десса: В нашем Городе сегодня рулят рогули
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Словечко «рогуль», равно как и его синонимы – «черт», «рогатый»,
«кугут», в обозримые для одесситов моего поколения годы – с 60-х
прошлого века и поныне, означало высшую степень неприятия. Смысл его был
прост как копеечная газвода без сиропа : чужак, имеющий наглость
«качать права» в Одессе, попирая своими грязными копытами все то, что
для нас свято. В какой-то мере термин сей был сопоставим с московской
«лимитой», но – с весьма серьезным отличием. Там – лимитчики и
гастарбайтеры все-таки, знали и знают свое маргинальное место. Здесь,
благодаря десятилетиям унизительного притеснения коренных одесситов…
оглянитесь вокруг, земляки, и убедитесь: в нашем Городе ( с большой
буквы!) сегодня рулят рогули.
Уверен: кое-кто тут же начнет шить мне дело на предмет «разжигания» и
«одесского национализма», . – да, и этот абсолютно кретинский жупел
используют иные умники… А между тем – речь идет сегодня об одном: о
противостоянии уникального цивилизационного феномена, именуемого
Одесса, и попыток свести его до уровня банального областного центра
захолустного государства, стерев все, что сложилось веками. А для того,
чтобы уразуметь, о чем идет речь – совершим небольшой экскурс в историю.
Город «понаехавших»
Изначально – Одеса была абсолютно неповторимым случаем реализации
проекта космополитического города, созданного как южные врата Империи.
Здесь люди, наделенные неимоверными правами наместников государя,
собирали представителей множества народов по единственному принципу:
принципу профессионализма и готовности делать все для создания некоего
«Города-мечты».
И это удалось! И Ришелье, и Воронцов,и многие другие «отцы города»
сумели сотворить некое сообщество наделенных харизмой сынов разных
племен и религий, дабы реализовать идею латинского девиза «e pluribus
unum». – «из многих – единое». Того самого выражения великого Цицерона,
которое красуется на гербе США. Но – без уничтожения и вытеснения
аборигенов, коих здесь просто не было.
Нашедшие истинную родину как место реализации своих способностей и
талантов, выходцы из разных уголков Империи и мира очень быстро стали
одесситами. Особой группой людей, сохранявших свое национальное и
религиозное своеобразие, и объединенных общей преданностью своему
городу, стране, и взаимными интересами.
Одно перечисление «титульных наций» города и края заняло бы страницу –
ведь до сих пор их насчитывается более 130! И соответственно, в Одессе
выработалась система взаимоотношений, построенная на умении жить в мире и
согласии, руководствуясь интересами, а не предрассудками.
Ее можно сформулировать так: – меня не волнует, какой нации и веры
этот человек. Меня интересует, какой он – порядочный, или нет, умный или
глупый, добрый или злой.
Подход в стиле «этот еврей, грек, турок» считался неприличным. Скажем
честно: изначально все это выросло из прагматизма и воли властей,
пресекавших неизбежные конфликты. Но постепенно – превратилось в
истинный стиль взаимоотношений горожан, некий кодекс неписаных обычаев и
законов.
Само собой – это – в идеале… Бывали в Одессе и омерзительные
еврейские погромы. Вот только – и они имели свою специфику, ибо
подоплекой им служила не только ксенофобия, но и
национально-экономический конфликт – конкуренция греческих негоциантов с
изрядно потеснившими их еврейскими. И на защиту евреев вставали люди
разных этносов и религий, становясь плечом к плечу с еврейской
самообороной. Как 100% русский Сергей Уточкин – уникальный спортсмен и
любимец всего города, защитивший старика-еврея от толпы погромщиков, и
получивший нож в спину…
Но когда к нему в больницу пришли представители еврейской общины,
попытавшиеся «отблагодарить» его – он их с возмущением выгнал – Для меня
еврей – такой же человек, как и все остальные, кричал Сергей Исаевич… и
в этом был весь наш город!
В общем же, Одесса, изначально построенная как город иммигрантов и
переселенцев, легко принимала приезжих. Одесситом можно было стать и сто
лет тому назад. И в годы, которые я еще помню. Условие было одно: ты
принимаешь нашу систему взаимоотношений. Ты уважаешь наши обычаи, не
навязывая свои, и в то же время – остаешься собой, не унижая
окружающих.
И до поры-до времени, Одесса достаточно быстро превращала вчерашних
селян и «иногородних» в одесситов. Главным – было желание человека стать
своим, полюбить Город и впитать в себя его вековые заветы.
Заметим, что украинцы ничуть не хуже других вписывались в эту
традиции. Достаточно вспомнить одного из лучших городских голов середины
XIX века Семена Яхненко – выходца из украинской глубинки, крупного
предпринимателя, совмещавшего в себе любовь к культуре своего народа и
глубокую преданность Одессе. Или – уроженца Прилук, художника Юрия
Коваленко, ставшего в 60-90 годы века прошлого одним из наиболее
известных и неординарных живописцев города. Выдающимся педагогом,
воспитавшим целую плеяду талантливых художников. И – одним из знаковых
представителей нашей богемы, живой достопримечательностью …
Но, когда же произошел перелом в ситуации и чем был он вызван?
От украинизации – к рогулизации
На мой взгляд, началось это еще в послереволюционный период. Тогда
Одесса неожиданно для своих жителей стала губернским городом Украины, а
не третьей столицей империи И, пошла волна достаточно жесткой
украинизации – с переводом всего и вся с русского языка, объединявшего
народы, на украинский.
Плюс к этому – политика «национальных кадров» и четкие приоритеты в
продвижении выходцев из украинского села. Добавьте мощный приток селян,
вызванный волнами индустриализации в 20-30 и послевоенные годы, особенно
мощный в 60-70, когда целые районы новостроек типа Поселка Котовского
заселялись вчерашними селянами, ставшими рабочими росших заводов. И –
планомерное вытеснение одесситов из сферы управления городом, его
культурой и буквально всеми отраслями хозяйства.
Мобильные и непокорные одесситы были менее управляемы и слишком
инициативны. А посему – с 20-х годов прошлого века росла тенденция к
переезду в Москву, Питер. Но не косный Киев! Туда, где таланты не
подвергались столь мощному и языковому, и национальному вытеснению. И –
клановому давлению ушлых «выдвиженцев», предпочитавших продвигать своих
односельчан.
От Бабеля и Олеши – до Жванецкого, Карцева с Ильченко и Долиной, до… –
список вынужденно покинувших Одессу велик и печален. Плюс – огромные
потери города и в Гражданскую – от войны, эмиграции и эпидемий. В
Великую Отечественную – от потерь боевых и геноцида немецко-румынского. А
после – волны эмиграции еврейской…
В итоге, в Одессе уже к моменту обретения Украиной независимости,
сложилась четко чуждая традициям города, но весьма влиятельная
«рогульская элита». И огромные кадровые резервы для национализма
украинского.
Принцип их существования был прост и деструктивен: мы ненавидим этот
космополитический город, он для нас никогда не станет своим, родным. Но
мы хотим пользоваться всеми его благами и преимуществами. От теплых
сортиров и близкого моря – до возможности торговать буквально золотой
прибрежной землей. Нам чужды его традиции и история, но мы будем владеть
им, окончательно подавляя одесситов.
Одесса не стала для них родиной, и они пытались и пытаются вытравить
все то, что делало ее уникальным городом. С хуторянской алчностью
разворовано за какую-то четверть века все, что создавалось веками и
десятилетиями. С равнодушием варваров уничтожается уникальная
архитектура.
И, особенно в последние годы, навязывается фальшивая история в стиле
«600-летнего Коцюбиева», призванная вытравить истину о городе мечты.
Городе, где множество народов творило общий феномен мирового уровня.
Воинствующий «рогулизм» грозит нашей Одессе, Южной Пальмире, страшной
участью Пальмиры Сирийской. А неуважение к ее традициям – давно перешло
за черту хоть видимой толерантности.
Нужно ли напоминать об Одесской Хатыни 2 мая 2014 года? – Нужно! И я
верю: пока есть настоящие одесситы, преданные своей Маме – не все еще
потеряно. Одесса вновь может возродиться из пепла заживо сожженных и
руин разрухи. А «рогули» – уйдут отсюда как чужаки, получив достойный
отпор своей наглости.
Они ведь, в сущности своей, трусливы, и смелы только «гуртом батьку
бить». Рано или поздно, но варварство всегда проигрывает цивилизации,
ибо хаос бесплоден!
Дожить бы до этого! Источник: politnavigator.net.
Рейтинг публикации:
|