Литва провалила американское задание по срыву «Северного потока – 2»
Госдеп США из-за очередного фиаско Вильнюса был вынужден активно подключиться к обсуждению «Северного потока – 2».
Как
и в случае с провалом председательствовавшей в ЕС Литвой подписания на
саммите «Восточного партнёрства» в 2013 г. торговой ассоциации с
Украиной, Вашингтон взял на себя переговорный процесс с европейцами по
данному вопросу.
Литва в качестве одной из приоритетных
внешнеполитических задач определила, ни много ни мало, противодействие
реализации международного коммерческого проекта «Северный поток – 2».
Вильнюс, по устоявшейся традиции, сразу взял на себя роль по
сколачиванию антироссийской коалиции из восточноевропейских американских
сателлитов. Необходимую тональность, как водится, задала президента
Литвы Д. Грибаускайте, обвинив Москву в ущемлении «европейских
интересов», попытке «расколоть ЕС изнутри», а также «ослабить влияние
Украины как транзитной страны». Глава литовского государства
инициировала коллективное письмо на имя председателя Еврокомиссии Ж.-К.
Юнкера, под которым подписались премьер-министры семи стран, являющихся
потребителями российских энергоресурсов (Румыния – 0,5 млрд куб. м,
Словакия – 4,4, Венгрия – 5,4, Польша – 9, Чехия – 0,8, Латвия – 1,3 и
Эстония – 0,5). Литовские аргументы относительно общих «энергетических
интересов и принципов безопасности перед лицом российской угрозы»
остались неуслышанными в силу, очевидно, превратного толкования
Вильнюсом долгосрочных интересов ЕС. Попытки увязать рассмотрение
целесообразности проекта в формате какого-либо из саммитов ЕС, где
требуется консенсус, были проигнорированы Брюсселем и его основными
грандами – Германией и Францией. В Париже и Берлине прекрасно отдают
себе отчёт в экономических реалиях, заключающихся в росте потребления
энергоресурсов в ближайшие десять лет, и готовы действовать на
перспективу. По оценкам международных экспертов, потребности Европы к
2025 г. увеличатся не менее чем на 100 млрд куб. м (ориентировочно на
20%), а к 2035 г. – на 150 млрд куб м.
В случае немецких
властей Берлину необходимо думать на будущее в связи не только с ростом
потребления энергоресурсов, но и с необходимостью замещения атомной
генерации после окончательного отказа от АЭС в 2025 г. (объём
производства электроэнергии на атомных станциях сегодня примерно равен
объёму электроэнергии, произведённой из 35 млрд куб. м газа).
В
условиях, когда текущая загрузка «Северного потока» составляет 94%, для
Германии вопрос наращивания пропускных мощностей актуален, как никогда.
Коммерческий проект «Северный поток – 2» как раз и призван
компенсировать возникающий дефицит (дополнительные поставки 55 млрд куб.
м газа в год в Германию, что в сумме составит 110 млрд куб. м).
Москва
также заинтересована в реализации данного проекта в силу его
экономической целесообразности: гарантированный европейский рынок сбыта,
а также надёжные и платёжеспособные контрагенты. Как отмечают эксперты,
после ввода «Газпромом» в строй нового северного коридора только до
2020 г. экономия на эксплуатационных затратах составит 1,6 млрд долларов
США (в связи с тем, что стоимость транспортировки газа будет
существенно ниже, чем через территорию Украины). Для сравнения, сегодня
транспортный тариф для «Газпрома» на Украине составляет 2,5 доллара США
за тысячу куб. м газа на 100 км, а в случае с «Северным потоком – 2» –
2,1 доллара США, что на 19% меньше. А сама стоимость импорта газа из РФ в
Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем через территорию
Украины. Таким образом, экономическая целесообразность и необходимость
сокращения издержек лежат в основе продвигаемого рядом европейских стран
коммерческого проекта «Северный поток – 2». При этом Россия полностью
не отказывается от транзита через газотранспортную систему (ГТС)
Украины, планируя оптимизировать до 2020 г. транзитные мощности до 10–15
млрд куб. м (сегодня – 61 млрд куб. м).
