Почему Россия должна заниматься курдским вопросом // Джамиля Кочоян
Неужели курдская проблема лишняя для Москвы?
Материалы
о российско-курдистанских взаимоотношениях зачастую приводят к резкой
обратной связи от читателей: с одной стороны, положительной, а с другой —
негодующей. Причина недовольства одна — «Почему Москва должна
заниматься курдским вопросом? Пусть этим занимаются руководства стран,
разделивших Курдистан!». Подобную реакцию вполне можно понять. Россия
«богата» социально-экономическими проблемами, которые беспокоят граждан:
от внутренних угроз терроризма до коррупции. Вот и операция РФ в Сирии,
помнится, вызывала подобную реакцию у населения в духе «пусть власти
займутся благосостоянием граждан, нежели расходуют миллиарды на
стабилизацию конфликтной ситуации в чужой стране».
Неужели
курдская проблема действительно лишняя для России? Считаю, что нет. Если
бы Россия имела статус непримечательного карликового государства,
наподобие Микронезии, которую не каждый и на карте найдет, наверняка ее
не беспокоили бы проблемы чужих этносов. Да и что говорить — курдов
Микронезия тоже особо не интересует. Но Россия слывет мировой державой,
ведущей борьбу за лидерство чуть ли не на смерть. А это значит соучастие
в международных делах.
Моя задача предоставить максимум
аргументов всем тем, кто считает, что Москва не должна заниматься
курдским вопросом. Чтобы не быть голословной, я основываюсь прежде всего
на правовой базе и экономических показателях, то есть буду максимально
объективной.
Нормативно-правовой аргумент. Москва должна
заниматься курдским вопросом ввиду принятой Концепции внешней политики
РФ. Этот аргумент наиболее формальный и доказательный с юридически
правовой точки зрения: «Россия будет вносить весомый вклад в
стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки,
проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского
мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной
Африки», «Россия настроена и далее развивать двусторонние отношения с
государствами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки» (пункты
№88,90 Концепции).
Имеет место еще один документ — указ президента
о мерах по реализации внешнеполитического курса, в котором прописана
задача «выступать за преодоление внутригосударственных кризисов в
регионе Ближнего Востока и Северной Африки путём прекращения насилия,
откуда бы оно ни исходило, и проведения общенационального диалога без
предварительных условий, на основе уважения суверенитета и
территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние
дела».
Россия принятой нормативно-правовой базой позволила
общественности понять, что Ближний Восток занимает одно из приоритетных
направлений внешней политики. Несмотря на многие высказывания
официальных лиц российского истеблишмента о том, что курдский вопрос не
входит в поле первичных интересов, наша страна должна понимать, что
рассматривать Ближний Восток вне курдского вопроса — недальновидно и
неправильно. Пока не будет найдено легитимное для всех сторон разрешение
курдского вопроса, противодействие курдскому геноциду и ущемлению прав
этноса, Ближний Восток будет оставаться пылающим пожаром постоянных
конфликтов, которые будут отражаться на мировых политэкономических
процессах.
Энергетический потенциал
Стратегия национальной
безопасности 2020 гласит: «Внимание международной политики на
долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками
энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке». В иерархии направлений
российской внешней политики Ближний Восток — один из приоритетов наряду с
Европой, Китаем и ведущими странами. Но теперь, когда Москва утвердила
задачу добиться признания России в статусе великой державы, она больше
не может игнорировать такой географически близкий, перспективный,
богатый нефтяными ресурсами и относительно стабильный в социальном и
политическом плане регион, как Курдистан. Ирак занимает V-ю строчку в
рейтинге десяти стран с доказанными запасами нефти, а в Ираке наиболее
энергетически изобильный район — Иракский Курдистан.
Борьба за сферу влияния «США vs Россия»
Негласный
план США на Ближнем Востоке содержит пункт, касающийся создания
Курдистана путем реализации автономии Сирийского Курдистана (это
доказывают многочисленные данные о тяжелом вооружении и финансировании
курдских отрядов) и объединения его с Иракским — так считает часть
экспертного политического сообщества, называя еще не созданный Курдистан
проамериканским. Нужно ли это России, стране, которая имеет все
возможности взять в свои руки создание Курдистана? Сложно ответить.
Новый Курдистан может быть и пророссийским, если Россия будет
акцентировать свой политический курс на курдский вопрос, вооружать
курдские отряды Сирии, подобно США, если Россия будет направлять курдам
Сирии не патроны (как писали недавно СМИ), а ракетные системы и тяжелое
вооружение, чтобы вести борьбу с ИГИЛ более современными методами. Могу
сказать точно — курдам не столь важно под господством какого государства
будет создан Курдистан, им важен сам факт реализации своей страны.
Не
отдаляясь от темы Сирии, предложу следующий аргумент. Курды — ключевые
игроки в гражданской войне в Сирии, а Россия — страна, имеющая
максимальное влияние на Дамаск, главный международный союзник Башара
Асада. Крайне важно отметить, что именно благодаря курдам сегодня
сохранен правительственный режим Асада, поскольку курды — нейтральны в
своей позиции к руководству республики. Россия может помочь курдам в
реализации автономии (откровенно говоря, у России возможностей это
сделать даже больше, чем у самого аль-Асада). И именно курды (а не
Турция) могут помочь России выйти из войны в Сирии спасительной
державой. Никаких сантиментов, исключительно политически выгодная
взаимность.
Таким образом, вышеуказанные аргументы достаточно
значимы и вески, чтобы Россия занималась курдским вопросом. Я не думаю,
что курды будут всецело придерживаться пророссийской позиции, впрочем,
как и проамериканской, в надежде заполучить их поддержку. Горький
исторический опыт научил этот этнос не класть все яйца в одну корзину.
Сегодня им нужно быть максимально прагматичными, дальновидными и при
этом независимыми. Современная геополитика — это коммерческий рынок, где
главенствуют «спрос и предложение». От того, как преподнесут себя
курды, и как предложат партнерство с собой — будет зависеть «спрос»
внешних игроков.
Джамиля Кочоян, информационное агентство REGNUM
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Блог автора Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Курды хотят своё государство, этим всё сказано. И да, курды будут играть на противоречиях США, России, Турции, Ирака и других государств в регионе, ради собственных преференций. Как говорится: бизнес, ничего личного.
Россия настаивает на неделимости территории Сирии, а от этого позиция Москвы курдам малоинтересна (не соответствует их запросам). США-же заинтересована в создании Курдистана как своей вотчины и плацдарма в регионе. Изобилие нефти и удачное расположение - от такого США не откажутся без боя. Воевать они сами не будут, ест. А значит вскоре стоит ожидать "игилизации" курдов, со всеми вытекающими. И это уже будут не пришлые бандформирования, а "национально-освободительное движение курдов". В общем "План Б" по Сирии, и не только, разыгрывается США по полной.
--------------------