«Зима близко»: почему у Лукашенко сдают нервы?
Как
показывают последние события, белорусское руководство так и не смогло в
полной мере использовать выгоды от создания единого экономического
пространства с Россией и от функционирования Евразийского экономического
союза. Продолжающая разваливаться экономика, невнятная внешняя политика
и падение авторитета минской переговорной площадки по Донбассу — все
это самым болезненным образом стало сказываться на самочувствии властей
республики, у которых, по всей видимости, уже начали сдавать нервы.
Очередной кризис в белорусско-российских отношениях, который вот-вот
готов выйти за пределы «спора хозяйствующих субъектов» — лишнее тому
подтверждение.
Как известно, газовый спор Белоруссии и ОАО
«Газпром», который пока не удалось решить ни при помощи переговоров, ни
при прямом содействии Александра Лукашенко, уже не первый месяц является
одним из главных камней преткновения в двухсторонних отношениях.
Белорусская сторона уже задолжала российскому монополисту более $ 300
млн, и, похоже, платить по-прежнему не собирается. Дело в данном случае
даже не столько в том, что Минск категорически не признает свой долг,
считая себя вправе нарушать достигнутые ранее договоренности, сколько в
том, что у Белоруссии попросту нет денег.
Формально у Минска есть
три источника, откуда можно было бы попросить займ: Международный
валютный фонд, Россия и подконтрольные ей финансовые институты, а также
Китай. Однако недавние события показали, что рассчитывать белорусам по
всей видимости придется только на свои силы. Например, последняя миссия
МВФ в очередной раз не смогла добиться от Минска четкого ответа на свой
вопрос о том, будут ли в республике проводить требуемые фондом реформы.
Более того, белорусский президент лично потребовал у своих подчиненных
не идти на поводу у банкиров, а предложение написать письмо на имя главы
МВФ Кристин Лагард объявил «унизительным» и идущим вразрез с данными
народу обещаниями. «Это унизительно не только для меня. Это унизительно в
отношении нашего народа», — сказал он. Проще говоря, Александр
Лукашенко отказался от предложенной МВФ модели реформирования
социально-экономической структуры государства, побоявшись нарушить
политическое спокойствие в стране. Это значит, что денег белорусам со
стороны западных финансовых структур в обозримом будущем не видать.
Не
менее печально для белорусских властей складываются и отношения с
Китаем, куда в конце сентября уже девятый раз летал Лукашенко. Ничего
конкретного, кроме улыбок, рукопожатий и множества «потенциальных
проектов» и «договоров на сумму порядка $ 11 млрд», привезти домой
белорусской делегации так и не удалось. Пекин не дал белорусам ни юаня,
согласившись только «объединить и скоординировать стратегии развития
двух стран». По словам белорусского посла в Китае Кирилла Рудого, «пока
поставлена задача сформулировать совместную стратегию сроком до 2030
года». «Думаю, что к концу года удастся сформулировать такой свод, общую
цель, согласовать ее с китайской стороной», — сообщил Рудый. Все
остальное — лишь ничего не значащие меморандумы и договоры о намерениях,
а живых денег как не было, так и нет. Брать же предлагаемые Поднебесной
«связанные» кредиты в Минске уже не хотят, так как ими нельзя решить
стратегический вопрос — латание дыр в бюджете.
Просить же денег у
России, с которой в последние месяцы наблюдается довольно прохладные
отношения, Минску пока не позволяет гордость. Тем более что в
белорусской столице все еще надеются на получение в октябре очередного
транша в рамках кредитной программы Евразийского банка развития. Правда,
все $ 300 млн кредита придется отправить на поддержку убыточных
предприятий и выплату зарплат, а заплатить «Газпрому» из этих денег, по
всей видимости, не удастся. Поэтому и выходит, что платить Минску за газ
ни сегодня, ни в ближайшее время нечем, а «зима близко». Все это и
вынуждает руководство республики действовать как «загнанный в угол
зверь», терять которому практически нечего.
