Росавиация сняла ограничения на полеты в Турцию. Возобновленный в начале июля после более чем полугодового перерыва и почти сразу прерванный попыткой военного переворота, туризм в эту страну возобновляется. Туроператоры заявляют о готовности начать отправить туристов в эту страну, а аналитики взвешивают финансовую сторону дела и степень безопасности.
УУУВЦПЦО аннулировано
«Вниманию руководителей авиакомпаний и аэропортов. В связи с гарантиями о принятии повышенных мер обеспечения авиационной безопасности предоставленными турецкой стороной, начиная с 0000 УТЦ 22.07.2016 отменяются все ранее введенные ограничения на выполнение регулярных рейсов между Российской Федерацией и Республикой Турция, включая перевозку российских граждан с территории РФ в Республику Турция и транзитных пассажиров через аэропорты Республики Турция в третьи страны. Разрешается выполнение только регулярных рейсов. УУУВЦПЦО аннулировано». — Иными словами, отменены ограничения на регистрацию и посадку на рейсы из России в Турцию пассажиров с российским гражданством, — отмечается на сайте Ассоциации туроператоров РФ АТОР, где опубликовано это сообщение.
Росавиация ввела ограничения на полеты в Турцию после попытки военного переворота в стране. Авиакомпаниям разрешалось вывозить россиян из Турции, но не ввозить граждан с российскими паспортами в страну. Запрет касался, как прямых, так и транзитных пассажиров. При этом российский МИД не выпускал ограничительной рекомендации по посещению Турции. Это было решение авиционных властей, технически оно осуществлялось таким образом, что россиянам отказывали в регистрации на рейс.
Теперь в Минтрансе сообщили, что регулярные авиаперелеты возобновлены с сегодняшнего дня, 22 июля. Россия получила от Турции заверения о принятых мерах повышенной безопасности в аэропортах на территории страны, заявили в ведомстве.
"Перевозки граждан России из пунктов Российской Федерации в пункты Турецкой Республики возобновляются с 22 июля... "Аэрофлот" открывает продажи авиабилетов в Стамбул и Анталью по всем каналам", - оповестил авиаперевозчик. В компании отметили, что рейсы осуществляются в соответствии с действующим летним расписанием.
В свою очередь, сообщила о возобновлении полетной программы в Анталью с 23 июля компания «Библио Глобус». Компания является единственным туроператором-партнером авиакомпании «Россия» на рейсах Москва– Анталья. Компания зафрахтовала целый борт. Ранее туроператор отправлял туристов с частотой семь рейсов в неделю. Подробности восстановленной программы пока не сообщаются.
Артерии туризма пока не восстановлены
- Во-первых, нужно уточнить, что о чартерных рейсах речи не идет, - отмечает аналитик ИК «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - А именно чартеры являются «артериями» туризма, так как они дешевле и более гибко подстраиваются под спрос. Вряд ли с помощью регулярных рейсов можно будет вернуть тот мощный поток туристов в Турцию, который был до запрета полетов. Во-вторых, за время запрета развились другие направления, и они нравятся туристам, они тоже недорогие или подороже, но с новым колоритом. Это Тунис, например. Возрос интерес к Греции и Кипру. Туризм в Израиль сделал большой рывок. Там выше и цена, и качество сервиса.
Поэтому, полагает эксперт, на сегодняшний день в Турцию захотят (и смогут!) вернуться, возможно, около 30-40% посещавших ее российских туристов, а для турецкой экономики этого слишком мало. Помимо отсутствия чартеров, введенное в стране чрезвычайное положение усложняет туризм. 20 июля S&P понизило долгосрочные и краткосрочные суверенные рейтинги Турции в иностранной валюте до «BB/B» с «BB+/ B»., с негативным прогнозом. Даже неудавшийся, путч подстегнет разобщенность в стране, что сделает ее менее привлекательной для инвесторов.
Полная безопасность, это вряд ли
Доказывая свою искреннюю преданность старшему заокеанскому партнеру по НАТО, высшее руководство Турции, принявшее решение о совершении агрессивного акта в отношении российского военного самолета, скорее всего, не могло предположить, какие политические и экономические последствия это повлечет, - говорит, в свою очередь, профессор Академии МВД России, доктор юридических наук Иван Соловьев. Существенное сокращение экспорта, потеря российских рынков и пустые отели – турецкий бизнес не просто стал нести убытки, но по некоторым отраслям, напрямую завязанным на российскую сторону, оказался на грани коллапса.
Конечно же турецкие предпринимательские круги даже при всех особенностях существующего режима и патриотических настроений не могли молчать. Ставшие банкротами в результате особенностей внешней политики своей страны, бизнесмены редко сохраняют патриотическую пассионарность и продолжают безоговорочно поддерживать своего лидера. Это не мог не понимать глава турецкого государства, ведь туризм является одной из основных, не требующих при этом особых инвестиций, статьей дохода турецкой казны и бизнеса.
В связи с этим, рассказывает Иван Соловьев, турецкой стороне и пришлось «наступить на горло собственной песне» и предпринять все требуемые политические шаги для нормализации отношений с Россией. И первым показателем для турецкого общества конечно же должны были стать вернувшиеся в Турцию российские туристы, а также возобновление регулярного авиасообщения.
Действительно, признает эксперт, в течение многих лет отдых в Турции по схеме «все включено» стал наиболее бюджетным и доступным вариантом оказаться в средиземноморском климате, не беспокоясь о бытовых вопросах и длительном перелете. Другой вопрос, что наши люди отдыхали там, не особо задумываясь о том, какова история, особенности и истинное отношение к нам турецкой стороны. Произошедшие в последнее время события, как мне кажется, - говорит Иван Соловьев, - дали достаточно пищи для того, чтобы задуматься о том, не на наши ли деньги потом закупаются самолеты и снаряды, которыми при очередном помутнении сознания отдельных турецких руководителей будут стрелять по нашим военным?
Сегодня многим кажется, что с пресечением попытки государственного переворота, в Турции надолго установилось спокойствие и стабильность. Однако пресечь то пресекли, но при этом проблемы и противоречия внутриполитической турецкой жизни никуда не делись. Призывы и заверения в том, что мол - прилетайте, мы все контролируем, - скорее относятся к саморекламе, которая так нужна сегодня турецкому президенту. При этом турецкому обществу говорятся совсем другие вещи: о возможности и опасности нового переворота, угрозе стабильности государственной власти. Если это так, то при очередной дестабилизации в ход могут пойти методы и акции, в ходе которых использование в своих целях иностранных граждан окажется жесткой реальностью.
Кроме того, безопасность турецких аэропортов сегодня – вообще отдельная тема. Начиная от обеспечения контроля и антитеррористической защищенности серой зоны, зон сортировки багажа, территории при аэропортах. Необходимо также учитывать, что при любых внутриполитических, а подчас и внешнеполитических проблемах в первую очередь объектами повышенного внимания и возможного размена становятся именно воздушные гавани. В связи с этим, - заключает Иван Соловьев, - в настоящий момент можно было бы рекомендовать максимально осторожно подходить к оценке заверений турецкого руководства о полной безопасности пребывания в этой стране.