Между георгиевской ленточкой и вышиванкой
Белоруссия: борьба пророссийского и прозападного векторов развития страны не утихает.
Традиционно лето в Белоруссии является временем различных праздников и
массовых мероприятий, которые одновременно высвечивают и многие моменты
борьбы пророссийского и прозападного векторов развития страны.
Так, год тому назад День России оказался омрачённым неприятным
инцидентом. В Могилёве с постамента только что установленного памятника
А.С. Пушкину демонтировали доску со стихотворением «Клеветникам России».
По мнению националистов и поддержавших их представителей власти,
стихотворение оказалось «неоднозначным и обидным» для белорусов.
Естественно, не самые приятные предположения по поводу предстоящего
праздника возникали и на этот раз. Однако по инициативе молодого
минского мэра Андрея Шорца российским соотечественникам предложили
провести 12 июня 2016 г. в самом центре города День многонациональной
России. Русские, дагестанские, чувашские и татаро-башкирские организации
с удовольствием откликнулись на предложение.
Центр Минска заполонили люди разных национальностей с триколорами и георгиевскими ленточками.
Были танцы, песни, конкурсы, выступления представителей клуба
славяно-горицкой борьбы, выставка русской литературы Белоруссии, столы с
блюдами национальных кухонь. На площади русские, дагестанцы, татары,
башкиры и чуваши, минчане создали неповторимую атмосферу искреннего
народного гуляния. Праздник длился до самого вечера.
Всё это с интересом и одобрением встретили минчане, тоже ставшие,
таким образом, участниками этого мероприятия. А 26 июня в центре Минска
прошёл праздник армянской культуры «Золотой абрикос». Предполагается
проведение азербайджанского, украинского и грузинского праздников.
Поэтому проведение Дня многонациональной России не стало исключением,
однако то, что это мероприятие было проведено именно в День России,
безусловно, подтвердило особое отношение властей к Российской Федерации.
Вместе с тем, когда в Минске открылось Пятое всебелорусское народное
собрание, российских соотечественников на него не пригласили. Хотя, что
очень важно, не прозвучали и, увы, ставшие привычными в последнее время
выпады против России или же обвинения в адрес российских
соотечественников.
Сами же российские соотечественники (вновь с триколорами и
георгиевскими лентами) в этот день посетили Хатынь, где провели акцию
«Свеча памяти», возложив к Вечному огню венок, охапку гвоздик и пять
зажжённых лампад – по числу календарных лет войны. Хатынь – это
единственное в Европе кладбище-мемориал сожжённых деревень, поэтому
место проведения акции было выбрано не случайно.
Заметна была деятельность в этом году сторонников интеграции с Россией
и в северной белорусской столице – Витебске. «Война памятников», если
можно так сказать, в Белоруссии в отличие от Украины, Прибалтики или
Польши имеет свои характерные особенности: борьба идёт не за их снос, а
за установку. В Витебске в своё время было принято решение об установке
памятников православным русским святым – Александру Невскому и
легендарной основательнице города – княгине Ольге. Но националисты
подняли шум и стали добиваться отмены установки этих памятников как
«символов чужой истории», «русского мира», «оккупантов» и т.д., в общем,
привычного для постсоветского пространства набора русофобских
«доводов».
К сожалению, власти тогда дрогнули и в 2013 году ко Дню города (26
июня День освобождения от фашистов) решили установить памятник
литовско-русскому князю Ольгерду. Это решение было с радостью встречено
националистами, так как Ольгерд «прислонял копье к стенам Кремля».
Но теперь возмутились уже пророссийские организации. Тогда решили не
ставить пока никаких памятников. Но в 2014 году поставили всё же
Ольгерда, что вызвало град критики. И вот теперь появился один из двух
давно запланированных памятников – Александру Невскому. На очереди –
памятник княгине Ольге. Кстати, памятник святому благоверному князю (с
сыном на руках и женой, витебской княжной) установили в очень
символичном месте – неподалёку от одной из старейших в Белоруссии
Благовещенской церкви и деревянного храма Александра Невского на площади
Тысячелетия города.