Все эти
экономические выкладки наглядно демонстрируют голословность литовских
обвинений относительно геополитического подтекста нового проекта в связи
с «загруженностью наполовину "Северного потока”».
На днях
свою обеспокоенность по поводу реализации «Северного потока – 2»
высказали и американцы. Специальный посланник Государственного
департамента США по вопросам мировой энергетики Амос Хохштайн заявил,
что осуществление этого проекта может «привести украинскую экономику к
коллапсу» (не тотальная коррупция и запредельные расходы из бюджета (5%
от ВВП) на ведение войны на Юго-Востоке Украины (более 2 млрд долларов
США), – прим. автора). Как подчеркнул американский чиновник,
строительство трубопровода в обход Украины приведёт к тому, что «шаткая
экономика этой страны потеряет доход в размере 2 млрд долларов США, в то
время как мировое сообщество пытается помочь этой стране». Выходит, что
именно Россия, которую Запад позиционирует как основного агрессора
против Украины, и является основным донором помощи. Только кто же
является её конечным бенефициаром? Американские транснациональные
корпорации, контролирующие ГТС Украины, чьи интересы лоббируются
правительством США.
Американцев понять можно: контролируя ГТС
Украины (мощность – 280 млрд куб. м, из которых 180 – на экспорт), в
случае реализации «Северного потока – 2» они теряют ежегодные доходы в
размере 2 млрд долларов США от транзита российского газа в Европу. Но
экономические потери не самое главное. Вашингтон лишается рычага
давления на Брюссель, который при проявлении самостоятельности всегда
можно было припугнуть накануне очередного зимнего отопительного периода
отбором Украиной европейского газа или и вовсе остановкой европейского
транзита, возложив по традиции ответственность на «ненадёжного» партнёра
в лице России. Сегодня такой подход, как прежде, уже не срабатывает.
Европейские страны – участницы проекта демонстрируют серьёзность
намерений, что заставляет американцев вплотную озаботиться данной
проблемой.
Как подчеркнул специальный посланник Госдепа
США А. Хохштайн, «Германия, участвующая в проекте "Северный поток – 2”,
является близким союзником США, с которым Вашингтон в настоящий момент
обсуждает проблему политической составляющей проекта».
Что же
касается Литвы, в очередной раз провалившей американское задание, то ей
самой следовало бы подумать над тем, как в будущем не оказаться в
схожей с Киевом ситуации. Сегодня через территорию Литвы осуществляется
транзит российского газа в Калининградскую область, чей годовой объём
потребления сопоставим с литовским объёмом – 2,5 млрд куб. м. Плата
России за транзит составляет 10–11 млн евро в год. Москва в рамках
повышения энергетической безопасности Калининградской области на фоне
неоднократно звучавших угроз литовских политиков перекрыть транзит газа
реализует комплексную стратегию по диверсификации поставок газа в
регион. С завершением строительства «Газпромом» регазификационного
терминала сжиженного природного газа на побережье Балтийского моря
(мощность более 3 млрд куб. м в год) с его интеграцией в подземное
газовое хранилище (введено в строй в 2011 г.) российский анклав станет
энергонезависимым.
В этой связи Литве, которая называет
своего соседа «террористическим государством», периодически оскорбляя
его главу, вряд ли стоит рассчитывать на дальнейшее транзитное
сотрудничество (Литва уже лишилась российского транзитного грузопотока).
Таким
образом, Вильнюс в угоду сиюминутной политической конъюнктуре и
заокеанским интересам готов в очередной раз пожертвовать собственными
экономическими интересами, став, по сложившейся традиции, самой
пострадавшей от ответных действий России страной. Вильнюсу не привыкать:
недавно американское аналитическое агентство Bloomberg признало Литву
самым пострадавшим от российских контрсанкций государством (потери в
2015 г. составили более 1 млрд долларов США).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+