Тимофей Бордачев - Директор
евразийской программы Фонда развития и поддержки Международного
дискуссионного клуба «Валдай», директор Центра комплексных европейских и
международных исследований Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики», кандидат политических наук,
Россия
Резюме:В Европе формируется новый международный порядок. Назовем его
«берлинско-вашингтонский». По аналогии с прошлыми – венским,
версальско-вашингтонским и ялтинско-потсдамским.
Этот порядок является региональным развитием Вестфальской
системы, и ему присущи её важнейшие отличительные черты. Этот порядок
не включает в себя Россию и, более того, активно её антагонизирует. Он
органично встроен в структуру глобального Запада и играет свою роль в
его противостоянии с глобальным не-Западом. Противостоянии, которое в
ряде случаев (Россия) является грубым и прямолинейным, а в ряде (Китай)
– сложноорганизованным и учитывающим фактор экономической
взаимозависимости.
Этот порядок нацелен на сохранение и устойчивое развитие старейшей
части Запада – Европы Европейского союза. В его основе лежит
военно-политическое (НАТО), экономическое (грядущее ТАТИП или его другая
инкарнация), культурно-цивилизационное (либеральный протестантизм) и
даже национальное (относительное большинство белых граждан США имеют
немецких предков) единство. Вряд ли даже самый бездарный будущий
президент США сможет остановить формирование этого порядка. Он
продиктован объективными факторами и интересами. Этот порядок, как и
всякий другой порядок, востребован политическими и экономическими
элитами Европы, явно метавшимися в последние годы.
Новый европейский порядок формируется четырьмя важнейшими
международно-политическими процессами. Во-первых, это завершение периода
попыток инкорпорации России на правах младшего и возвращению её на
историческое место соперника и угрозы. Во-вторых, глубочайшим кризисом
европейского интеграционного проекта и необходимостью выхода из него
через сильное лидерство. В-третьих, выходом из ЕС Великобритании, что
делает возможным переформатирование склеротичной системы управления и
экономического регулирования в Евросоюзе. И, наконец, необходимостью
«вписать» Европу в новую систему отношений внутри коллективного Запада.
В основе этой системы – новые мегарегиональные торгово-экономические
объединения, не отвергающие глобализацию, а развивающие её в выгодном
историческим лидерам направлении. Одно из таких объединений –
Транстихоокеанское торговое партнёрство (ТТП) – уже создано. И
представляет собой настолько гениальный документ, что даже провал его
ратификации не станет препятствием к его введению в действие тем или
иным образом. Например, через совершенствование системы двусторонних
договоров о торговле и инвестициях. Другое – Трансатлантическое торговое
и инвестиционное партнерство (ТАТИП) будет, видимо, создано в
ближайшие годы. Несмотря на возникшие в последние месяцы препятствия,
которые позволяют отдельным наблюдателям говорить о провале
переговоров.
Новый «берлинско-вашингтонский» порядок сможет стать ответом на
угрозу хаоса, которая всё более явственно рисуется перед Евросоюзом. В
центре этого порядка будет стратегическое, всеобъемлющее и
взаимоуважительное партнёрство между экономическими гигантами Запада –
США и Германией. Его военно-политическим фундаментом будет блок НАТО,
сплотившийся в противостоянии России. Будет окончательно покончено с
попытками построения европейской идентичности в сфере безопасности и
обороны. Такая идентичность уже сформировалась в ходе драматических
событий на востоке Европы после переворота на Украине. Однако
институтом этой идентичности станет не эфемерная общеевропейская
политика в сфере безопасности, а вполне конкретный блок НАТО. С вполне
конкретным лидерством США как военно-политического вождя Запада.
Формирование нового порядка приведёт к изменению всей системы
торгово-экономических отношений в Евроатлантическом регионе. Общий рынок
Европейского союза станет одной из составных частей этой системы в
рамках грядущего Трансатлантического торгового и инвестиционного
партнёрства. Наряду с США, Канадой и Великобританией.
