Анатолий Степанов: «Сегодня Россия становится нравственным центром человечества»
Недавно в северной столице появился клуб
«Консервативная перспектива». Одним из инициаторов его создания стал наш
собеседник, главный редактор «Русской народной линии»
– Анатолий Дмитриевич, ваш клуб не зря называется «Консервативная
перспектива». В чем вы видите актуальность сегодня русской
консервативной идеи? Насколько она может быть востребована обществом?
- В обыденном сознании консерватизм часто воспринимается как некое
ретроградство, как стремление сохранить любые формы наличного бытия. На
самом деле это ошибочное восприятие, поскольку консерватизм вовсе не
исключает реформы, изменение социальной и политической среды.
Консерватизм лишь требует, чтобы эти изменения, эти реформы проводились с
опорой на традиции, с учетом специфики национального менталитета,
культурных доминант, которые созидают общество и сохраняют народ в его
уникальном облике. Политические консерваторы – противники тех реформ,
которые строятся на попытке переформатировать сам духовный код народа.
– Имеете в виду горький опыт 90-х…
– Да, такие реформы у нас проводились в 90-е годы, когда считалось,
что институции, которые показали свою дееспособность и эффективность на
Западе, легко приживутся и на почве русской цивилизации. Практика
показала, что это вредное заблуждение. Однако сторонники таких взглядов
безуспешность реализации либерально-рыночного проекта отнесли на счет
того, что народ не готов к реформам. Дескать, виноват во всем народ – и
надо его исправить. То есть, как ранее большевикам, нынешним либералам
опять не повезло с «отсталым» народом, который не захотел переделываться
на иноземный лад. Я и мои единомышленники полагаем, что в условиях
тяжелейшего идеологического кризиса, в котором оказался либерализм,
именно консервативная идея может прийти ему на смену и сплотить
общество.
– И что предлагает консерватизм?
– Одна из его основ – преемственность. Сегодня для России – это
важнейшая идея - непротиворечиво соединить советскую и дореволюционную
эпохи. Это важнейшая задача, которая стоит не только перед элитой, но и
перед всем народом. Мы видим уже попытки снова противопоставить одну
часть общества другой – именно по той линии, по которой была расколота
Россия в 1917 году, по линии – «красные» и «белые». Консерватизм
отстаивает те универсальные ценности, которые разделяли не только
представители русского дореволюционного общества, но и советского, когда
коммунистические лидеры отказались от идеи мировой революции. Советская
идеология обратилась к русскому героическому наследию, к русским воинам
– Суворову, Кутузову, Ушакову, Александру Невскому, Дмитрию Донскому и
другим вождям русского народа, которые защищали Отечество в годину
испытаний. В тот же период были свернуты ленинско-троцкистские проекты.
Советская идеология взяла на вооружение те глубинные смыслы, которыми
веками жили русские люди. Причем, хочу отметить, что я понимаю под
русскими – суперэтнос, в котором этнические немки, сестры
священномученицы императрица Александра Федоровна и великая княгиня
Елизавета Федоровна являются русскими, а не немецкими святыми. А
этнический грузин Петр Багратион является русским генералом. Немец по
происхождению Владимир Даль, потомок эфиопа Александр Пушкин, потомок
шотландца Михаил Лермонтов являются великими русскими писателями и
поэтами. Русский суперэтнос вобрал в себя многих представителей разных
национальностей и племен, объединив их языком, верой и любовью к
Отечеству.
– А что еще предполагает консервативная перспектива?
– Идею сильной державы, идею великодержавия, которая согревала сердца
русских людей, как в дореволюционное, так и в советское время. Эта идея
уходит корнями к представлению о Москве как Третьем Риме – той силе,
которая удерживает мир после падения в 1453 году Рима второго,
Константинополя. Эта идея восходит к христианскому пониманию
государственности и самой истории. Третий Рим не может быть слабым
государством. Чтобы нам исполнять функции удерживающего, должна быть
построена великая держава. Консервативная формула была лапидарно
выражена министром народного образования эпохи Николая I графом Сергеем
Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». А русский философ
советского времени Арсений Гулыга назвал эту знаменитую триаду «формулой
русской культуры». Вся русская консервативная традиция, начиная от
Николая Карамзина и славянофилов, заканчивая практически нашим
современником Александром Панариным, опиралась именно на эту триаду.
– А что мы возьмем из советского периода? Может быть, идею социальной справедливости?
– Разумеется, идея справедливости пронизывает всю консервативную
мысль. В советское время она была просто поднята на щит властью. Но она
была принята народом именно потому, что была понятна и узнаваема.
Формулу социальной справедливости, можно сказать, вывел святой
благоверный князь Александр Невский, который провозгласил: «Не в силе
Бог, а в правде». И это стремление к правде (а отсюда и однокоренное –
справедливость) веками согревало души русских людей. Большевикам и
удалось удержаться у власти, поскольку самые умные из них сумели
адаптировать коммунистическую идею к вековым русским традиционным
ценностям. Советская эпоха должна быть нами понята и принята как один из
эпизодов русской истории.
В преддверии столетия революции будет, наверное, много споров и
дискуссий на тему наследия ХХ века. На мой взгляд, зачастую нам
предлагается совершенно неприемлемая формула понимания событий, когда
Февральскую революцию считают чуть ли не продолжением императорской
России, а Ленина, Сталина и Троцкого чем-то единым. И такое ошибочное
понимание приводит к столкновению идейных наследников «красных» и
«белых», к ожесточению в дискуссиях. На мой взгляд, нужно признать, что
до февраля 1917 года существовала традиционная Россия, которая
исповедовала консервативные идеалы и ценности и это была великая страна,
с сильным народом и мощной армией. Но нашу страну к тому времени
разъедали очень многие противоречия, которые были использованы
международным интернационалом для того, чтобы столкнуть лбами русских
людей. И пошел брат на брата, и пошел сын на отца, - началась страшная
гражданская война. В 20-е годы, когда идеи мировой революции насаждались
в России, большевики попытались отменить семью, изменить народную
нравственность, отношения мужчины и женщины свести к чистой физиологии в
рамках теории «стакана воды», которую предлагала Александра Коллонтай.
Народ это не принял. И уже в конце 20-х годов этот проект стали
сворачивать. Новая эпоха советской истории, робко вступившая в свои
права в 30-е годы, а в полную силу заявившая о себе в 40-е годы, во
время Великой Отечественной войны, - это была уже иная эпоха, которая
совершенно не противоречила в своих идеалах и ценностях тем идеалам,
которые исповедовала дореволюционная Россия.
– Выход из смуты – это всегда возвращение к корням?
– Да. Нам важно понять, что период с 1917-го года до начала 30-х годов
это эпоха второй смуты на Руси. Она была продолжительной, но и довольно
длительной была эпоха первой русской смуты ХVII века, от смерти Бориса
Годунова в 1605 году до воцарения Михаила Романова в 1613 году прошло
восемь лет. А если считать от смерти последнего Рюриковича царя Федора
Иоанновича в 1598 году, то даже 15 лет. Да и первому Романову – Михаилу
Федоровичу пришлось еще долгие годы изживать последствия смуты. Как
удачно определил русский историк Иван Забелин, в смутное время боролись
«прямые» и «кривые». И во второй смуте в ХХ веке тоже боролись «прямые» и
«кривые». И в конце концов победил коммунизм в славянофильской
упаковке. Ведь сталинская идея «построения социализма в отдельно взятой
стране» абсолютно противоречила канонам марксистской идеологии, по сути,
порывала с ней. Зато она была близка и понятна славянофильски
ориентированному сознанию русского человека. Славянофилы говорили об
особой миссии России и ее особом пути. Сталинисты начали говорить о том
же, только используя коммунистическую фразеологию. Поэтому они и смогли
быстро утвердить в России свои идеи. И об этом уроке истории надо
помнить.
– Какие сегодня вызовы стоят перед российским обществом, на ваш взгляд?
– Мы живем в благословенное время, когда есть возможность связать
времена. Русский народ сегодня можно сравнить с эдаким коллективным
Гамлетом – мы хотим связать нить времен, что пытался сделать принц
Датский. В переводе Бориса Пастернака это звучит так: «Порвалась дней
связующая нить и должен я ее восстановить». Мы должны соединить «белое» и
«красное», соединить эпохи и выстроить с опорой на нашу
интеллектуальную традицию единую непротиворечивую идеологию. Сегодня
Россия становится нравственным центром человечества. Это происходит в
условиях, когда «передовые народы» Запада открыто порывают с
традиционной христианской нравственностью, порывают с христианским
наследием. Мы слышим, как вице-президент США, католик Джо Байден говорит
о том, что главные права, которые США будут защищать всей своей мощью, –
права гомосексуалистов. Это – свидетельство тяжелейшего идеологического
кризиса, в котором оказался Запад. Это – демонстрация открытого разрыва
не только с евангельскими максимами, но даже с ветхозаветным пониманием
того, «что такое хорошо и что такое плохо». И Россия в этих условиях
становится нравственным центром мира, фактически становится тем самым
удерживающим, который сохраняет мир от катастрофы. Теперь дело за малым,
– чтобы мы, граждане России, русские люди, соответствовали этому
великому предназначению, которое Господь уготовал России. Чтобы мы были
готовы к тому служению, которого Господь ждет от нас, чтобы каждый из
нас своим малым деланием способствовал утверждению миссии России в мире.
– Запад находится именно в духовном кризисе?
– Да, Запад оказался в условиях духовно-нравственного кризиса,
несмотря на свою экономическую, военную и технологическую мощь. Мы
помним из истории, как пала Римская империя, которая была не менее
мощным государством, не менее развитым в правовом отношении, чем, к
примеру, современные США и другие западные страны. Но
духовно-нравственный кризис, с которым Рим не смог справиться, привел к
падению Рима и захвату его варварами. Мы видим похожие процессы сейчас
на Западе, который фактически захватывают представители других
цивилизаций, и они скоро полностью переформатируют христианские по своим
корням западные страны. И в этих условиях Россия становится
действительно той силой, которая может сказать новое слово не только
русским, но и всему миру. Об этом грезил полтора века назад в своей
знаменитой «Пушкинской речи» великий русский писатель Федор Достоевский.
Он говорил, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет
новое слово миру». И мы сейчас видим, как сбывается пророчество нашего
великого писателя и прозорливца. Хочу напомнить и еще одно пророчество –
преподобного Серафима Вырицкого, который в послевоенные 40-е годы
говорил, что настанет время, когда в Россию побегут люди с Запада. Кто
мог в это поверить в то время? Кто мог представить, что такое может
произойти? Но сейчас мы воочию это видим. Представители западных стран
все чаще переезжают в Россию, чтобы укрыть своих детей от «прелестей»
ювенальной юстиции, сексуального просвещения, – того, что сейчас активно
навязывают своим народам политические элиты стран Запада.
– Мы видим, что во внешней политике Россия проводит суверенный курс,
чего не скажешь о внутренней политике, где у нас остается какой-то
колониальный уклад. Как вы объясняете это противоречие?
– Государство олицетворяет чиновничество, а чиновники у нас разные по
своему мировоззрению. К сожалению, в 90-е годы многие ключевые позиции в
сфере информации, образования и воспитания, экономики и финансов заняли
представители крайне либеральных взглядов, радикал-либералы. И эти люди
пытаются сохранить свои позиции во власти, в СМИ, в бизнесе. Идет
борьба государственнической части элиты и либеральной. Но я вижу, что
патриоты-государственники во власти постепенно отвоевывают позиции.
Этому способствует смерть либеральной идеи, реанимировать которую, на
мой взгляд, невозможно. Внешним показателем этого является полная
бездарность и невостребованность либеральных политических партий.
– Должны ли православные люди участвовать в политике? Или лучше это делегировать, а самим думать только о спасении души?
– Если мы не будем заниматься политикой, политика займется нами, –
гласит афоризм. Нет ничего предосудительного в том, чтобы православные
шли в политику. Да у нас ведь и президент православный, и глава
правительства православный, а также – многие министры, губернаторы,
силовики. Мы видим, как уже не первый год парад 9 мая в честь Дня Победы
начинается с того, что перед въездом на Красную площадь министр обороны
Сергей Шойгу крестится.
Другое дело, что Церковь не должна участвовать в политике и партийной
борьбе. На заре постсоветской России у нас были депутаты-священники. Но
это привело к очень печальным последствиям, иные
священнослужители-депутаты оказались даже в расколе. Поэтому
Священноначалием было принято мудрое решение – Церкви отказаться от
участия в политической борьбе. Православные миряне участвуют в
государственной и политической жизни, в идеологических баталиях. А вот
священники могут давать только нравственные оценки политическим
событиям. И это активно делается. Мы видим, что стало уже традицией, что
во время Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл выступает в
Государственной Думе или в Совете Федерации, где говорит о тех насущных
проблемах, которые волнуют Церковь.
– На «Русской народной линии» публикуется много интересных
материалов, посвященных христианской экономике, которую мы должны
создать в нашей стране. Иногда это называют «православным социализмом».
Что вы об этом думаете?
– Я бы хотел отметить, что нам нужно размышлять не только над тем,
какой должна быть экономика России, – перед нами стоит целый спектр
вопросов. К примеру, каким должно быть устройство общества в России.
Общество дореволюционной России было сословным. В советскую эпоху было,
по сути, корпоративное устройство общества, когда представители каждой
профессии имели некие права и привилегии, имели свои санатории, дома
культуры, а также свои праздники – День медицинского работника, шахтера,
металлурга и т.д. Это объединяло людей. Сегодняшнее общество никак не
структурировано. И это порождает социальные болезни, которые ведут к
фрагментации и расколу общества.
Не менее важный вопрос – каким должно быть политическое устройство
нашей страны. Та партийная система, которая сложилась за последнюю
четверть века, не функционирует. Еще наш «политический златоуст»
покойный премьер-министр Виктор Черномырдин подметил, что сколько партий
ни строй, все равно получается КПСС. Никак не структурированы сегодня и
церковно-государственные отношения, что также является серьезной
проблемой. В нашем сознании есть идеал – «симфония властей». В обыденной
речи мы этот образ используем, но в чем на практике должна выражаться
«симфония властей»? Какое место должна занимать Церковь в
государственном устройстве, – это тоже вопросы не праздные. И на все эти
вопросы у нас нет ясного и однозначного ответа. Мы еще должны его
найти.
А что касается экономики, то, на мой непрофессиональный взгляд,
экономика наша должна строиться на двух идеологических принципах. Это –
принцип справедливости, который был реализован в советское время в идеях
социализма. И принцип нравственности, который вытекает из христианского
понимания мира и человека. Это и пытаются выразить в идее
«православного социализма» некоторые наши авторы. На мой взгляд, у этой
идеи есть будущее. Но она должна быть осмыслена профессиональными
экономистами, которые могли бы сформулировать ее системно.
Беседу вела Татьяна Медведева Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|