Дипломатия принуждения 2014-2016. Как Россия противостояла атакам США
Фото: Politrussia.com
Термин «дипломатия
принуждения» был введён в обиход профессором Гарвардского университета Томасом
Шеллингом, а теория такой дипломатии разработана профессором Стэнфордского университета Александром Джорджем.
Данная теория подразумевает под собой использование военных и
экономических методов
(стратегий и тактик) против политического актора (государства) для того,
чтобы заставить его отказаться от существующего намерения и он
отступил.
Дипломатия принуждения работает следующим образом: инициатор дипломатии
выдвигает угрозы и
предъявляет требования к оппоненту, тем самым он улучшает свою торговую
(переговорную) позицию. Каждая сторона ведёт торг в процессе
переговоров, но
нападающая сторона имеет преимущество. Во-первых, преимущество в силе,
во-вторых, в инициировании действий и сложности их отражения.
Дипломатия
США имеет мощные инструменты влияния
(выполнения) угроз – сильные вооруженные силы (прежде всего, флот) и
мощную экономику с большим международным
влиянием. Не будем забывать, что именно США сформировали европейский
рынок в его нынешнем виде согласно послевоенному плану Маршалла, они же
инициировали создание единой европейской валюты евро и активно участвуют
в экономической реконструкции Восточной Европы (в частности, являются
творцом экономического чуда в
Польше). Такое экономическое доминирование даёт США дополнительное
влияние на европейскую политику и
европейские политические учреждения. Наличие и актуальность инструментов
выполнения угроз определяет стратегию дипломатии принуждения и выбор
тактик.
И вот с таких выгодных позиций США начали масштабную
дипломатическую кампанию против Российской Федерации, находящуюся
по-прежнему в определённой зависимости от западных финансовых
институтов, после начала конфликта на Украине. Рассмотрим, какие
тактические и стратегические шаги, были предприняты Вашингтоном и как на
них отреагировала Москва.
Начало дипломатической войны. Ультиматум
В первые же дни после госпереворота в Киева президент США объявил
России ультиматум, в рамках которого были предприняты два
дипломатических шага.
- 28 февраля 2014 года президент США Барак Обама выступил
по поводу ситуации на Украине и действий России, указав, что «любое нарушение
суверенитета Украины будет глубоко дестабилизирующим, что не соответствует
интересам ни Украины, ни России, ни Европы».
- 2 марта 2014 в ходе телефонного разговора с
президентом России Владимиром Путиным президент Обама заявил, что «дальнейшее нарушение суверенитета и
территориальной целостности Украины со стороны России отрицательно скажется на
положении России в международном сообществе и приведёт к ещё большей
политической и экономической изоляции».
Ультиматум является
сильнейшей стратегией дипломатии принуждения. Однако, во-первых, РФ сочла угрозу
США недостоверной. А во-вторых, Обаме потребовались союзники и время на них
повлиять. Обычно ультиматум успешно работает в том случае, если оппонент
сталкивается с угрозой немедленной реакции и понесения потерь. Обама не
поставил лимита времени, и российское руководство получило время и возможность
уклониться от ультиматума.
Кроме того, действия в соответствии с
ультиматумом, согласно которому надо было фактически оставить на
произвол киевских властей 6 миллионов русскоязычного населения, привели
бы к потере лица Кремлём как перед международным
сообществом, так и перед гражданами России. Мировая держава с мощным
военным потенциалом,
сильными международными связями, пусть и отчасти зависимая в
экономическом отношении, не имела права склониться перед диктатом США.
В
то же время размеры российской территории и сильные
политико-экономические связи со значительным количеством соседних
стран потребовали от США немало времени на создание коалиции против
Москвы, куда под воздействием американской дипломатии должны были
войти страны «Большой семёрки» и Евросоюза.
«Постепенный поворот винта». Наступательная стратегия американской дипломатии
США выбирают менее сильную,
но достаточно опасную стратегию Gradual Turning of the Screw – «Постепенный
поворот винта», которая подразумевает поэтапную смену тактик от мягких к жёстким.
Экономические санкции являются одной из важнейших тактик этой стратегии,
которые позволяют оказать воздействие на оппонента, чтобы заставить его
отступить.
