Как сообщалось 22 июля, Россия представила в Совет Безопасности ООН данные,
свидетельствующие о том, что в последнее время со стороны украинских
вооружённых сил и националистических иррегулярных формирований резко
участились обстрелы населённых пунктов Донбасса, контролируемых
ополчением.
«С конца прошлого года, – говорится в
письме, направленном постпредом РФ при ООН Виталием Чуркиным, - Киев
взял курс на нагнетание напряженности, поставив крест на согласованном
перемирии в связи с новым учебным годом. Начался ползучий захват
нейтральной полосы и расположенных там населенных пунктов – Широкино,
Павлополь, Пищевик и других». Ситуация вызывает растущую
обеспокоенность. Налицо все симптомы подготовки украинскими военными
силовой операции.
Всячески оттягивая выполнение своих
обязательств по «Минску-2», украинские власти реализуют курс на
консервацию вооружённого конфликта на неопределённо длительное время.
Что можно противопоставить этому саботажу?
В киевских верхах появилось вполне
отчётливое намерение отделить в процессе принятия конституционных
поправок меры по децентрализации управления от вопроса особого статуса
не контролируемых Киевом территорий, сняв последний вопрос вообще с
повестки дня Верховной рады. То есть киевский режим пытается отказаться
от уже принятого в первом чтении варианта конституционных поправок,
который сопрягает децентрализацию власти на Украине и предоставление
Донбассу особого статуса, как это требуется пунктом 11 «Комплекса
мер...».
Точно так же Киев саботирует организацию
выборов на Донбассе. Несмотря на имеющиеся варианты законопроектов об
особом порядке местных выборов в республиках и продолжающееся в Минске в
рамках контактной группы их согласование, проводить какие-либо выборы
Киев не планирует, так как обставляет их проведение рядом заведомо
неприемлемых и ультимативных требований (о предварительном установлении
контроля над границей, о полном разоружении народного ополчения в
республиках и др.), грубо нарушая этим положения «Минска-2».
А полную амнистию всех участников событий
в Донбассе, как это определено «Комплексом мер...», Киев вообще
отказывается ставить в повестку дня переговоров.
Такое поведение полностью укладывается в
стратегию, разработанную советником украинского президента, директором
Национального института стратегических исследований (НИСИ) В.Горбулиным
ещё летом 2015 года. Это стратегия «ни войны, ни мира», или
«ограниченной войны и перманентных переговоров».
Владимир Горбулин вошёл в число самых
влиятельных людей Украины со времени президентства Леонида Кучмы. В
настоящее время он возглавляет и координирует
информационно-аналитическую работу в области обороны и безопасности. Разработанная им стратегия «предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против
России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно
больше демотивирующих потерь; постоянный переговорный процесс, однако,
без окончательного фиксирования результатов в виде различных
договоренностей и форматов; наращивание военного ... потенциала...».
«Минские договорённости … - говорит Горбулин, - и их выполнение (по крайней мере, частичное) могут стать
существенным вкладом в реализацию главной и единственной... стратагемы
украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы"».
Это сценарий консервации войны. С самого
начала минского процесса смысл данного сценария состоял для Киева в том,
чтобы с помощью формализованного переговорного процесса добиваться
приостановки активных боевых действий всякий раз, когда они грозили
поражением, получая очередную военную передышку в расчёте на создание
благоприятных международных условий для возобновления активной фазы
войны против республик Донбасса.
Подобные соображения и легли в основу подписания Киевом «Комплекса мер...» ко вторым минским соглашениям.
Такая стратегия не предполагает ни
примирения сторон конфликта, ни прекращения обстрелов жилых секторов
Донбасса с гибелью гражданского населения, ни прекращения
социально-экономической и финансовой блокады Донецкой и Луганской
народных республик, ни поиска оптимальных условий сосуществования
Донбасса и Украины.
В тактическом плане эта означает создание
ситуации принципиальной неопределённости, позволяющей украинским
властям уходить от прямого обвинения в срыве минских соглашений.
Невооружённым глазом видно, что киевский режим откладывает выполнение
своих обязательств до выборов в США (ноябрь 2016 г.), а также Германии и
Франции (2017 г.), рассчитывая на изменение позиции этих стран на более
благоприятную для Киева.
Запад, хотя и давит на словах на киевский
режим, требуя выполнить обязательства, но к настоящему, результативному
давлению не переходит, опасаясь политической дестабилизации режима с
риском полной утраты своего контроля над Украиной.
Всё это позволяет с уверенностью
прогнозировать, что и в текущем году ни одного пункта своих политических
обязательств по минским соглашениям Киев не выполнит.
В создавшихся условиях перенос минского
формата переговоров на следующий, 2017 год лишён всякого смысла. Такой
перенос стал бы поощрением киевского режима на дальнейший саботаж
минских договорённостей, с продолжением военных действий, с гибелью всё
новых и новых людей. Это неприемлемо.
Вывод процесса мирного урегулирования
кризиса из состояния неопределённости, а фактически из тупика возможен
только при установлении в 2016 году конечной даты завершения минского
процесса с чёткой оценкой к этой дате итогов выполнения Киевом своих
обязательств, вытекающих из минских договорённостей, по шкале «выполнено
/ не выполнено».
Установление такого крайнего срока
сделает невозможным маскировать и дальше истинные намерения Киева в
минском процессе и станет отправной точкой для поиска новых решений в
треугольнике Россия – Германия – Франция. Не исключено, что будут
разблокированы иные способы принуждения Киева к миру.
Киев, естественно, не согласится на такой
вариант, но это в данном случае не важно. Согласятся ли на это Германия
и Франция — партнёры РФ по нормандскому формату? Должны, если они
заинтересованы в реальном мирном урегулировании в Донбассе. Ведь
согласие / несогласие с предложением установить дату, подводящую черту
под минским процессом (который, как согласны все, не может длиться
бесконечно), является проверкой и их реальных намерений.
Стратегия Горбулина – Порошенко,
нацеленная на то, чтобы под прикрытием минских договорённостей
продолжать вести «ограниченную войну» в течение неограниченно
длительного времени, имеет один крупный изъян: она исходит из того, что
Киеву может быть обеспечено согласие с таким ходом дел и Берлина, и
Парижа, и Москвы. Полагаем, однако, что в этом пункте киевских
правителей ждёт разочарование.