У
российского президента Владимира Путина на этой неделе был необычайно
напряженный график, и общий ход событий в черноморском бассейне в
течение нескольких последних дней указывает на то, что все происходящее
отнюдь не является цепью случайностей.
В понедельник в Баку
Путин встретился с иранским президентом Хасаном Рухани и
азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым в рамках трехстороннего
саммита Россия-Иран-Азербайджан. Три лидера подписали документы,
связанные с реализацией инфраструктурных проектов, направленных на
создание так называемого коридора "север-юг", который свяжет Европу и
южную Азию через Россию, Азербайджан и Иран.
Иран, уже испытавший
на себе проблемы, вызванные международными санкциями, и Россия, в
настоящее время находящаяся под действием западных санкций, горят
желанием заложить основу международной экономической системы, которая
будет свободна от давления со стороны США или Европейского союза, в то
время как для Азербайджана два крупных торговых маршрута – север-юг и
ветвь "Нового шелкового Пути" с востока на запад (а также южный
энергетический коридор в Европу), пересекающиеся в Баку, способствовали
бы существенному росту геоэкономического значения страны.
Впрочем,
помимо упомянутых вопросов, эти три президента нашли общий язык еще по
одной проблеме. Речь идет о международной политической безопасности.
Все трое полагают, что Соединенные Штаты Америки заинтересованы в
инспирировании "цветных революций" и восстаний против нынешних
правителей в Кремле, Дворце Саадабад и президентском комплексе на улице
Истиглалият в Баку.
Несмотря на свои политические разногласия, а
эти три страны не всегда занимают общие позиции по энергетическим
проблемам (в том числе касающимся акватории Каспийского моря и ее
раздела между прибрежными странами), Москва, Баку и Тегеран согласны с
принципиальным положением, согласно которому поддержание статус-кво в
одной из стран выгодно соседним государствам, и им следует сотрудничать
в целях предотвращения любых революционных перемен.
По
некоторым данным, Рухани попросил Путина обсудить это положение в ходе
следующей его встречи, днем позже в Санкт-Петрбурге, куда турецкий
президент Реджеп Тайип Эрдоган прибыл с целью примирения с Россией.
Эрдоган, похоже, все еще потрясен попыткой государственного переворота в
его стране в прошлом месяце, к тому же он и его советники по-видимому
склонны считать, что даже если Соединенные Штаты и не были
непосредственным инициатором этого переворота, Вашингтон был бы весьма
доволен в случае его успеха.
Если перейти к более прагматическим
вопросам, следует отметить, что Эрдоган в последнее время начал
пересматривать свою политику в Сирии. В отличие от американских
стратегов, которые порой проявляют чрезмерное упрямство, добиваясь
своей цели, в надежде что настойчивость и дополнительные ресурсы,
брошенные на ее достижение, принесут какой-то иной результат, Эрдоган
осознает очевидные негативные последствия возможного продолжения
конфронтации с Россией из-за Сирии. И дело не только в том, что
вероятность крушения режима сирийского лидер Башар аль-Асада сегодня
значительно меньше, чем казалось прошлым летом. Обострение
напряженности с русскими, а также острая заинтересованность Америки в
надежных союзниках, способных вести вооруженную борьбу против
"Исламского государства" (ДАИШ), делают сегодня создание независимого
сирийского Курдистана гораздо более реальной перспективой, чем в 2015
году. С точки зрения Анкары, было бы предпочтительно, чтобы "Асад ушел",
но только не ценой возникновения еще одного автономного курдского
государственного образования на границе с Турцией.
Отношения
Эрдогана с Европой также существенно ухудшились. В прошлом году он был
незаменимой фигурой в урегулировании миграционного кризиса. Сегодня эта
основа для развития отношений между Турцией и Евросоюзом уже не столь
прочна. Гораздо более весомым аргументом была бы ключевая роль Турции в
транзите энергоносителей на европейский рынок. Разумеется, на первом
месте – Трансанатолийский газопровод, доставляющий энергоресурсы из
Азербайджана, однако если Турции также удастся получить "Турецкий
поток" из России и стать конечной точкой на пути нефти и газа из
израильских шельфовых месторождений "Левиафан", Анкара превратится в
энергетический распределительный центр Европы.
Итак, Эрдоган, как
некогда император Генрих IV в Каноссу, отправился в паломничество в
бывшую имперскую столицу России, чтобы принести свои извинения лично
Путину за сбитый в прошлом году российский военный самолет на границе с
Сирией, а также представить ему свои предложения по совместным
действиям в Сирии и возобновлению проекта "Турецкий поток". Что
касается последнего, Эрдоган ясно понимает, что вернув на повестку дня
вопрос о "Турецком потоке", он возродил желанную перспективу для Москвы
– достичь провозглашенной цели и к 2019 году полностью прекратить
транзит энергоносителей в Европу через территорию Украины.
Еще
одним днем позже, уже в Москве, Путин встретился с президентом Армении
Сержем Саргсяном. Армянский лидер, столкнувшийся с внутренними
потрясениями, получил те же гарантии, то есть заверения в том, что
Москва стремится к сохранению статус-кво. Однако, Путин также ясно дал
понять, что отныне именно Кремль будет играть главную роль в
урегулировании замороженного нагорно-карабахского конфликта между
Азербайджаном и Арменией, и что Армении, в обмен на надежную защиту
России и экономические льготы, придется принять линию Москвы. Причем
речь идет не о скорейшем урегулировании конфликта, а о достаточной
гибкости и готовности к компромиссу, чтобы это позволило Алиеву заявить о
достигнутом прогрессе в деле возвращения контроля Азербайджана над
некогда потерянными территориями.
А после окончания встречи, в ходе совместной пресс-конференции в Кремле, Путин обратился к ситуации на Украине.
В
настоящий момент имеет место обострение конфликта, сопровождающееся
развертыванием дополнительных российских сил вдоль административных
границ Крыма, которое вызвало обеспокоенность и даже заявления о
неминуемом возобновлении полномасштабного вооруженного противостояния.
Затем русские объявили о раскрытии предполагаемого заговора украинских
спецслужб с целью осуществления террористических актов на полуострове.
Путин
сделал два важных заявления. Во-первых, он объявил, что Нормандский
формат, то есть группа, включающая Россию, Украину, Францию и Германию,
учрежденная для поиска путей урегулирования кризиса, практически себя
исчерпал из-за нежелания Украины решать вопрос о передаче власти
регионам. И во-вторых, он назвал Украину безответственным игроком, не
заинтересованным в поиске решения проблемы.
С точки зрения
России, постоянное условие европейских стран, согласно которому снятие
санкций с России непосредственно связано с выполнением минских
договоренностей – это способ бесконечного сохранения режима санкций,
поскольку соглашение Минск-2 в сущности уже является не более чем
мертвой бумагой. Единственный выход для России – возложить
ответственность за отсутствие прогресса на украинскую сторону. Таким
образом, если Украину в 2016 году, подобно Грузии в 2008-м удастся
спровоцировать на резкие движения, возможно, ситуация изменится. Следует
принять во внимание, что после вооруженного конфликта с Грузией России
удалось избежать каких-либо долгосрочных санкций, при этом весь мир
фактически не обратил никакого внимания на выход Южной Осетии и Абхазии
из-под грузинского контроля.
Итак, поскольку у Путина сегодня
имеется реальная возможность возобновить прокладку "Турецкого потока", а
также потенциальный новый канал через Иран в Персидский залив, он
обладает простором для маневра (наряду с планами реализации проекта
второй линии "Северного потока" по дну Балтийского моря, который связал
бы непосредственно Германию и Россию).
Сегодня Россия
претендует на роль главного игрока в черноморском бассейне. И график
встреч Путина частично проливает свет на внешнеполитические приоритеты
Москвы в краткосрочной перспективе.
Автор, Николас Гвоздев – американский эксперт в сфере национальной безопасности, профессор Военно-морского колледжа в Ньюпорте
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|