Экономические санкцииначались с точечных ударов. Решением Совета Европейского союза от 17 марта 2014
года ввёл санкции против 21 российского и крымского политика и чиновника
(физических лиц). В частности, им запретили въезд на территорию Евросоюза или
транзит через неё, а также заморозили все средства и экономические ресурсы, «которые
принадлежат, находятся в собственности или контролируются данными лицами».
Наиболее
тяжелым ударом стали санкции против банковской отрасли. Пять ведущих
банков РФ попали под воздействие американской и европейской дипломатии:
«Сбербанк России», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк»,
«Россельхозбанк», плюс еще целый ряд менее крупных кредитных учреждений.
Евросоюз и США запретили своим
гражданам и компаниям покупать облигации этих банков со сроками обращения свыше
30 дней, а также предоставлять им кредиты. Платёжные системы Visa и MasterCard
по требованию Министерства финансов США заморозили операции по пластиковым
картам нескольких российских банков.
Американская дипломатия в
банковском секторе имеет два мощных рычага воздействия. Первый рычаг –
доллар: 80
процентов международных сделок заключаются в американской валюте и тем
самым контролируются банковской системой США. Второй рычаг – Федеральная
резервная
система (ФРС), которая осуществляет эмиссию долларов, предоставление
кредитов
нерезидентам, инвестиции в долговые бумаги нерезидентов, участие в
капитале
зарубежных компаний и банков. Таким образом, ФРС является важным
инструментом,
определяющим международную банковскую политику. И если до санкций доллар
стоил 30 рублей, то к декабрю 2014 года он возрос до 64 рублей, то есть
упал более чем в два раза. Как и евро – с 40 рублей стало стоить 78.
Банковские санкции привели к обвалу доллара и являлись ощутимым ударом,
направленным на подрыв банковской системы РФ.
Следующим действием
американской дипломатии был удар по нефтегазовому сектору. ЕС и США запретили организацию долгового
финансирования топливно-энергетических
компаний России – «Газпрома», «Лукойла», «Транснефти», «Газпром нефти»,
«Сургутнефтегаза», «Новатэка», «Роснефти». Были запрещены торговля облигациями
этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации
выпусков таких бумаг. Компаниям США запрещено поставлять им товары и
технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных
участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах.
Результатом
санкций стало снижение цен на нефть. Если в 2013 году баррель стоил 110
долларов, то к концу 2014 года под воздействием санкций цена снизилась
до 98 долларов. На сегодняшний день нефть стоит ниже 50 долларов за
баррель.
Третий «поворот винта» был
направлен против оборонно-промышленного комплекса. Сначала санкциям были
подвергнуты 3 ведущих компании – «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «ОАК», а
также 9 оборонных концернов – концерн «Сириус», «Станкоинструмент»,
«Химкомпозит»,
концерн «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии
машиностроения»,
НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт».
Кроме
того, было введено военно-техническое эмбарго на поставку техники,
деталей и
электроники двойного назначения, с помощью которых изготавливают оружие.
Четвертый «поворот винта» был
осуществлен в финансовом секторе – из России было выведено 164 млрд рублей.
Кроме того, были заморожены
многие совместные проекты между Американской космической компанией НАСА и Роскосмосом.
Демонстрация военной силы также является серьёзной угрозой, так как
показывают оппоненту решимость и влияют на
принятие решения в пользу инициатора угрозы. Так, в 2014 году ВС США
приняли
участие в военных учениях на Украине Rapid Trident («Быстрый тризубец»).
В сентябре 2014 года прошли военноморские украино-американские учения в
Черном
море Sea Breeze-2014. В сентябре прошли также тактических учения с
участием
военнослужащих Украины, Литвы и Польши
под названием Maple Arch-2014. В апреле в 2015 году во Львове прошли
украино-американские военные учения Fearless Guardian-2015.
Помимо украинского
направления, США провели военные учения в 2014 году на Прибалтийском направлении
с привлечением кораблей 6-го флота ВМФ США и представителей ВС 13 стран НАТО. А
затем повторили в 2015 году.
Анализ
действий американской дипломатии показывает, что несмотря на нанесение
ощутимых ударов в четырех секторах российской экономики, дипломатия США
не сумела преуспеть в достижении своих целей - заставить вывести РФ
войска из Крыма и занять политику невмешательства в украинские события.