2 июля 2016 года, как раз перед главным белорусским государственным
праздником – Днём независимости, в Минске впервые на государственном
уровне прошёл День вышиванки – национальной белорусской одежды с
использованием традиционных узоров. В рамках праздника состоялись
отдельные мероприятия с вполне красноречивыми и показательными
названиями: арт-парад «Под знаменем с вышиванкой», акция «Это НАШЕ»,
дефиле моделей в костюмах с элементами вышиванки «Стиль. Вдохновение.
Красота».
В акции активное участие принял Белорусский союз молодёжи (БРСМ), что
также весьма показательно, так как БРСМ принимает участие только в
«правильных» и «согласованных» мероприятиях. Фактически произошла
попытка властей перехватить и даже возглавить движение белорусских
националистов, которые до сих пор хоть и активно, но без особой
государственной поддержки всячески, по украинскому примеру,
пропагандировали вышиванку как символ белорусской независимости.
Впрочем, стоит отметить, что белорусы, как и украинцы, являются частью
общерусского большого этноса, поэтому в Минске не придумали ничего
нового – узоры используются в национальной одежде большинства народов
мира, а русские народные рубахи, как и белорусские и украинские, часть
нашего общего богатого культурного наследия. Другое дело, когда на всём
этом начинают выстраивать националистическую основу. Любопытно, что 8
июня 2016 года при посещении В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко выставки
«Белагро-2016» в Минске обоим лидерам подарили… вышиванки.
Ну, а 3 июля 2016 года состоялся главный государственный праздник
Белоруссии – День Независимости. Именно в этот день Минск был освобождён
от немецко-фашистской оккупации в 1944 году в результате операции
«Багратион».
В Минске и всех областных и районных центрах, средних и малых городах
прошли массовые празднования и гуляния со всеми присущими такому событию
атрибутами – конкурсами, костюмированными представлениями, шествиями,
концертами и вечерними салютами. Но самым главным действием, безусловно,
стал традиционный парад в белорусской столице, начавшийся в 10.00 утра.
В этом году исполнилось 25 лет с момента обретения Белоруссией
независимости, так что парад тоже был под стать событию. Перед зрителями
в парадном строю прошли более 5000 военнослужащих, в том числе
«коробка» псковских десантников, и 400 единиц боевой техники в составе
14 расчётов: советский танк периода Великой Отечественной войны ИС-2,
танк Т-55, танк ПТ-76, боевая машина десанта БМД-1, основные боевые
танки Белоруссии Т-72Б, боевые машины пехоты БМП-2, состоящие
на вооружении сухопутных войск белорусской армии, БТР-80, система
залпового огня «Полонез», созданная Белоруссией в кооперации с Китаем.
«Полонез» стал особой гордостью белорусского президента А.Г.
Лукашенко, который в выступлении перед началом парада заявил: «Сегодня в
парадном строю пройдет реактивная система залпового огня «Полонез». Это
современное грозное оружие. Его наличие является важнейшим фактором
стратегического сдерживания от попыток разговора с нашей страной с
позиции силы. Не менее важно и то, что за нами прочно закреплен статус
космической державы».
Однако всем в Белоруссии понятно, что реальную защиту стране обеспечивают не «Полонезы», а союзные отношения с Россией.
На этот раз в отличие от прошлого года российская техника не принимала
участия в наземном параде, зато в красочном авиационном в одном ряду с
белорусскими лётчиками над Минском пролетели российские боевые вертолеты
Ка-52, бомбардировщики Су-34 и истребители Су-30СМ. Это потребовало
слаженности от лётчиков, так как они использовали аэродромы на
территории своей страны.
После парада состоялось традиционное шествие горожан, но на этот раз
без спортсменов. Зато с массовым использованием вышиванок, белорусских
орнаментов и под песни на белорусском языке.
