Нежелание
Польши возобновлять льготный приграничный режим сообщения с
Калининградской областью, отмененный 4 июля в связи с проведением
Варшавского саммита НАТО, может свидетельствовать об отработке НАТО
сценария сухопутной блокады Калининградской области. Об этом косвенно
говорит тот факт, что в качестве обоснования своего решения польской
стороной были выбраны мнимые проблемы с безопасностью, которые якобы
должна решить Россия.
Ужесточение
пограничного режима, введенное Польшей в начале июля, затронуло не
только российскую область. В преддверии саммита НАТО, главной темой
которого стала «российская угроза», и Всемирных дней молодежи в Кракове
(26-31.07.2016) Польша на месяц ввела контроль на границах с Чехией,
Германией, Словакией, Литвой, а также приостановила приграничное
передвижение с Калининградской областью. На границах с Россией, Украиной
и Белоруссией был усилен пограничный контроль. «Зеркальные» меры в
отношении Польши ввела и Россия, лишив польских граждан возможности
посещать Калининградскую область. Применять эти меры Варшава планировала
вплоть до 2 августа, и на границах с другими государствами, включая
далекую от стабильности Украину, Польша действительно вернула
пограничный режим к прежнему состоянию. Но Калининградскую область это
почему-то не затронуло.
Соглашение о
принципах местного пограничного передвижения (МПП) было подписано
Россией и Польшей в 2012 г. Документ устанавливает упрощенный порядок
пересечения границы Польши с Калининградской областью. В соответствии с
ним жители области и приграничных польских регионов могут пересекать
границу при наличии загранпаспорта и карточки-разрешения на право
находиться в Польше до 30 дней за одну поездку и до 90 дней за полгода.
Соглашение распространяется на всю Калининградскую область и аналогичную
по площади польскую территорию – Варминско-Мазурское и Поморское
воеводства. Возможностями, которые открывало соглашение по МПП, граждане
обеих стран активно пользовались. Калининградцы покупали в Польше по
выгодным ценам продукты и потребительские товары, а поляки ехали в РФ за
дешевым бензином и дизельным топливом. Только в Калининградской области
карты МПП имели около 150 тыс. человек.
Варшава
свои действия по отмене льготного приграничного режима объявила
стандартными мерами, обычно принимаемыми для обеспечения безопасности во
время проведения крупных международных мероприятий. «Речь идет о
безопасности. Это стандартные действия», – заявил на брифинге для прессы
министр внутренних дел Мариуш Блащак. Такие же меры, по его словам,
предпринимались в 2012 г. во время проведения чемпионата мира по
футболу. При этом М. Блащак обещал, что никаких проблем с пересечением
границы быть не должно. Тем не менее они возникли. Уже 4 июля на
российско-польской границе образовались огромные очереди. По
свидетельству очевидцев, время ожидания на российской стороне границы
достигало 20 часов, а очередь растянулась на 1,5 километра. Причем в
Польшу не могли вернуться её же граждане, которых отмена льготного
приграничного режима застала на территории Калининградской области.
В
Москве решение Варшавы продлить отмену действия льготного приграничного
режима восприняли с удивлением. «Как известно, оба крупных
международных мероприятия на территории Польши уже завершились, –
говорится в сообщении российского МИД. – В этой связи, на наш взгляд,
нет причин для дальнейшей приостановки действия соглашения. Тем не
менее, 2 августа заместитель министра внутренних дел и администрации
Республики Польша Ярослав Зелиньский заявил, что местное приграничное
передвижение с Россией не будет восстановлено, так как сохраняются
причины, связанные с безопасностью, которые послужили поводом для
временной отмены местного приграничного передвижения».
Действия
Польши выглядят тем более странными, что Варшава и Краков от
Калининграда удалены на расстояние, которое в соответствии с соглашением
о МПП не позволяет гражданам РФ их посещать. Интересно и то, что поляки
пользовались этим соглашением вдвое активнее россиян. По данным за
прошлый год, границу пересекли 1,3 млн. калининградцев и более 3 млн.
граждан Польши.
