Белоголовый орлан и пони против слона и ослицы
Еще в 2012 году он о своих шансах сам сказал
довольно откровенно: «Если бы завтра опросы показали, что мой рейтинг
составляет 5%, подавляющая реакция американцев была бы – «Кто, черт
возьми, этот Джонсон?». Его рейтинг тогда составил всего 1%. Но Америка
его узнала.
В этом, 2016 году, он, как говорят в его краях, снова в седле.
Более того, именно он первым был зарегистрирован официальным кандидатом в
президенты США от Либертарианской партии (ЛП) и стал символом борьбы
всех здравомыслящих и скептических американцев против «Триллари» –
кандидатов от двух традиционных партий: Республиканской (РП, символ –
слон) – Дональда Трампа и Демократической (ДП, символ – осел) – Хиллари
Клинтон. Зовут его Гэри Джонсон.
Он первым был зарегистрирован официальным кандидатом в президенты США от Либертарианской партии (ЛП) и стал символом борьбы всех здравомыслящих и скептических американцев против «Триллари» – кандидатов от двух традиционных партий: Республиканской (РП, символ – слон) – Дональда Трампа и Демократической (ДП, символ – осел) – Хиллари Клинтон. Зовут его Гэри Джонсон.
За прошедшие годы Америка узнала о нем довольно много интересного. Гэри 63 года, и он моложе главных предполагаемых соискателей – 68-летней Хиллари и 70-летнего Дональда. И здоров, как бык, который законно гордится, что единственный из всех кандидатов восходил на Эверест и смог пробежать 160 километров за 30 часов без остановки. Для американцев здоровье – это немаловажно. К тому же он – успешный бизнесмен, уже отведавший и вкус большой политики: с 1995 по 2003 год был губернатором Нью-Мексико. Правда, от Республиканской партии, из которой он перешел в Либертарианскую только в 2011 году. Чтобы в следующем году от нее поучаствовать в президентских выборах и взять уже упомянутый 1% голосов (1,72 млн. голосов избирателей) – самый высокий показатель успехов ЛП в президентских гонках за всю историю ее существования с 1971 года. Не в последнюю очередь потому, что был успешным губернатором Нью-Мексико: когда он получил этот пост в 1995 году, бюджет штата составлял 4,4 млрд. долл., а когда покидал в 2003 году, бюджет вырос до 7,7 млрд. долл. А американцы больше всего любят рост денежных доходов. Впрочем, не только они...
Гэри – своего рода символ обновления даже по дате рождения: он родился 1 января 1953 года в Майноте (Северная Дакота), где и вырос в семье учителя и работницы бюро по делам индейцев. Но потом жизнь связала его со штатом Нью-Мексико. Там он получил и образование в местном университете, в котором, как утверждают его биографии, изучал политические науки. Тогда же, в годы учебы, он женился на Дениз Симмс, с которой в браке прожил до 2005 года и воспитал сына и дочь – Эрика и Лию.
Кандидат-либертарианец – успешный бизнесмен. В последние годы был исполнительным директором компании Cannabis Sativa из Невады, которая продает медицинскую марихуану в тех штатах, где это разрешено законодательно. Но трудовую деятельность начинал еще студентом, подрабатывая разнорабочим у строителя-перепланировщика квартир и сантехника. К началу политической карьеры в 1994 году был уже владельцем фирмы с оборотом в 38 млн. долл. После избрания губернатором на два срока Гэри фирму продал и вернулся в бизнес только в 2003-м. Сейчас его интересы заявлены в трех фирмах и реализуются в сферах обороны, обычных и венчурных инвестиций, консалтинга. Является членом Совета директоров Торгово-промышленной палаты Альбукерке, крупнейшего города штата Нью-Мексико.
Очень интересна и родословная Гэри Джонсона. Его отец Эрл Джонсон (род. 1919 г.) – наполовину датского и наполовину норвежского происхождения. У матери Лоррэйн Бостоу Джонсон (род. 1928 г.) есть русские или даже, не исключено, украинские корни: ее родители, дедушка и бабушка Гэри, Уильям Бостоу и Вера Корнейчук были выходцами из России.
Характерны также три других обстоятельства. Во-первых, он резко повысил не так популярность, как интерес к своей партии как носительнице альтернативы двум господствующим идеологиям РП и ДП, разница между которыми уже мало кому заметна. По крайней мере, о разногласиях, по мнению многих спецов и обозревателей, говорят только на выборах, борясь за своих кандидатов, но в реальной политике границы различий стираются и перед миром Америка предстает единой – главным претендентом на мировую гегемонию. Российский политолог Сергей Марков так охарактеризовал возможности ЛП и Гэри: «Политическая система США является довольно жесткой. По сути дела, там есть партия «Единая Америка», которая искусственно разделена на демократическое и республиканское крыло. И вне партии «Единая Америка» никто не может быть избран, все жестко подавляются, в том числе финансовыми средствами. А СМИ всегда настроены против третьего кандидата. ...Реальная борьба идет между двумя крыльями этой партии «Единая Америка».
