Украина. Школьная реформа – первый шаг к платному образованию
Арина ЦУКАНОВА
Первого
сентября Украина распахнула двери почти всех школ (не открылись 19 школ
в населённых пунктах в Донбассе) для 414 тысяч первоклассников. Это
первое поколение украинских школьников, которым уготована реформа образования «Нова школа». В полном объёме украинское министерство образования
планирует ввести школьную реформу через год, а нынешний год –
экспериментальный.
Экспериментировать будут на малышах, преобразуя в первую очередь начальную школу.
Чиновники
Минобразования и науки Украины, включая министра Лилию Гриневич,
произносят много слов о том, как скучно и трудно учиться в школе, как
детвору пичкают знаниями, которые совершенно не пригодятся в жизни, как
шлейф советской системы образования не даёт выпускать из школ успешных
молодых людей, способных к самореализации.
Слова
как слова. Чиновничьи. Они похожи на синие и жёлтые воздушные шарики,
заполонившие школьные линейки и классы 1 сентября – такие же лёгкие и
пустые внутри, такие же недолговечные и уныло окрашенные только в два
цвета, которыми ограничен сегодня украинский спектр.
Всё
дело в том, что ненавистная украинским чиновникам от образования
советская система была-таки СИСТЕМОЙ. Обладала всеми преимуществами
системности. Порог школ переступали дети, имевшие начальные
представления о чтении, письме и математике, выпускники же понимали
«успешность» как причастность к свершениям страны, государства: у
станка, за чертежами, на космодроме, заводе, верфи, железной дороге, в
лаборатории или в геологоразведке.
Известнейший
украинский певец (о котором ныне на Украине вспоминают почему-то
редко), народный артист УССР Назарий Яремчук, родившийся в начале 50-х
годов прошлого века, мечтал быть путешественником, исследователем,
работал в отряде сейсмологов, со второй попытки, будучи уже солистом
легендарной «Смерички», поступил в университет и окончил его.
Потом
мечта стала другой, и Яремчук шёл к этой мечте так же сосредоточенно и
серьёзно, как и к мечте о геологии. Пригодились ли ему в жизни школьные
знания, которые в юности определили его увлечение, а во взрослой жизни –
подвели к поездкам в Афганистан и Чернобыль с концертами для военных и
ликвидаторов аварии на ЧАЭС (там он был трижды)?
Сегодня
на Украине, не жалеющей сил для борьбы с советским прошлым, людей
уверяют, что «пореформенный» выпускник сразу будет «успешным»: неважно,
что не геологом или певцом, зато успешным «патриотом».
Реформа
школы нацелена именно на это – на «воспитание патриотов». Пани министр 1
сентября нарядилась в вышиванку, тем самым подав недвусмысленный сигнал
учителям, ученикам и родителям: именно такой она видит школьную одежду.
На праздничных линейках по всей стране детвора слушала политинформации о
войне, «российской агрессии», «врагах, которые хотят забрать у нас
Украину», «территориальной целостности» и о том, как важно быть
«патриотами». Школьники пели гимн, разворачивали вышитые рушники,
выстраивались в «цепочки единства», танцевали с сине-жёлтыми
полотнищами, слушали «киборгов» и «промбергов», воевавших в Донбассе,
дарили военным цветы и караваи.
Особенной
«патриотизации» подверглись 1 сентября школы в городах той части
Донбасса, которая осталась под контролем Украины: в Славянске и
Волновахе в глазах рябило от сине-жёлтого буйства. Складывалось
впечатление, что дети пришли в школу не для того, чтобы получать знания,
а в качестве человеческого материала, из которого власть лепит
«патриотов».
Впрочем,
новшества в начальной школе, уже с этого учебного года запланированные
реформой, только доказывают, что в новой украинской школе знания
вторичны. Учителей реформа нацеливает на обучение навыкам счёта без
включения механизмов памяти (это называется ненужной зубрёжкой), на
полный отказ от скорочтения, от каллиграфии. Заложенные природой
способности в школе развивать теперь не обязательно.
«Например,
математика нужна не только как голая теория, а и на практике: чтобы
правильно рассадить сад, или посчитать семейный бюджет, или
спрогнозировать доходы от размещения денег в банке», – поучает пани
министр украинского образования.
Вот
ведь как выходит: математика украинцу новой формации нужна не для того,
чтобы в космической отрасли работать, а для того, чтобы тратить жизнь
на кредиты-депозиты и «садок вишневий біля хати» (под который тоже нужен
кредит).
При
этом министры и обслуживающие их журналисты почему-то уверены: если
ребёнка избавить от запоминания в начальной школе, то потом «дети смогут
спокойно умножать и двузначные, и трехзначные числа».