Причины неуспеха американской дипломатии:
- Несистемный
(выборочный) подход в исполнении санкций;
- Отсутствие чётко установленного времени решения задачи;
- Отсутствие поощрений;
- Угроза отказаться от намерений при затрате большой
цены со стороны РФ.
Кроме того, при воздействии на Евросоюз дипломатия США не учла
что союзник больше теряет, а соответственно, настроен более миролюбиво.
Провал роли США в переговорах с Москвой и новые форматы урегулирования - Минский и Нормандский
Изначально главную роль в переговорном
процессе взял на себя Госдеп США и возглавляющий его Госсекретарь Джон Керри.
Цель переговоров – заставить Россию
прекратить поддерживать свои интересы на юго-востоке Украины и в Крыму в обмен
на отмену санкций. Госсекретарь имел сильную переговорную позицию в
виде поддержки ЕС и мощные инструменты
влияния в виде санкций и других тактик дипломатии принуждения. В середине марта
2014 года Керри на переговорах с министром иностранных дел России Лавровым в Лондоне, несмотря на все шансы на успех,
потерпел неудачу и не достиг цели. Причины крылись в том, что он уступил Лаврову поле для дипломатической
игры и не обрисовал чётко перспективы и угрозы в случае неприятия американских
условий.
В конце мая 2014 года Керри
провел переговоры с Лавровым в Париже. У российской стороны была своя четкая
позиция: признать федерализацию Украины и поддержать статус русского языка как
второго государственного. Керри расценил это предложение как серьезную
политическую уступку и провалил переговоры. Вообще, Госдеп и госсекретарь больше
надеялись на эффект от санкций как средство достижения уступчивости со стороны
РФ, чем на проявление гибкости в переговорном процессе. Однако успех в
переговорах часто достижим только при компромиссе,
то есть принятии некоторых условий оппонента.
США хотели получить Украину целиком, и в результате обрекли переговоры на неуспех.
В декабре 2014 года Госдеп
снова инициировал переговорный процесс с МИД РФ в Риме. Накануне Сенат США
принял «Акт о поддержке свободы Украины», который подразумевал предоставление
военной и экономической помощи Украине. Тем самым Сенат ухудшил переговорную
позицию Госдепа, поскольку Акт демонстрировал агрессивные намерения в
дипломатических и политических вопросах, а не стремление к мирному
урегулированию. Такой шаг дал правительству РФ полагать, что США готовят
Украину для нанесения военного удара по Донбассу. В результате Лавров и Керри вновь не смогли ни о чём договориться.
В декабре 2014 в Вене прошли
переговоры по обсуждению иранской
ядерной программы. В переговорах наряду с Лавровым и Керри приняли европейские
дипломаты. Россия принимала участие в иранской ядерной программе и поэтому ее
позиция весьма важна для мирового сообщества и для дипломатии США. Кроме
иранской проблемы, Керри и Лавров обсудили
урегулирование конфликта на Украине. Однако Лавров умело подчеркнул
значимость РФ в мировых политических
процессах и получил козырную карту в переговорах. Действия дипломатии США к успеху не привели.
Последние переговоры между
дипломатами США И РФ прошли в Сочи в мае 2015. Керри не привез никаких новых
инициатив и предложений для успешных переговоров, кроме как высказался в
поддержку Минских договоренностей 2015 года. Минское соглашение было достигнуто
без прямого участия дипломатии США и не может считаться её достижением.
Основные причины неуспеха Госдепа США в переговорах кроется в безынициативности и отсутствии интересных для Москвы предложений.
Бескомпромиссность, стремление целиком полагаться на
дипломатию принуждения и ее основной инструмент – санкции сузило Госдепу поле
для дипломатического маневра. В результате дипломатия РФ стала искать выходы
для успешного выхода из кризиса и отвергать американские инициативы.
Под давлением дипломатии США
дипломаты и руководство ведущих стран
Евросоюза также искали способы повлиять на Россию. Тем не менее, каждая страна
заняла свою позицию. Великобритания присоединилась к санкциям и поддержала США
в ООН, но устранилась от прямого участия в переговорах. Лондон не выступил самостоятельным
политическим игроком против России: возможно, здесь сказались длительные годы
предыдущих теплых российско-британских взаимоотношений.
