Одним
из наиболее наглядных следствий прошедшего в Великобритании референдума
о выходе страны из Европейского союза можно считать быстрое изменение
риторики руководства Турции и её попытки нормализовать отношения с
Россией. Отдавая себе отчёт в том, что в условиях поддержанного
британцами Brexit «турецкий вопрос» отходит в повестке дня Брюсселя даже
не на второй, а на последний план, президент Турции Реджеп Тайип
Эрдоган совершил стремительный внешнеполитический разворот. И этот
разворот имеет для Анкары вполне определённую экономическую и
политическую цену.
Сначала
об экономике. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже
сформулировал амбициозную цель в сфере торговли с Россией, заявив, что
объём двустороннего товарооборота, составлявший к моменту резкого
ухудшения российско-турецких отношений 40 млрд долларов, может быть
доведён, учитывая взаимодополняемость экономик двух стран, до 100 млрд
долларов.
Турецкие
СМИ в целом проявляют в этом вопросе сдержанный оптимизм, призывая
дождаться 2017 года. Именно тогда, по их мнению, можно будет реально
оценить степень нормализации российско-турецких отношений в
экономическом плане. «Чтобы достичь показателей 2014 года в таких сферах
российско-турецкого взаимодействия, как туризм, экспорт овощей и
фруктов, подрядные работы, потребуется время, - пишет издание Dünya. - Однако, несмотря на это, представители данных секторов рады началу нормализации».
Более оптимистично настроена газета Milliyet,
использующая для характеристики нынешнего состояния российско-турецких
отношений выражение «дыхание второй весны». «Вероятность того, что
отношения Турции и России вернутся на былой уровень, самым позитивным
образом скажется на экономике… Главное внимание обращено, прежде всего,
на сектор туризма, экспорт сельхозпродукции, энергетическую сферу», - отмечает газета.
Milliyet
напоминает и о высокой степени энергозависимости Турции от России, что,
безусловно, явилось одним из ключевых факторов нового «разворота»
Анкары. «В импорте Турции из России энергетика сохранила критически
важное место. В прошлом году Турция импортировала 27 миллиардов
кубометров природного газа из России, и именно из этой страны в Турцию
поступают наибольшие объёмы природного газа. Из-за веса, который
природный газ имеет в производстве электроэнергии в Турции, российский
газ играет критически важную роль… - пишет Milliyet. - И проект
TANAP, который, как ожидается, в 2018 году будет передавать
азербайджанский газ в Турцию, и израильский газ, вставший в повестку дня
после прогресса, достигнутого в отношениях с Израилем, ещё не скоро
составят альтернативу российскому природному газу».
Что
касается политического измерения российско-турецкого «потепления», то
оно напрямую зависит от развития отношений между первыми лицами двух
государств. И здесь турецкая сторона стремится максимально форсировать
события. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что
встреча президентов Эрдогана и Путина может пройти уже в конце июля -
начале августа. Мевлют Чавушоглу также пригласил на переговоры в Анталью
своего российского коллегу Сергея Лаврова. Приглашение последовало за
переговорами двух дипломатов в Сочи. Ранее турецкий министр иностранных
дел сообщал, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились о
встрече в рамках саммита G20 в Китае, но турецкий президент со своей
стороны предложил провести переговоры ещё до поездки в КНР.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков также не
исключает, что главы государств встретятся ещё до того, как «двадцатка»
соберётся в Китае.
Судя
по всему, турецкая сторона в качестве одной из приоритетных сфер
развития отношений с Россией наметила региональное сотрудничество. Глава
турецкого внешнеполитического ведомства, пожалуй, впервые столь
определённо поставил отношения России и Турции в региональный
интеграционный контекст, в частности по линии Организации Черноморского
экономического сотрудничества (ОЧЭС). В следующем году будет отмечаться
25-летие ОЧЭС (Турция и Россия были основателями этой организации), так
что самое время, полагают в Анкаре, провести инвентаризацию прошлых лет,
построить планы на будущее, проработать перспективные проекты.
От
регионального контекста развития российско-турецких отношений, конечно
же, будет в значительной степени зависеть их дальнейшая нормализации.
Однако здесь как раз существуют проблемы. Факторы, объективно
осложняющие двусторонние отношения или по крайней мере затрудняющие
взаимопонимание, не устранены. За последние полгода они в известной мере
даже осложнились.
Первый
фактор – глубокие расхождения по вопросу о принципах сирийского
урегулирования. Турецкие средства массовой информации по-прежнему
рассматривают происходящее в Сирии как фронт российско-турецкого
противостояния, а не как поле взаимодействия двух стран в борьбе с
терроризмом. «Речь идёт о том, что Россия откровенно заняла антитурецкую
позицию в Сирии», - подчёркивает издание Yeni Safak.
Второй
фактор – сохраняющаяся, несмотря на ухудшение американо-турецких
отношений, «привязка» Турции к антироссийским планам НАТО. И Brexit
способен лишь упрочить военно-политическое взаимодействие по линии
Вашингтон – Лондон – Анкара.
Не случайно турецкие власти и отражающие их точку зрения местные
издания, высказывая пожелания о нормализации отношений с Россией, не
упускают случая обвинить Москву в агрессии. Milli Gazete называет пять раздражающих Анкару факторов, которые, по её мнению, «не позволяют
нормализовать турецко-российские отношения»: «1) действия России в
соседних с Турцией странах; 2) аннексия Крыма; 3) политика в Чёрном и
Средиземном морях, основанная на осаде Турции с моря; 4) «война чужими
руками», начатая против Турции; 5) фактор Путина и сложившейся вокруг
него команды евразийцев». Естественно, что некоторые из этих «факторов»
относятся исключительно к области внутренней политики России и ни в
каком виде не могут быть предметом переговоров, но зато они вполне
ложатся в канву антироссийского курса США и НАТО.
Третий
фактор – намерение Турции продолжать следовать неоосманистской
геополитической концепции «стратегической глубины», невзирая на отставку
с поста премьер-министра разработчика этой концепции Ахмета Давутоглу.
Кризис в отношениях Анкары с Евросоюзом и растущее внутреннее
недовольство вполне могут подтолкнуть турецкое руководство к
авантюристическим шагам в Причерноморье и в Закавказье, преследуя цель
замкнуть на себе европейскую и общемировую повестку дня.
«Дипломатическая изоляция Турции, которая рассорилась со многими своими
бывшими региональными союзниками, усиливается», – отмечает немецкое издание Bild.
А изоляция такого рода, как свидетельствует исторический опыт, бывает
опасной и для самой изолируемой страны, и для её соседей.