Выход последней из ЕС серьёзно изменит Евросоюз и Европу в целом.
Скорее всего, доминирующими станут здесь два процесса. С одной стороны,
будет происходить дальнейшее сплачивание союза в вопросах экономики. С
другой, будут, по всей видимости, приостановлены процессы интеграции
политических систем и систем обеспечения безопасности. Внешнюю
безопасность союза полностью возьмёт на себя НАТО. С мечтами о создании
европейских оборонных структур уже покончено. Благодаря драматическим
событиям последних лет в Восточной Европе США и проамериканские лобби в
ЕС смогли полностью восстановить контроль над ситуацией.
Выход Великобритании может способствовать и прогрессу на переговорах о
создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства.
Увеличится гомогенность внутри оставшихся членов союза. Без
раздражающего британского фактора Германии будет проще убедить Францию и
собственных колеблющихся в том, что только скрытая либерализация и
общее сокращение социальных обязательств смогут спасти экономику Европы.
А о том, что последняя нуждается в радикальной встряске, консенсус
элит в Берлине, по всей вероятности, существует. Как и убеждённость в
том, что уверенно проведя Европу через кризис евро, Германия должна
спасти её стратегически и «вытолкнуть» на новый уровень развития.
Мирным, само собой, путём. Сейчас популярность идеи ТАТИП в самой
Германии снизилась до 17 процентов, а последний из раундов переговоров
между Европейской комиссией и США не привёл к существенному прогрессу.
Но это не означает, что идея утоплена. Она будет реализована в том или
ином виде, хотя и не в столь короткие сроки, как на это рассчитывали
энтузиасты в Брюсселе.
Вообще о том, что после разрешения кризиса зоны евро и в связи с
предстоящим выходом из ЕС Великобритании масштабы германского могущества
становятся опасными для единства ЕС, сказано уже много. Укрепление
стратегического партнёрства Берлина с США может решить эту проблему.
Германия, надёжно и крепко впаянная в трансатлантическое сообщество, не
будет вызывать подозрений у других стран в желании создать «рейх 2.0 ».
Великобритания, со своей стороны, сможет одновременно вести
переговоры о будущем формате своих отношений с ЕС и выступать в
качестве третьего партнёра на переговорах о ТАТИП. Более того, именно
формат ТАТИП может оказаться наиболее приемлемым для Лондона способом
сохранить фактическое участие в общем рынке ЕС. Не принимая на себя при
этом кабальных обязательств, как это делают Норвегия или Швейцария.
Тем более что в Берлине, Париже и Брюсселе также понимают, что для
Соединённого Королевства будет необходимо найти некий уникальный статус
в отношениях с бывшими партнёрами. Поэтому выход Британии может не
затормозить переговоры о ТАТИП (как бы такое партнёрство ни называлось в
будущем), а стать стимулом для их «перезагрузки».
В этой связи важнейшей задачей переговорщиков в Лондоне, Брюсселе и
Вашингтоне может стать синхронизация процессов переговоров о новом
правовом формате отношений Британия – Евросоюз, с одной стороны, и
переговоров о ТАТИП – с другой. Возможно, что именно с подготовкой
движения в этом направлении связана задержка с запуском Лондоном
механизма статьи 50 Лиссабонского договора. В том случае, если ТАТИП
будет хотя бы отдалённо напоминать заключённое осенью 2015 года
Транстихоокеанское торговое партнёрство, – это именно то, что нужно
Великобритании в отношениях с ЕС – доступ на рынок и свободное движение
капиталов. А для квалифицированной рабочей силы можно будет разработать
отдельный формат. США, со своей стороны, будут вполне удовлетворены
тем, что их важнейший союзник сохранит свой статус и значение для
евроатлантической экономики. Великобритания сможет при таком раскладе
стать своего рода гигантским Сингапуром на Атлантике – «хабом»
пересечения торговых и инвестиционных потоков. Одновременно получив
возможность произвольно регулировать доступ на свою территорию
иностранной рабочей силы и её права.