4 июля, в понедельник, белорусы, наконец, начали получать новые
деньги. 1 июля прошла деноминация: были отброшены сразу четыре нуля и
100 рублей превратились в 1 копейку, впервые после советского времени
вернулись монеты. Интересно, что старые деньги до 1 января 2017 года
будут ходить наравне с новыми, а это означает, что иностранцы,
приезжающие в Белоруссию, могут получить на руки 100 рублей образца 2000
года (1 копейку) и 100 рублей образца 2009 года, чья стоимость
отличается в 10 000 раз! Новации отразились и на новых деньгах: по
дизайну и купюры, и рубли (особенно монета в 2 рубля) напоминают евро.
Кроме того, банкноты оформлены в национальном стиле с упором на
историческое прошлое. Впрочем, достаточно избирательно – таким
«анахронизмам», как советский период или же Брестская крепость, которая
присутствовала на деньгах образца 2000 года, места не нашлось. Банкноты
печатались в Великобритании, а монеты – в Литве и Словакии. Безусловно,
это можно было сделать и в России, но так «более независимо и по-
европейски».
Белоруссия всё более и более становится «европейской», что наглядно
представлено, прежде всего, в топонимике – всё более активном
использовании в табличках с названиями улиц или станций метро не только
надписей на белорусском языке, но и в двух вариантах – традиционной
кириллице и только начинающей вводится полонизированной «белорусской
латинице».
На уже упоминавшейся новой купюре 100 рублей изображён замок магнатов Радзивиллов в Несвиже.
Курс на всяческую популяризацию польско-литовской католической шляхты и
стремление объявить её белорусской аристократией очевиден.
Не избежал печальной участи переименования даже продовольственный
магазин в центре Минска, превратившийся из «Троицкого» в
«Радзивилловский». И это при том что магазин находится рядом с
историческим центром Минска – Троицким предместьем, а Радзивиллы к
белорусской столице вообще не имеют никакого отношения.
В религиозно-конфессиональной сфере также отмечается активизация
католиков и, что более важно, усиление их поддержки униатам
(греко-католикам). 1-2 июля прошел многотысячный католический крестный
ход из Минска в Будслав (Мядельский район Минской области) к костёлу
бернардинцев, где прошли двухдневные торжества в честь чудотворной
Будславской иконы Божией матери. Любопытно, что история этой иконы имеет
и свой скрытый смысл - образ был подарен в 1598 году Папой
Римским Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу по случаю его перехода
из кальвинизма в католичество.
Сам крестный ход мало походил на православный: бейсболки, флаги,
велосипеды (на одном из них часть пути проделал и католический
митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич). Было
много молодёжи. Звучали мессы на белорусском и польском языках, и в оба
дня фестиваля нашлось место для выступлений хора униатов и их мессы.
Но главное даже не это, а достаточно провокационные действия эмиссаров
из Ватикана – посланника Папы Франциска, венского архиепископа
кардинала Кристофа Шёнборна, который передал белорусским униатам
«реликвию святого Иософата Кунцевича».
Того самого Кунцевича, который в середине XVII века отличился особыми
издевательствами и жестокостями по отношении к православным, не желавшим
переходить в унию, – православные храмы закрывали, похороненных без
ведома униатов по православному обычаю выкапывали и бросали трупы
собакам. Когда же в 1623 году Кунцевич избил православного священника в
Витебске, витебляне восстали. Колокола городской ратуши и православных
церквей ударили в набат, несколько тысяч горожан сошлись на вече, после
чего двинулись к хоромам Кунцевича, где убили его, протащили тело по
улицам города и бросили в Западную Двину.
Все жители Витебска были объявлены мятежниками, город лишён
магдебургского права, а ратуша разрушена. 120 человек, в том числе два
бургомистра, приговорены к смертной казни. О накале конфессионального
противостояния говорит и тот факт, что даже век спустя, когда в 1705
году Пётр Первый и А. Меншиков посетили униатский Софийский собор в
Полоцке и вступили в спор о роли Кунцевича с местным духовенством, всё
закончилось весьма печально – оскорблённый Пётр просто закрыл униатский
храм и монастырь.
Не приходится сомневаться, что выбор «подарка» Ватикана белорусским
униатам неслучаен и является символичным ответом на установку памятника
Александру Невскому в Витебске.