«Раньше,
когда задачей школы было готовить людей индустриальной эпохи, послушных
рабочих или бухгалтеров, было достаточно просто зазубрить табличку
умножения. Сейчас нужны люди думающие, а не просто исполняющие
инструкции», – рассуждает заслуженная журналистка Украины Иванна
Коберник.
Действительно,
Украине не нужны «послушные рабочие». А то ведь они в Мариуполе на
заводе «Азовсталь» молчат в ответ на произнесённый президентом пароль
«Слава Украине!». Самолёт-гигант «Мрія» вместе с чертежами продан Китаю
под одобрительные крики прессы – дескать, Украине хватит и одного такого
самолёта, а если не продать документацию, китайцы всё равно найдут
способ скопировать самолёт. Для чего нужны рабочие профессии, киевские
журналисты понимают с трудом: столичный «Большевик» давно превратился в
торгово-развлекательный центр, а всё для жизни можно купить в Европе –
от вагона метро до телевизора, привезённого в ближайшую торговую сеть.
Над тем, кто всё это ремонтирует и обслуживает, в киевских кабинетах и
редакциях не задумываются: словосочетание «успешный рабочий» не
складывается, в украинском языке вообще нет существительного «рабочий»,
есть совсем другое - «работник». Нет рабочего завода, есть работник
завода.
Возможно,
поэтому министерство образования слабо представляет себе, зачем Украине
рабочие профессии, и не помнят, как вообще выглядит рабочий. «Послушные
рабочие» не нужны, реформа будет строгать в школах «думающее»
поколение. Над чем оно будет думать, не получив базовые знания, не
уточняется. Зато эсэмэски детей научат писать по-английски. Да и вообще
приблизят маленького украинца к цивилизованному миру заменой прописных и
строчных букв английского алфавита печатными.
Все
эти нововведения можно было бы списать на очередную «новую метлу»,
которая «по-новому метёт». Однако именно эта реформа таит в себе
новости, о которых ни родителям, ни общественности не сообщают ни под
каким соусом: боятся не то что спугнуть – возмутить народ.
Разгрузка
начальной школы через несколько лет неизбежно приведёт к тому, что
школьное образование перестанет быть доступным для всех. За красивыми
словесами министерства о счастливых детях, которым теперь не придётся
особенно напрягаться, чтобы научиться как-нибудь читать и как-нибудь
считать, поскольку начальная школа станет продолжением средней группы
детского садика, видится будущее, в котором для бедных семей (а это -
основная часть домохозяйств Украины) – бесплатные школы, где учат
«чему-нибудь и как-нибудь», упирая на «патриотизм», для обеспеченных –
школы платные, со своей системой обучения, далёкой от реформы
образования. Результатом станет полная остановка социальных лифтов,
точнее, замена этих лифтов социальными унитазами: одни школы будут
выпускать человеческий материал для неквалифицированного труда, войн и
революций, другие – тех, кто будет управлять полуграмотным большинством,
наученным на уроках математики жить в кредит.
Совершенно
неудивительно, что хозяева частных школ, которых на Украине пока совсем
немного, рассматривают образование как бизнес-проект. «Должна быть
высокая стоимость человеческого капитала, чтобы, закончив школу в 17-18
лет, человек не просто что-то когда-то знал и забыл, а стоил
определённую сумму денег», – считает пан Владимир Спиваковский, хозяин
киевского лицея «Гранд», год обучения в котором обходится в 11,5 тысячи
евро. За такие деньги ребёнка здесь будут учить тому, что захотят
родители, и хороводы вокруг него водить. Поскольку большинство тех, кто
способен заплатить почти 140 тысяч евро за 12 лет обучения сына или
дочери (реформа школы предполагает переход на 12-летнее образование с
2017 года), видят в своих детях будущих студентов Итона или Кембриджа,
где недостаточно умения читать по слогам и писать сообщения на гаджетах
на английском.
Совсем
скоро Украина доживёт до того времени, когда банки станут в массовом
порядке выдавать кредиты на обучение ребёнка в более или менее приличной
частной школе, где стоимость образования будет сравнима со стоимостью
иномарки.
Тем
же, кто не сможет платить за школьное образование ребёнка в частных
лицеях и колледжах, придётся раскошеливаться на репетиторов, которые
научат и таблице умножения, и основам наук. Целая прослойка «Марьиванн»,
которых школьная реформа собирается вытеснить за двери школ в силу их
«зашоренности» и «косности», будет, как в старые добрые времена, давать
частные уроки. В городах – за деньги, в сёлах – за продукты. Тем более
что не все детишки физически смогут добираться до хвалёных «опорных
школ», расположенных далеко от родного дома. Вот и потечёт ручеёк к
местным преподавателям, возрождая традиции домашнего обучения.
Ну а бесплатные школы, количество которых планомерно сокращается, будут заниматься «патриотизмом».
Украина успешно избавляется от социалистического наследия – бесплатного среднего образования.
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|