Новый «берлинско-вашингтонский» порядок будет характеризоваться
совмещением высокой степени рыночной открытости (всегда выгодной
экономически сильным игрокам) и возвращению части политических
полномочий в руки суверенных государств (что позволит сильным решать
проблемы безопасности без оглядки на слабых членов сообщества). Стимулом
к возвращению власти в руки суверенных государств станет и
необходимость реально бороться с терроризмом. То, что его волна грозит
захлестнуть Европу, становится в наши дни, после ужасающих терактов в
Париже, Брюсселе и Ницце, всё более очевидно. Естественным следствием
этого будет отказ от попыток создать действительно более или менее
единые европейские специальные службы. Это, в свою очередь, неизбежно
создаст необходимость усиления контроля над внутренними границами
сообщества. Очевидно, что полиция и контрразведка одних стран будет
справляться с террористической угрозой лучше, чем других. Поэтому
необходимой мерой станет возвращение к эффективной охране границ. Ответ
на вопрос о том, как совместить открытый рынок и усиление полицейских
мер контроля над населением, станет важнейшим для европейских элит.
В результате мы будем иметь относительно единую в экономическом
отношении Европу, способную объединиться политически только по очень
ограниченному кругу вопросов – тех, которые не будут идти во вред
трансатлантической солидарности. Ведь именно она и её институциональное
воплощение в лице НАТО станут несущей основой выживания цивилизации
Запада. И главным инструментом его борьбы за лидерство с окружающим
миром.
При новом порядке Евросоюз не станет более простым и ответственным
партнёром для России. Более того, он, как отмечают уже сейчас с тревогой
многие наблюдатели, может стать даже более агрессивным. Не
останавливаясь не только перед политически враждебными действиями, но и
перед военными провокациями. При этом диалог по частным вопросам с
наиболее вменяемыми европейскими государствами будет вполне возможен.
Хотя это и не сможет подвигнуть их на нарушение правил железной
«берлинско-вашингтонской» системы, которая формируется в Европе. Мы не
должны ни в коем случае допустить возникновения разрыва между нашими
обществами, размывания общего культурного и цивилизационного
пространства.
Евросоюз никогда не признает возвращение Крыма в состав России и не
отменит варварские санкции в отношении жителей полуострова. Россия, со
своей стороны, должна будет всё более серьёзно относиться к гармоничному
развитию своей территории за Уралом и связей с азиатскими экономиками.
Для этого можно будет привлекать европейские компании, если они
проявят достаточно гибкости в условиях санкционного давления. В том
числе если Россия, Китай, Казахстан и другие региональные партнёры
перейдут, наконец, от слов к делу и займутся строительством евразийской
транспортно-логистической системы, за которой потянется и пространство
совместного развития. Важно также готовиться (вместе с нашими
союзниками) к отражению грядущих угроз с Юга, наращивать взаимодействие
Москва – Пекин по обеспечению безопасности в Центральной Азии.
Россия не будет частью нового европейского порядка. Это, в числе
прочего, может стать одной из причин его относительной неустойчивости и
непродолжительности. Как это произошло с другим «порядком», который
фактически её игнорировал – версальско-вашингтонским. И наоборот – те
европейские порядки, в которых Россия была важной составляющей – венский
и ялтинско-потсдамский – оказались успешными и обеспечивали мир в
Европе.
Несмотря на это Россия будет важным внешним фактором существования
«берлинско-вашингтонского» порядка, как и он для неё. Будущее России – в
более широких и демократичных форматах межгосударственного
взаимодействия. Форматах, которые необходимо развивать на евразийском
пространстве и в рамках всеобъемлющего евразийского партнёрства. Только
будучи частью своего сообщества Россия сможет достойно иметь дело с
новым «берлинско-вашингтонским» порядком. Это сообщество должно быть
основано на выработанных совместно со стратегическими партнёрами и
союзниками России принципах и правилах игры. В другом мире нам места
нет.
Международный дискуссионный клуб «Валдай»