Российский политолог Сергей Марков так охарактеризовал возможности ЛП и Гэри: «Политическая система США является довольно жесткой. По сути дела, там есть партия «Единая Америка», которая искусственно разделена на демократическое и республиканское крыло. И вне партии «Единая Америка» никто не может быть избран, все жестко подавляются, в том числе финансовыми средствами.
Но Гэри Джонсон был приверженцем либертарианства, еще будучи членом РП. ЛП – это партия, которая была создана в 1971 году и последовательно выступает за свободную рыночную экономику, права и свободы граждан, свободную международную торговлю, мир и невмешательство в дела других стран. Одной из родоначальниц и вдохновительниц либертарианских идей нередко называют автора книги «Атлант расправил плечи», писательницу-эмигрантку из России Айн Рэнд (Алису Зиновьевну Розенбаум), умершую в 1982 году и создавшую философию рационального индивидуализма или объективизма, противостоящего коллективизму. Объективизм, по Рэнд, основан на принципах разума, индивидуализма и разумного эгоизма и должен служить раскрытию человеческих способностей через идеал человека-творца, живущего исключительно за счет своих творческих способностей и таланта. В политике Рэнд была сторонником ничем не ограниченного рыночного капитализма при максимальном невмешательстве государства, которое должно только неукоснительно защищать индивидуальные права человека, в первую очередь – частную собственность, основу всего. Либертарианцев Айн Рэнд на дух не выносила и считала шарлатанами от политики, которым нужна только популярность и власть. Но создатель ЛП Дэйвид Нолан считал, что без объективизма либертарианства не было бы вообще.
В политике либертарианство – это своего рода разновидность носителей «американского изоляционизма», характерного для многих республиканцев. Республиканцем-либертарианцем называли даже одного из самых успешных американских президентов ХХ века Рональда Рейгана. Согласно идеологии ЛП необходимо максимально снизить присутствие центральной власти в государстве, поскольку эта власть является репрессивным аппаратом, ограничивающим в том числе свободу предпринимательства. А также нужно отказаться от идей социального, то есть уравнительного государства.
Гэри Джонсон уже тоже заявил, что выступает за снижение налогов, право на аборт, ношение оружия, однополые браки и легализацию наркотиков. Среди его планов – сокращение госрасходов, ликвидация федеральных министерств торговли и образования и налоговой службы, минимизация американского военного присутствия в мире. «Я крайне консервативен в финансах и крайне либерален в социальных вопросах. Я сокращу военные интервенции, последствия которых невольно ставят нас в большую опасность в мире», – заявил кандидат.
Во-вторых, в условиях раскола в традиционных партиях и одинаковости их политики идеи ЛП становятся все больше и больше популярными. Когда 30 мая 2016 года Джонсона выдвинули кандидатом в президенты США от ЛП, за него, по опросам телеканала Fox News, готовы были проголосовать 10% населения. Причина все та же – невероятный отрицательный рейтинг доверия к «Триллари». А значит, по-любому идеи ЛП пока не могут стать полноценной альтернативой в реальной политике и сделать их носителя президентом США, но могут спутать карты республиканскому «слону» Трампу и демократической «ослице» Хиллари. Все вспоминают аналогичную ситуацию 1992 года, когда в президентской гонке как «третья сила» участвовал миллиардер Росс Перо. По общему мнению, он оттянул на себя часть голосов республиканцев, сторонников Джорджа Буша-старшего, что и помогло демократу Биллу Клинтону возглавить США.
Боятся больше республиканцы и сейчас. Джонсон – это фактически носитель знаменитой «триады» РП во внутренней и внешней политике – максимума гражданских и экономических свобод, минимума государственного участия в экономике и полного нейтралитета во внешней политике.
В-третьих, – и это немаловажно для будущего – растущая приверженность идеям ЛП и Гэри Джонсона – это еще и символ тотального недоверия к традиционной идеологии двух правящих партий. И желание все большего числа американцев выступить, что называется, «против всех». Программный директор Валдайского клуба, руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов в интервью газете «Коммерсант.ru» заметил: «Сам по себе господин Джонсон ничем не примечателен, голосование за него – протест против того, как повернулась избирательная кампания в этом году. Либо эти, либо в крайней случае следующие выборы будут рубежными для американской политики. Обилие несистемных кандидатов говорит о том, что сложившаяся в 1990-е годы система дает сбои, и вскоре мы увидим очень серьезные изменения».
«Сам по себе господин Джонсон ничем не примечателен, голосование за него – протест против того, как повернулась избирательная кампания в этом году. Либо эти, либо в крайней случае следующие выборы будут рубежными для американской политики. Обилие несистемных кандидатов говорит о том, что сложившаяся в 1990-е годы система дает сбои, и вскоре мы увидим очень серьезные изменения».
Надежда, по мнению многих, призрачная, так как запас прочности американской политической системы, основанной на традиционной двухпартийности, кажется пока прочным и незыблемым. И популярность Гэри Джонсона сейчас в США опять опустилась до привычного для «третьей силы» минимума. Но, как говорится, вода камень точит. И «белоголовый орлан» (именно эта птица на логотипе ЛП занимает место пламени на факеле в руках Статуи Свободы) в будущем может серьезно поклевать республиканского «слона» и демократического «осла». А потом и занять место кого-то из них. Как в той же Великобритании, где либеральные демократы в конце тысячелетия положили все-таки конец двухпартийному господству тори и лейбористов.
Ибо нет ничего страшнее для незыблемых и «забронзовевших» рейтингов, чем постоянно растущее недоверие и перманентное осмеяние. А в США «слона» и «осла» не только грызут, но и осмеивают. В том числе и кандидаты от «третьей силы». Сегодня, например, «третьими» кандидатами, кроме «орлана» Джонсона, называют еще как минимум пять человек, так или иначе имеющих отношение к американской политике. Это экс-член Палаты представителей Конгресса США Джон Хостеттлер, представляющий Конституционную партию США, которая ратует за возврат к идеологии «палеоконсерватизма» – консервативным идеям отцов-основателей США, нормам Конституции и религиозным принципам Библии. Или Золтан Иштван от Трансгуманистической партии, которая выступает за улучшение и немедленное продление продолжительности жизни людей с помощью использования и развития самых передовых и необычных технологий.
Но это, пожалуй, единственные соискатели, которые предлагают улучшать программы кандидатов на полном серьезе. Остальные, что называется, стебутся, изгаляются и ерничают над самим смыслом политической борьбы, низводя ее до идиотизма и шутовства, но параллельно все же популяризируя альтернативные взгляды. Например, та же Розанна Барр от исповедующей левые взгляды партии Мира и свободы. Американская актриса, комедиантка, сценарист, телеведущая, продюсер, режиссер, она в 2012 году заняла шестое место в президентской гонке и участвовала в ней, скорее всего, для раскрутки собственного ТВ-имиджа. Это типичное для США издевательство над партией, которая, согласно ее платформе, стремится к социализму, демократии, феминизму и расовому равенству, является убежденным сторонником защиты окружающей среды, прав коренных народов, прав на сексуальность, здравоохранение, аборты, образование, жилье, занятость в социалистической экономике. Какой социализм в США, скажете вы. Но есть же сенатор Берни Сандерс, который называет себя «демократическим социалистом» и выступает за внедрение в США скандинавской модели социал-демократии. Всей мощи интриганов из ДП еле хватило, чтобы столкнуть Сандерса с гонки в пользу Хиллари Клинтон.
А есть же еще и откровенные спойлеры-насмешники-ниспровергатели основ. Тот же Терри Джонс, консервативный пастор из Флориды, который, с одной стороны, борется, чтобы бороться. Но с другой – толкает в политику и массы совершенно безумные идеи. Он автор фильма «Невинность мусульман», за который египетский суд приговорил его заочно к смертной казни. Но Терри на это наплевать, он продолжает свои «перформансы». Он уже, в частности, сжигал Коран, подвешивал на виселице чучела Барака Обамы и пророка Мухаммеда, протестуя против мусульман и ислама «за лжепророчество и жестокость» вообще и напоминая таким образом о жертвах теракта 11 сентября 2001 года в «башнях-близнецах».
Но, пожалуй, самым показательным в этом плане является кандидат в президенты США Вермин Суприм, американский художник-перформансист и активист, который уже неоднократно выступал в качестве альтернативного кандидата на различных местных, губернаторских и национальных выборах в своей стране. Даже его имя переводится как «Вредитель Главный», а сам себя он считает мемом и называет «дружелюбным фашистом». Свою предвыборную кампанию он вообще откровенно и открыто позиционирует как издевательство над политической системой и ответ на ложь, которой людей кормят средства массовой информации и американские власти. Он постоянно носит сапог в качестве головного убора, на выборах в 2012 году утверждал, что энергию ему дают зомби, а сейчас обещает, что когда станет главой США, примет законы, обязывающие всех чистить зубы каждый день и предоставляющие бесплатного пони для каждого американца...
...И кто может сказать, что это не нужно каждому американцу? По крайней мере, чистые зубы. Так что не в одной Украине политика реализуется как смех сквозь слезы...