Министр иностранных дел ЕСФедерика Могерини занимала сравнительно мягкую по отношению к России позицию.
Роль дипломатии ЕС по ее мнению должна сводиться к посредничеству. Сменивший ее
на посту министра Паоло Джентилони заявил, что поддерживает курс США, но не
поставки ими оружия на Украину.
Таким
образом, между союзниками-дипломатами США и ЕС наметились точки
несовпадения позиций и даже разногласия. Эту сузило для дипломатии США
возможности для усиления совместных действий, ослабляя силу американских
угроз, и расширило возможности МИДа России для манёвра.
В результате дипломатической
войны между США и Россией Германия потеряла
60 тысяч рабочих мест и 6 млрд долларов. Это вынудило немецкого канцлера Ангелу Меркель,
хотя она и занимала проамериканскую позицию, занять ключевую позицию в
мирном урегулировании и самой строить дипломатические взаимоотношения с
Москвой.
Германия вошла в состав «нормандской четверки» с участием России,
Франции, Украины. Именно эта дипломатическая группа занималась
выработкой Минских
соглашений. «Нормандская четверка» фактически подменила Госдеп в
переговорах
по Украине. Разделение действий, отказ от прямого участия в переговорах
«нормандской четверки» ослабили возможности американской дипломатии.
Франция также
продемонстрировала компромиссную позицию. Премьер-министр Франсуа Олланд только
на военной сделке по «Мистралям» потерял 2 млрд рублей, не говоря о последствиях
санкций для фермеров. Из-за ответных санкций должны были потерять работу около 400 тыс. французских фермеров.
Госдеп
США, по сути, выпустил из рук урегулирование конфликта. Полагаясь
исключительно на дипломатию принуждения, он передал инициативу по
переговорам Германии и Франции.
После чего ключевые европейские политические
игроки вместе с дипломатией России искали выход из кризиса без США. В этом
виноваты, с одной стороны, негибкость Госдепа в переговорах, а с другой – готовность союзников США по НАТО
Франции и Германии проявлять большую гибкость и компромисс в переговорах для
достижения мирного урегулирования.
«Пытайся и смотри». Стратегия российской дипломатии против США и ЕС
Зависимость экономики России от
экономик США и ЕС, прежде всего, в
промышленном и банковском сферах не позволила Москве нанести сильный
ответный
удар, однако с целью поддержания политического имиджа, независимости
внешней
политики и защиты своих интересов на Украине правительство РФ выбрало
стратегию Try and see – «Пытайся и смотри». Цель этой стратегии
– оказание противодействия и предоставление возможности оппоненту
вернуться на исходную позицию.
Первым
тактическим приёмом в рамках этой стратегии стало введение против
США и ЕС продовольственного эмбарго – запрета на импорт
сельскохозяйственной продукции. Суммарный годовой объём импорта,
попавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. После
введения
Россией контрсанкций в ЕС приняли два пакета финансовой помощи фермерам
на
общую сумму 290 млн евро. Это не сильный, но всё же весомый контрудар по
действиям дипломатии США и ЕС. В качестве компенсации и поиска
противовеса
правительство РФ организовало увеличение поставок сельскохозяйственной
продукции из стран Латинской Америки (Бразилии, Аргентины, Эквадора,
Чили), а также из Белоруссии, Сербии, Македонии, Азербайджана,
Узбекистана.
Второй тактический приём,
который предприняло Правительство РФ, заключается в укреплении
политико-экономических связей
с БРИКС и создании Нового банка развития с уставным капиталом 100 млрд
долларов. Специализация Банка – инфраструктурные проекты на территориях
стран-участниц БРИКС. Кроме того, на 6-м саммите были подписаны документы о сотрудничестве
между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС и соглашение о сотрудничестве
в инновационной сфере.
Дипломатический
уход в сторону стран БРИКС был дипломатической демонстрацией, жестом,
указывающим, что за спиной России стоит союз стран, готовых поддержать
её в трудную минуту.
Создание банка должно было,
говоря экономическим языком, «подложить валик» ("to bolster") под экономику РФ в
связи с ростом цен на доллар.
