Трамп способен использовать «крымский вопрос» для торговли с Россией
Может ли Дональд Трамп, став президентом, признать Крым
российским? На самом деле в этом не будет ничего особо удивительного –
вопрос признания-непризнания является всего лишь одним из элементов
американской геополитической стратегии, поэтому может быть использован в
нужный момент в игре с Россией.
Заявления Дональда Трампа о Крыме (в
частности, о возможности его признания российским), естественно,
вызвали бурную реакцию не только на Украине, но и в самих США.
«Вопросы признания Крыма российским и снятия санкций рассматриваются Трампом как «хорошие карты» в игре с Путиным»
Но
если политические противники используют эти высказывания Трампа для
того, чтобы выставить его «кремлевским кандидатом», то в России очень
многие не верят в саму возможность столь радикального изменения
американской политики в случае победы несистемного кандидата. Между тем,
сценарий признания Крыма российским со стороны США относится к области
практической политики – и поэтому вполне возможен. «Крымский вопрос» в
американо-российских отношениях имеет не самостоятельный характер, а
является производной от общей стратегии США в отношении России.
Есть
несколько вариантов этой стратегии на ближайшую и среднесрочную
перспективы – и из нескольких из них вполне логично вытекает признание
Крыма. Более того, нет ни одной реалистичной стратегии, которая ставила
бы себе целью отторжение Крыма от России. Все, что говорится о «борьбе
за возвращение Крыма Украине», относится к области чистой пропаганды, а
не практической политики.
Естественно, Штаты всегда будут
рассматривать возможности провоцирования внутренних противоречий в
России и использования внутренней смуты для развала нашего государства
или уменьшения его размеров. И при осуществлении такого сценария Крым
действительно может снова перестать быть российским.
Но к смуте и
развалу страны могут привести все-таки в первую очередь
внутрироссийские факторы. Так что роль США в любом случае может быть
лишь вспомогательной и понятно, что никто из серьезных англосаксонских
стратегов не считает сейчас вариант «самоликвидации России»
сколько-нибудь реальным (хотя еще несколько лет назад всевозможные
близкие к ЦРУ аналитические центры и тешили своих клиентов такими
прогнозами).
Более того, сейчас США начинают впадать в другую
крайность. Если раньше они недооценивали Россию (что было нам на руку,
особенно в 2014 – иначе Вашингтон не решился бы на стратегически
невыгодную ему операцию по «изоляции Москвы»), то теперь есть
вероятность того, что некоторые стратеги могут поверить в собственную
пропаганду насчет «российской угрозы Европе».
И все же
определяющим в русской политике Вашингтона сейчас является борьба между
стремлением сдерживать Россию и одновременно не провоцировать ее на
жесткое противостояние, то есть договариваться там, где это возможно.
Если победит Клинтон, то эта политика в целом сохранится. Одной рукой
Вашингтон будет давить через санкции и перетягивание Украины, а другой
пытаться разграничить сферы влияния на Ближнем Востоке и других
регионах. Никакого признания Крыма при этой стратегии, естественно, не
будет – борьба за мягкую, постепенную атлантизацию Украины будет
продолжена. Крайне маловероятно, что даже в том случае, если Клинтон
сформирует «ястребиную» администрацию, Вашингтон решится на обострение
украинского противостояния: тем самым увеличиться риск «потерять» уже не
Крым и Донбасс, а всю Украину.
Но для сценария «мягкого переваривания Украины» нужно два условия.
Во-первых, победа Клинтон в ноябре, а во-вторых, сохранение
относительной стабильности и власти прозападных элит на Украине в
среднесрочной перспективе (как минимум, до конца десятилетия). Даже если
Клинтон придет к власти, но на Украине начнется новая фаза борьбы за
власть и дезинтеграции, вмешательство Вашингтона будет иметь свои
пределы. США не будут воевать за Украину – то есть в случае прихода к
власти в Киеве нейтрально или даже пророссийски настроенных сил
американцы готовы смириться (конечно, не вслух) с потерей контроля над
«незалежной».
Тем более, если «украинская карта» поможет усилить
контроль над Евросоюзом, протолкнуть-таки Трансатлантическое партнерство
и надежно отдалить Германию от России. Пророссийская Украина в обмен на
выстраивание заградительного редута от Балтики до Черного моря и
антироссийски настроенную Европу – вполне приемлемая для Вашингтона
комбинация. В этом случае – то есть разворота Украины в сторону России,
вхождения в Евразийский союз – крымский вопрос станет для США вообще не
актуален. Можно будет обвинять Россию уже в аннексии целой «европейской
страны», а не какого-то там полуострова.
Но если к власти
приходит не Клинтон, а Трамп – а сейчас это представляется гораздо более
вероятным – то возникают, что называется, варианты.
Трамп может
пойти на «большую сделку» с Россией – если он действительно попытается
по-новому позиционировать США на мировой арене. Крым, по большому счету,
и так уже отыгран Вашингтоном по максимуму. Европейские санкции,
главное, что нужно было США для давления на Россию, уже в следующем
году невозможно будет продлить. Европа готова забыть не только Крым, но
уже и Донбасс – лишь бы ослабить американскую удавку и восстановить
рабочие отношения с Россией.
Все, что дальше США могут иметь с
«крымского вопроса», относится уже полностью к области пропаганды и
дипломатических игр – то есть не несет прямой и весомой геополитической
выгоды. Конечно, можно десятилетиями не признавать вхождение Крыма в
состав России – и сохранять американские санкции (которые, в отличие от
европейских, для России не имеют принципиального значения), взбадривать
киевских правителей и заявлять протесты: но как инструмент давления на
Россию «Крым» будет низкоэффективным. Да и долго ли можно будет его
использовать? Ведь делать ставку на существование в нынешнем виде
Украины в ближайшие десять лет не стал бы и Збигнев Бжезинский. До Крыма
ли тут.
Ну не признавали США вхождения Прибалтики в состав СССР в
1940 году – ну и что? Как это влияло на отношения Вашингтона и Москвы?
Никак – да и ни о каком «возвращении независимости Прибалтийских
государств» не могло быть и речи, если бы не развалился Советский Союз.
Трамп
прямо говорит о том, что он за хорошие отношения с Россией и
сотрудничество с ней там, где это выгодно. И, конечно, он понимает, что
никакие нормальные отношения невозможны при наличии санкций и требований
«вернуть Крым Украине». Трамп понимает, что Украина находится в зоне
жизненных интересов России (то же самое он говорил и о Прибалтике) и
готов договариваться и по поводу нее.
Если Трампа не убьют после победы на президентских выборах, он, как
минимум, попытается выстроить новые отношения с Россией. И, конечно,
вопросы признания Крыма российским и снятия санкций рассматриваются им
как «хорошие карты» на руках. Трамп, как минимум, попытается
использовать их в игре с Путиным. При этом он, по своей прямоте и
геополитической неопытности, может откровенно предложить «размен»:
захотеть получить в ответ изменение российской позиции по Ирану или
что-то в этом духе. Неважно, что России это не нужно и Путин на это не
пойдет. Сам прагматичный подход Трампа к решению второстепенных (а Крым
реально не входит даже в первую десятку важных американо-российских
проблем) уже можно будет приветствовать.
При всем своем желании
Трамп не сможет полностью убрать крымский вопрос из американо-российских
отношений – санкции были введены Конгрессом, который в обозримом
будущем не пойдет на их полную отмену. Но в качестве президента Трамп
может признать Крым российским де-факто (и даже де-юре), что станет
важным шагом для возвращения к более здоровой атмосфере в
американо-российских отношениях.
В конце концов, для России не
имеет никакого значения то, что думают о Крыме иностранные державы –
санкции это проблема тех, кто их ввел. Но сами США хотят – и это заметно
и в действиях нынешней администрации – выйти из провалившейся политики
«блокады России», чтобы договариваться по конкретным геополитическим
вопросам. Трампу, который идет к власти на противопоставлении себе всему
вашингтонскому истеблишменту, будет проще сделать символический жест в
сторону Путина, пойти на то, что сейчас кажется невозможным. В том числе
и признать Крым российским, а то и посетить Севастополь.
В
начале 70-х Ричард Никсон отправил в Пекин Генри Киссинджера, а спустя
несколько месяцев уже сам прилетел к Мао – хотя до этого США более двух
десятилетий не признавали Китай как таковой (считая «Китаем» бежавшие на
Тайвань власти, свергнутые коммунистами). Трамп похож на Никсона – как
минимум тем, что бросает вызов элите и хочет изменить сложившийся
миропорядок. И тем, что он тоже слушает Генри Киссинджера.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|