На страницах НВО уже отмечалось,
что основное внимание ведущих американских "мозговых центров” США
(think tanks) в последние годы во всё большей мере уделяется различным
аспектам внутренней и внешней политики КНР.
Поскольку по факту Китай
уже является главным геополитическим оппонентом США, то особенно
тщательно изучаются тенденции его оборонного строительства, эволюция
военной стратегии в тех регионах, в которых отмечается усиление прямого
военно-политического противостояния двух ведущих мировых держав.
Таковым
регионом становится, прежде всего, относительно узкая морская полоса,
примыкающая к побережью КНР и включающая в себя Корейский полуостров,
Тайвань, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря.
Следует
отметить вполне "прикладной” характер подобного рода работ. В них
проводится сравнение потенциалов вооружённых сил обеих мировых держав в
целом, а также тех группировок, которые сосредоточены в районах
наиболее острого противостояния.
На основе результатов
исследований формулируются предварительные рекомендации по
корректировке американского военного строительства и стратегии
использования вооружённых сил США в гипотетическом конфликте с КНР.
Так, в октябре 2015 г. знаменитая RAND Co. опубликовала итоги обширного (на 430 страницах) исследования на тему "Система
американо-китайских военных показателей: вооружённые силы, география и
развитие соотношения сил в период 1997-2017 гг.”.
В ней
рассматривалась главным образом эволюция китайских ВС, а также
оценивалось изменение соотношения военных потенциалов США и КНР.
Основной вывод исследования носил вполне очевидный характер и
фиксировал быстрое сокращение за последние 20 лет разрыва в
качественных характеристиках ВС обеих стран.
Среди новых и столь
же объёмных работ американских мозговых центров, появившихся уже в 2016
г., заслуживают внимания две. Одну из них, под незатейливым заголовком
"Война с Китаем: размышления о немыслимом”, в конце июля выпустила та же RAND Co.
Другая, опубликованная полугодом ранее, явилась продуктом комплексного исследования "Азиатско-Тихоокеанское перебалансирование 2025: возможности,
присутствие и партнёрства”, проделанного не менее авторитетным Центром
стратегических и международных исследований (Center for Strategic and
International Studies, CSIS).
Авторы второй работы (с
"рекомендациями президенту и конгрессу”) напоминают, что к обозначенной
в ней теме CSIS уже обращался в 2012 г., то есть сразу после того, как
сам факт "перебалансирования” был публично обозначен в конце 2011 г.
Бараком Обамой и тогдашним госсекретарём Хиллари Клинтон.
Как
видно, в заголовок новой работы CSIS не вынесено слово "Китай”. Но
следует напомнить, что само "перебалансирование (сдвиг)” в АТР политики
США решающим образом вызвано фактом превращения КНР во вторую мировую
державу. "Китайская тема” проходит красной линией через весь текст
очередного исследования CSIS. Она, в частности, занимает центральное
место в главе "Американские интересы и риски в Азии”.
Примечательным
представляется обширный список стран, которые рассматриваются в главе
"Роль союзников, партнёров и региональных организаций”. В числе таковых
перечисляются не только Япония, Австралия, Южная Корея, Филиппины,
Сингапур, с которыми Вашингтон имеет те или иные формы союзнических
соглашений, но и Индия, Вьетнам, Индонезия, Малайзия.
Вторых следует отнести (пока) к "партнёрам” США, но, как уже не раз отмечалось в НВО, процесс развития всесторонних отношений с ними (особенно с Индией и Вьетнамом) идёт, что называется, полным ходом.
Обращает
на себя также внимание географическая широта охвата экспертами CSIS
процесса "перебалансирования” американской внешней политики. Уже давно
не является новостью расширительное толкование категории
"Азиатско-Тихоокеанский регион”, в который теперь включаются и
прибрежные районы, а также акватория Индийского океана. В данном же
исследовании CSIS отдельная глава посвящена региону Арктики.
Итоги
работы сведены в четыре группы "Рекомендаций в целях обеспечения
перебалансирования”. Представляется достаточно информативным их простое
перечисление:
- согласование азиатской стратегии внутри руководства, а также с союзниками и партнёрами США;
- повышение возможностей, потенциала, гибкости, а также интероперабельности с союзниками и партнёрами;
- поддержание и расширение американского военного присутствия;
- ускорение развития инновационных возможностей и концепций.
Что
касается новой работы RAND Co., то она (как и прошлогодняя), на
авторский взгляд, должна представить интерес, прежде всего, для
специалистов в области моделирования процесса зарождения и хода
современных вооружённых конфликтов. Вполне традиционных (а не неких
таинственных "неконвенциональных”), которые ведутся на
межгосударственном уровне.
Главные проблемы в области
моделирования политических процессов (и вооружённых конфликтов как их
крайнего проявления) обусловлены сложностями, возникающими в ходе
необходимой формализации, выборе системы ограничений и допущений,
поиске исходных данных и методологии их обработки, более или менее
адекватном толковании полученных результатов.
И хотя на политическом уровне последняя (как, впрочем, и предыдущая) работа RAND Co. получила вполне понятную негативную оценку в Китае, но, как представляется, она подвергнется тщательному
профессиональному анализу со стороны китайских военных экспертов с
целью извлечения полезной для себя информации. При этом едва ли будут
приниматься во внимание аспекты "близости-отдалённости” RAND Co. от
Пентагона или ЦРУ.
Польза, видимо, была извлечена уже из работы
"Система американо-китайских военных показателей…”, которая появилась
очень кстати, то есть накануне радикальной корректировки в конце
прошлого года стратегии военного строительства КНР.
Наконец, для
наблюдателя за развитием политической ситуации в АТР примечательным (и
настораживающим) сигналом является уже сам факт перевода на экспертном
уровне проблематики вооружённого конфликта между двумя ведущими
мировыми державами из области "немыслимого” в сферу "размышлизмов”.
В
этом плане, однако, следует отметить крайне важный момент, который
авторы работ CSIS и RAND Co. просто не могли принять во внимание в
период проведения исследований. Он заключается в том, что буквально в
последние месяцы резко обострился вопрос о соотношении приоритетов
внутренних и внешних проблем США.
Этот вопрос уже оказался в
центре идущей сейчас президентской кампании и нельзя исключать того,
что новому руководству США придётся сосредоточиться на решении вполне
"мыслимых” внутренних проблем в ущерб (действительно "немыслимым”)
внешнеполитическим амбициям.
Владимир Терехов,
эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для
интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|