Отсутствие
внятных мотивов в решении Польши не возобновлять льготный пограничный
режим с Калининградской областью на самом деле обманчиво. Российский
эксклав на Балтике, окруженный странами ЕС, давно не дает покоя Брюсселю
и Вашингтону. Именно благодаря наличию Калининградской области Россия
после распада СССР сохранила на Балтийском море незамерзающие порты,
включая главную базу Балтийского флота г. Балтийск. Иначе флот оказался
бы заперт в Кронштадте, а зимой и вовсе лишен подвижности из-за того,
что Финский залив замерзает. Но даже если бы он не замерзал, в периоды
резкого обострения военно-политической обстановки, как это было весной
2014 г. после воссоединения Крыма и России, сосредоточенный в глубине
400-километрового Финского залива флот легко можно блокировать,
сосредоточив в устье военные корабли и авиацию. В военное время
Кронштадт в качестве главной базы Балтийского флота легко блокируется с
помощью выставления морских мин, как это сделали немцы в начале войны в
1941 г.
Территория льготного визового режима между Россией и Польшей
Но
Калининградская область имеет значение не только как главная база
флота. Расположенные здесь системы слежения позволяют просматривать
большую часть Центральной и Западной Европы, ракетные комплексы
«Искандер» – наносить удары по базам НАТО, включая строящиеся в Польше
объекты американской ПРО, а береговые ракетные комплексы –
контролировать большую часть акватории Балтийского моря. В апреле 2012
г. под Калининградом были развернуты новейшие системы ПВО С-400, которые
позволяют обнаруживать объекты, летящие со скоростью 4,8 км в секунду,
на расстоянии 600 км, а сбивать их – в радиусе до 400 км по глубине и от
5 метров до 30 км по высоте. Баллистические ракеты комплекс способен
сбивать на расстоянии до 60 км. В настоящее время Калининградская
область является одной из трех сформированных в последнее время закрытых
воздушных зон, недоступных для натовской авиации. Две другие зоны
развернуты российскими ВКС в Крыму и в Сирии. Понятно, что ни у США и
НАТО, ни у Евросоюзароссийский эксклав на Балтике никакого восторга не
вызывает и является постоянно раздражающим бельмом на глазу.
Про
необходимость демилитаризации Калининградской области в «Великой
шахматной доске» писал еще З. Бжезинский, по лекалам которого во многом
строится современная американская политика по отношению к России,
республикам бывшего СССР и Евразии. «Запрет на развертывание войск НАТО и
ядерного оружия на территории новых членов альянса может быть важным
фактором для устранения законных волнений России, – утверждал он,
комментируя предстоящее расширение НАТО, – однако ему должны
соответствовать равноценные российские гарантии, касающиеся
демилитаризации таящего в себе потенциальную угрозу выступающего района
Калининграда и ограничения развертывания крупных воинских формирований
вблизи границ возможных будущих членов НАТО и ЕС… Появление
равноправного договора НАТО/ЕС с Россией приветствовалось бы всеми
европейцами как свидетельство того, что Россия наконец делает
долгожданный после развала империи выбор в пользу Европы».
Учитывая
принятое на Варшавском саммите НАТО решение о размещении войск в Польше
и Прибалтике, не исключено, что в обмен на их вывод будет выдвинуто
требования демилитаризации или введение ограничений на размещение
отдельных типов вооружений в Калининградской области.
По
мнению губернатора Калининградской области Николая Цуканова,
приостановка Польшей режима приграничного передвижения ударит, в первую
очередь, по самим полякам
Действия
Польши по отмене льготного приграничного режима на этом фоне выглядят
как репетиция полной блокады Калининградской области, которая, будучи
эксклавом, уязвима в плане поставок продовольствия, энергоресурсов и
транспортных коммуникаций. Прекращение железнодорожного, автомобильного и
авиационного сообщения с Россией поставило бы Москву перед сложной
проблемой снабжения эксклава с миллионным населением. Значительная часть
продовольственных продуктов в настоящее время закупается
калининградцами в Польше, где они значительно дешевле. Блокада региона
привела бы к резкому росту цен и снижению уровня жизни, а возможно, и
дефициту ряда ключевых продовольственных продуктов и энергоресурсов,
включая электричество.
Такая
ситуация вынудит Россию принять ответные меры, что еще более обострит и
без того непростые отношения с Польшей и прибалтийскими странами,
нагнетая напряженность в этой части Европы. Не этого ли и добиваются
варшавские политики и стоящие за ними атлантисты?
_________________________
Фото – http://rugrad.eu
Кирилл Соков
151
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|