После того, как
Александр Лукашенко не привез в столицу китайских денег, власти страны
пошли на довольно отчаянный шаг, решив «поиграть мускулами» перед
Россией. Речь идет о весьма спорном и вызвавшем крайне негативную
реакцию в Москве решении правительства Белоруссии резко повысить тариф
на транспортировку российской нефти по своей территории. Как известно, в
республике располагаются северная и южная ветки нефтепровода «Дружба»,
по которому идут экспортные поставки российской нефти в центральную и
восточную Европу (около 50 млн т в год). Это направление стало особенно
важным для России после украинского переворота: в 2014—2016 годах
транзит по территории Украины и стран Прибалтики сократился практически
на 65%, а по белорусской наоборот — вырос примерно на 30%. Поэтому
россияне весьма щепетильно относятся к теме тарифов, которые белорусская
сторона вдруг решила повысить. Согласно постановлению министерства
антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии от 28 сентября 2016
года № 30 (вступает в силу с 11 октября 2016 года), тарифы на транзит
российской нефти по территории страны были увеличены в среднем на 50%.
По имеющейся сегодня информации, плата России за транзит нефти через
Белоруссию составляет около 10 млрд руб. в год, и подсчитать потери
российских компаний и прибыль белорусов в будущем не составляет никакой
сложности. При этом известно, что динамика тарифов регулируется
межправительственным соглашением, подписанным после долгих переговоров в
январе 2010 года. В соответствии с методикой, тарифы утверждаются по
согласованию тарифными ведомствами России и Белоруссии до 1 февраля
очередного года, а возможность внепланового роста тарифов возможна
только «при существенных изменениях условий хозяйственной деятельности в
случае наступления непредвиденных обстоятельств». Но и в этом случае
такой шаг также должен быть согласован с «Транснефтью», которое
выступает агентом российских компаний по оплате транзита, и российским
правительством. Если договориться по величине тарифов не удалось,
Белоруссия может повышать их на уровень среднегодовой инфляции плюс
максимум 0,03%. Поэтому совершенно неудивительно, что самовольное и
необоснованное увеличение тарифов вызвало крайнюю степень возмущения у
российской стороны, для которой это событие стало полной неожиданностью.
Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что такого развития
ситуации вполне можно было ожидать.
С одной стороны, действия
белорусов — это ответная реакция на российскую несговорчивость и
сокращение поставок нефти в республику, которые в Москве на официальном
уровне связывают с белорусскими долгами за газ. Последнее уже привело к
серьезным проблемам в экономике Белоруссии: по оценке главы белорусского
правительства Андрея Кобякова, из-за уменьшения поставок в третьем
квартале на 2,25 млн т произошло сокращению объемов промышленного
производства страны и уменьшение ВВП на 0,3% (примерно на $ 150 млн).
Если же, как было анонсировано 23 сентября пресс-секретарем «Транснефти»
Игорем Деминым, Россия в четвертом квартале поставит в Белоруссию всего
3 млн т (на 0,5 млн меньше, чем в предыдущем), то по концу года
республика получит только 18 млн т нефти вместо запланированных 23−24
млн т. Это серьезным образом ударит и по нефтеперерабатывающей отрасли, и
по всей экономике страны. Поэтому белорусские власти и решили «взять
быка за рога», и накануне очередного раунда переговоров по газу провести
«блестящую» операцию по принуждению Кремля к компромиссу.
С
другой стороны, как бы банально это ни звучало, белорусы решили не
только напомнить Москве, что еще не все трубы в республике принадлежат
России, но и использовать ситуацию, чтобы компенсировать свои потери в
газовом противостоянии (то, что Минску придется в любом случае
заплатить, вряд ли кто-то сомневается). Более того, повышение тарифов на
транзит рассматривается белорусским руководством в качестве
своеобразной разменной монеты. Если не удастся договориться о долге за
газ, то новые тарифы могут быть предложены в качестве одного из
инструментов соглашения: отмена повышения в обмен на долг. Эта
незатейливая формула, по всей видимости, родилась в умах белорусских
чиновников уже давно, и является фактически последним экономическим
доводом в двухсторонних переговорах. В дальнейшем, если договориться не
удастся, в ход пойдут уже политические инструменты, начиная от прямых
обвинений в сторону руководства России, и заканчивая откровенным
шантажом с угрозой выхода из всех нынешних интеграционных проектов.
Необходимо
констатировать, что нынешние действия белорусских властей все больше
стали походить на отчаяние. У Белоруссии практически не осталось никаких
действенных доводов, чтобы доказать свою правоту в споре с Россией, а
потому градус напряжения в ближайшее время будет только расти. Конечно,
невнятная позиция по «белорусскому вопросу» со стороны Евросоюза, а
также отсутствие интереса к республике со стороны Китая не позволят
конфликту зайти слишком далеко, однако «загнанный в угол» Минск
постарается изрядно попортить нервы Москве.
Источник Источник: finobzor.ru.
Рейтинг публикации:
|