнице
младших классов Татьяне Арсентьевой, коллеге Рафальского по той же 40-й
школе, повезло меньше. В 2014-м времена наступили суровые – украинский
кризис в самом в разгаре, в Прибалтике активно готовятся «отражать
возможное нападение восточного агрессора». В такой обстановке
Арсентьева, неосмотрительно поставившая «лайк» в «Фейсбуке» под
карикатурой, высмеивающей государственные праздники Латвии, была
вынуждена подать заявление об увольнении.
Ранее бдительные «патриотсы» отследили преступный «лайк», стукнули куда
надо – и Арсентьевой настоятельно порекомендовали во избежание пущих
неприятностей уйти из школы самостоятельно. «Даже один нелояльный государству педагог может испортить жизнь десяткам
молодых людей», – заявил Шадурскис уже в этом году. Разработанные
и принятые правительством в октябре поправки предусматривают, что в
случае появления признаков «нелояльности» педагога в отношении
государства работодатель должен немедленно его уволить. Более того,
в течение последующих пяти лет учителю, получившему такое клеймо, будет
запрещено работать по специальности.
Как нелояльность могут быть
расценены действия, которые «в ходе учебного процесса формируют
неправильное отношение к себе, другим, труду, природе, культуре,
обществу и государству». «Нелояльный к Латвии учитель, целью которого
является подрыв государства, в тот момент, когда инспектор находится
в классе, преподнесет все как нужно. Но есть инструменты, позволяющие
понять, как отличаются «фасад» и реальная ситуация в школе. Для этого
понадобятся поправки», – подытожил Карлис Шадурскис.
Разработанный
его министерством законопроект не предусматривает конкретного порядка
оценки лояльности учителей. Как пояснил Шадурскис, «в таком тонком деле,
как образование и воспитание, часто мы не сможем найти столь точные
формулировки, как в физике или математике». И теперь педагоги опасаются,
что критерием для выявления «нежелательного элемента» может послужить
что угодно – от рассказанного в тесном кругу политического анекдота, до
томика «опального» ныне в Латвии Вилиса Лациса на полке.
Кстати,
даже не все однопартийцы «Шадурскиса по «Единству» поддержали поправки о
«нелояльных», а оппозиция так и вообще в выражениях не стесняется.
«Один не совсем здоровый министр может испортить жизнь десяткам тысяч
детей, а заодно и учителей», – возмущается мэр Риги Нил Ушаков. Скандальным поправкам еще предстоит пройти утверждение в парламенте. И
не факт, что сейм утвердит законопроект в том виде, в каком он
предлагается. Такое уже не раз бывало: парламентариям давали на
утверждение разные проекты ужесточения государственного контроля над
обществом, однако те под воздействием возмущенной общественности их
мягко «заворачивали». Другое дело, что проскрипционные списки
составляются уже сейчас. Праворадикальное издание «Латвийская газета»
пишет, что известно как минимум о 30 школьных учителях и директорах, которые дают основания сомневаться в своей
лояльности. Пострадать могут не только отдельные люди, но и целые
учебные заведения. Так, весной чиновники отказались продлевать
аккредитацию рижской частной школе Innova, а 30 сентября лишили и
лицензии.
Руководимое известным педагогом Брониславом Зельцерманом
учебное заведение уже давно числилось «неблагонадежным». Будучи
не только практиком, но и теоретиком, Зельцерман сумел создать авторскую
систему целостного развивающего обучения. Основанные им школа Innova
и образовательный центр «Эксперимент» выпустили несколько тысяч
учеников. На его счету сотрудничество с научными центрами России, США,
Германии, образовательными организациями многих других стран, участие
в ряде международных и латвийских исследований.
Государство
заинтересовалось центром «Эксперимент» и школой Innova еще в 2011 году.
Тогда там осуществлялась программа «Лидер гражданского общества»,
заключавшаяся в привлечении талантливых представителей русской молодежи
из разных уголков Латвии – в ходе серии занятий они получали навыки,
позволившие им реализовать свои лидерские задатки в культуре, бизнесе,
политике.
Параллельно Зельцерман и его помощники были замечены в
числе активистов, принимавших участие в подготовке состоявшегося в
2012-м референдума за признание русского языка вторым государственным в
Латвии. А недавно официозные СМИ «разоблачили» одного из педагогов
Innova Маргариту Драгиле – оказывается, молодая мать участвовала в
подготовке акции «Бессмертный полк – 2016» в Риге. И
как можно, спрашивается, позволить работать учебному заведению, в
котором числятся сотрудниками такие неблагонадежные смутьяны?
Сам
Бронислав Зельцерман мрачно заявил газете ВЗГГЛЯД следующее: «На мой
взгляд, между отказом продлить нам аккредитацию и законопроектом
Шадурскиса есть прямая связь. Тем более что уже звучали обвинения в мой
адрес, что я, дескать, принимаю на работу нелояльных педагогов. Теперь
будем пытаться доказать в суде незаконность лишения нас аккредитации и
лицензии. Юристы считают, что мы этот процесс должны выиграть. Однако,
пока суд да дело, школа может попросту перестать существовать». Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|