Третий тактический приём– Россия начала политико-экономическое и военное сближение с Китаем.
Так, в середине 2015 года китайская сторона в результате углубления
сотрудничества заявила, что готова
повысить торговый оборот до 100 млрд долларов, что на 5 млрд долларов в
сравнении с прошлым 2014 годом. И пусть по итогам 2015 года произошло, наоборот, резкое падение взаимной торговли - до 68 млрд, однако само намерение обеих стран показательно. Кроме того, Минфинансов и
Центробанки Россия и Китая подписали документы о сотрудничестве в финансовой
сфере. Цель соглашения, как доступ на финансовые рынки, использование
национальных валют и в расчетах, то есть уход от влияния американской дипломатии и
влияния ФРС.
В ответ на военные
демонстрации стран НАТО и совместные учения с украинскими ВС Россия также
предприняла ограниченную военную демонстрацию. На прибалтийском направлении в 2014 году почти одновременно с учениями
НАТО проходили военные учения сил Балтийского флота и частей быстрого
реагирования Западного военного округа.
Военное сотрудничество
Москвы и Пекина становится всё более тесным. В 2014 году Россия и Китай
провели совместные военные учения «Мирная миссия-2014» с привлечением
воинских контингентов других стран ШОС. Всего более 7 тысяч
военнослужащих. Это являлось прямой военной демонстрацией направленной
против США и одновременно тактическим приемом. А весной 2015 года ВМФ РФ
и Китая провели в Средиземном море совместные военно-морские учения в
Средиземном море под названием «Морское взаимодействие — 2015», также
направленные против НАТО.
Кроме того, в мае 2016 года впервые было
проведено первое совместное компьютерное командно-штабное учение по
противоракетной обороне «Воздушно-космическая безопасность-2016».
Итоги противостояния России и США в 2014-2016 годах
Дипломатия
принуждения, инициированная США, потерпела поражение. Она не принесла
результатов и не достигла своей цели. Угрозы оказались сильны, но
недостаточно
достоверны. У российской дипломатии оставалось и остаётся поле для
манёвра. Москва продемонстрировала решимость «идти до конца», так как
принятие позиции США и
ЕС изначально означал для Россию потерю лица и роли державы перед мировым сообществом. Расхождение в позициях
дипломатии США и европейской дипломатии, сведение на нет роли МИДа Евросоюза и передача
основных дипломатических функций Германии и Франции со стороны США, позволило
дипломатии РФ перехватить инициативу.
Российская дипломатия умело использовала дипломатию сдерживания и принуждения как оружие против США.
Переговоры министра
иностранных дел РФ Сергея Лаврова с «нормандской четверкой» принесли успех и внесли раскол в
совместные действия США и ЕС. Зависимость французского экспорта
сельскохозяйственной продукции от сотрудничества с РФ поставило в тупик
правительство Франсуа Олланда. А влияние немецких бизнесменов, которые терпели
убыток от российских и европейских санкций, на канцлера ФРГ Ангелу Меркель
побудили её занять более активную и мягкую позицию, направленную на
сотрудничество с российской дипломатией.
Роль дипломатии ЕС и «нормандской
четверки», возможно, уменьшится после прорыва диверсантов в Крым, Кремль свернул
этот формат за ненадобностью, поскольку Европа не сдержала свои обещания. И
переговоры будут вестись непосредственно между Киевом и ДНР/ЛНР, а на более
высоком - между Москвой и Вашингтоном.
В финансовой сфере Россия
умело блокировала действия
американских рычагов давления с помощью стабилизационного фонда с одной
стороны, с другой стороны расширив сотрудничество с КНР - российский
bolstering принес
положительные плоды по торможению падения курса рубля. Как результат,
американцы решили не увеличивать стоимость доллара, давая России шанс
быть
участником переговорного процесса, чтобы не «сжигать мосты», говоря
языком
Томаса Шеллинга и не толкать её на крайности.
Тем не менее, санкции США ещё не
закончились, игры на валютном, и как следствие, на нефтяном рынке
продолжатся,
но исходя из анализа предыдущих действий за 2014-2016 годы, можно быть
уверенными, что правительство РФ найдёт способы, союзы и средства для
выхода из
кризисного положения для защиты своих и государственных интересов. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста: