Независимость Косово — во многом результат успешного лоббирования, в том числе американских специалистов, рассказал в интервью Sputnik Сербия научный сотрудник белградского Института международной политики и экономики Ненад Васич.
По
его словам, албанцы до сих пор до сих пор очень активно используют
лоббистские услуги для достижения своих целей, так как лоббирование —
важный и легитимный инструмент осуществления государственных и личных
интересов.
Васич пояснил, что впервые официальные косовские лица
пригласили американских лоббистов в 1999 году. У них есть договор
с американской фирмой о представлении интересов, который был уже трижды
обновлён и будет действителен до 2017 года.
"Лоббирование — это
дорогое удовольствие. Так, приглашение какого-нибудь бывшего сенатора
для представления ваших интересов и позиций может стоить от 350 тысяч
до полумиллиона долларов в месяц, плюс оплата всех телефонных
разговоров и служебных командировок", — считает политолог.
Албанцы
очень быстро осознали всю силу лоббирования. По словам Васича, самых
значимых деятелей начали приглашать еще в конце 19-го века. Между тем,
то, к чему пришли сегодня, начиналось в конце 80-х годов, когда одна
из представительных американских делегаций, которая находилась тогда
с официальным визитом в Югославии, посетила и Косово. В этой делегации
был в том числе Антала Лантош, позже очень известный лоббист албанцев. В
1990 году он организовал первую конференцию по правам человека
на территории Восточной Европы, Югославии, и особенно Косово. Этой
конференции, утверждает он, предшествовал визит американских сенаторов
и конгрессменов, среди которых был и Роберт Доул, основатель
албанско-американского лобби, который в свое время работал в связке
с президентом США Биллом Клинтоном.
"Тогда впервые в повестку
дня Конгресса США официально были включены вопросы по правам человека —
албанцев как этнической группы в Косово. Позже это понятие приобрело
международный характер в различных информационных и лоббистских
компаниях. Результатом этого стал тот факт, что албанцы постоянно
улучшают свою международную позицию и авторитет, в частности, авторитет
бывших вождей албанской альтернативы — Доула, Диогварди и Ланатоша,
к которым позже присоединились Джозеф Байден и Элиот Энджелл. Благодаря
им, Конгресс США принял множество резолюций против тогдашней
Югославии. В Вашингтоне лоббисты очень важны, особенно лоббисты
из этнических сообществ, которые занимаются проблематикой национальных
вопросов в этих государствах, а также в вопросах сецессионизма, который
был использован в 90-е годы, и позже когда косовские албанцы в 2008
году в одностороннем порядке провозгласили независимость Косова", —
отмечает Васич.
По его мнению, сербам лоббирование никак
не дается. Ни Милошевич в 90-е, ни демократические власти после 2000
года так и не поняли, что значит хорошее лобби. И случилось так, что
Сербия стала единственной страной бывшей Югославии, у которой нет
ни одной официальной лоббистской структуры в США.
Во время войн
90-х годов все стороны конфликта, за исключением Сербии, пользовались
услугами лоббистских агентств, отмечает Васич. "Хорватская пропаганда
с помощью агентства "Рудер и Фин" успешно использовала СМИ
для манипуляции общественным сознанием, особенно в Германии и США,
чтобы получить поддержку своих сепаратистских целей. Их самым ярким
"достижением" стало описание военных действий окрестностях Дубровника,
излюбленного курорта немцев. Тогда хорваты с помощью Вашингтона
наводнили СМИ новостями о том, что югославская армия уничтожает
Дубровник", — сказал он.
Политолог подчеркнул, что правительство
Хорватии каждый месяц клало на счёт агентства "Рудер и Фин" по 100
тысяч долларов (плюс все издержки) для того, чтобы самые влиятельные
люди в США передавали о Хорватии желаемую информацию. В свою очередь
правительство Боснии оплачивало услуги, которые подразумевали вброс
комментариев, колонки внештатных сотрудников и письма редактору.
Французский специалист в области коммуникаций Алис Криг Планке
несколько лет тому назад опубликовал результаты исследования, согласно
которому слова "этническая чистка" в статьях газеты "Le Monde"
в августе 1992 года повысили тираж издания вдвое. После этого это
понятие было установлено официально в отношении событий в Боснии.
Германия
в своё время проанализировала 157 договоров между 40 американскими
лоббистскими фирмами, составленных за время войн на территории бывшей
Югославии с 1991 по 2002 годы. Двадцать процентов из них составили
противники Сербии, включая Словению, а с 1997 года и Черногорию.
Васич
считает, что главные особенности этих американских консалтинговых
или лоббистских фирм — это их социальная, политическая и структурная
связь. Ведь в их рядах находятся бывшие конгрессмены, сенаторы,
сотрудники американской администрации, представители секретных служб
и американской армии, выдающиеся представители СМИ, председатели
крупнейших корпораций. А это, как отмечает политолог, подразумевает
самый короткий путь до ключевых мест в политике, СМИ, промышленности
и структурах безопасности.
Кроме того, по его словам,
в балканских войнах всем вовлеченным сторонам удалось через фильтр
агентств и своих многочисленных коммуникационных каналов превратить
сепаратистскую пропаганду в "правдивые" сигналы. "Отклик в американском
обществе на визит какого-либо государственного деятеля, по правилам
этих фирм, зависит от тиража: чем больше заплатишь, тем больше будут
говорить", — резюмирует Васич.
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|