Униатская церковь в Белоруссии крайне немногочисленна, её прихожанами
чаще всего являются националисты различных мастей, тесно поддерживающие
связи с униатами на Галичине. Православная церковь проявила
поразительное равнодушие, «проглотив» провокацию. Да и могло ли быть
иначе, если действо в Будславе было явно санкционировано властями?!
Накануне, 1 июля 2016 года, на встрече в Минске белорусского министра
иностранных дел Владимира Макея и папского легата кардинала Шёнборна
обсуждалась возможность визита Папы в Белоруссию.
К тому же православных постоянно атакуют националисты, обвиняя их, как
и на Украине, в том, что они – «пятая колонна» Москвы. Настоящей травле
националистов подвергся маленький православный храм Николая Японского в
Минске, «посмевший» провести в День Независимости 3 июля акцию «Я
помню, я горжусь», во время которой дети были одеты в военную форму
периода Великой Отечественной войны и совершили «страшное преступление» -
спели песню военных лет «А я в Россию, домой хочу». Но хуже всего даже
не это, а то, что приход потом всячески пытался оправдаться перед
зарвавшимся националистическим отребьем и пояснять, что «многое в
приходе делается для белорусской независимости и белорусского языка».
А 9 июля 2016 года под Сенно был торжественно открыт памятный камень
на месте крупнейшего танкового сражения 1941 года между советскими и
немецкими танковыми армиями. Монумент был сооружён сенненским отделением
мотоклуба «Ночные волки». Сотни людей, множество мотоциклов,
георгиевские ленты, люди, одетые в красноармейскую форму, сотни байкеров
и простых зрителей, венок в форме красной звезды и море алых гвоздик на
поле боя…
75 лет назад началась самая кровопролитная в мировой истории война.
Прокатившись тяжёлым катком по Белоруссии, она унесла на тот свет
четверть, а то и треть населения бывшей советской республики.
Сегодня в Белоруссии выстрелы и взрывы раздаются разве что во время
учений, но вовсю идёт другая война – идеологическая. Оказавшись на
западной границе Русского мира и Русской цивилизации с цивилизацией
объединённого Запада, Белоруссия оказалась местом духовной брани с
неясным пока, к сожалению, исходом.
Специально для «Столетия» Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 331
Рейтинг поста:
Отформатировали мозг дебилам и заливают туда всякий мусор. А, сверху напялили вышиванку, чтоб Она (а, с ней и многовековая культура Народа) у всех ассоциировалась с дебилами.
И, судя по всему *электорат* это хавает... наверное потому, что сам от вышеописанных не далеко ушёл
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 484
Рейтинг поста:
Теперь конкретно по статье.
Белорусы в праве ставить памятники кому угодно, без указаний из вне, это и есть независимость страны, кстати и почитают они историю не хуже т.н. автора. Праздники разных этно-культурных групп проводятся с завидной постоянностью и в разных городах, пусть автор ответит, когда в Москве проводили т.н. белорусский день?
Сеть магазинов "Радзивиловский" это сугубо государственные магазины, которые, кстати не очень не по качеству обслуживания, не по товарному ассортименту.
1-2 июля прошел многотысячный католический крестный ход......Сам крестный ход мало походил на православныйАвтор ты сам понял себя, шествие (или как оно называется у этих людей - "пилигримка") католическое, почему оно должно быть похоже??? Да и такие шествия в Будслав уже лет десять точно проходят, идут пешком люди со всей Беларуси, и между прочим алкоголь там запрещен. Вообще с таким отношением автора к беларусам и стране явно не добавит очков лояльности и солидарности, наглядный примет Окраина. Самовыражение народов было ярко представлено в СССР, все имели свои вышиванки и национальных героев(Бендерлоги не в счет), почитали свою культуру и историю. Самое главное, что наши народы вместе, плечом к плечу, теперь историю делают. Я думаю редакция портала мою точку зрения разделяет.
--------------------
# Je ne fais pas Charly. Je Vanya du Donbass brûlé.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2373
Рейтинг поста: