Китайцы изобрели немало: фарфор, спички, порох… Но,
видимо, за пятитысячелетнюю историю они устали креативить, и теперь
активно перенимают чужой опыт, переделывая на свой лад творения менее
древних культур — от финансовых систем до детских игрушек. Что из
достижений западной цивилизации было пересажено на китайскую почву — в
материале RT.
Быстрорастущая
экономика Китая потребовала собственной национальной платёжной системы,
и в 2002 году по указу руководства страны была создана UnionPay. Спустя
десятилетие она обогнала Visa и Mastercard по числу выпускаемых карт.
Помимо самого Китая, карточки UnionPay принимаются более чем в 140
странах. С сентября 2013 года UnionPay внесена в реестр операторов
платёжных систем РФ.
Ещё
одна из крупнейших платёжных систем Китая — AliPay — копирует
небезызвестную PayPal. Копия, созданная в 2004 году, быстро сравнялась с
оригиналом по числу пользователей и через несколько лет вышла в лидеры.
Ежедневно с помощью AliPay делаются покупки в общей сложности более чем
на $400 млн.
Деньги
правят миром, а Китай — деньгами. Центральный банк КНР запустил аналог
SWIFT — международную платёжную систему CIPS (Chinese International
Payment System). Она призвана снизить расходы на транзакции в юанях, а
также сроки обработки платежей. Но главное — обеспечить независимость от
SWIFT. Новая система позволяет зарубежным участникам рынка вести
расчёты в юанях напрямую с китайскими партнёрами.
В
2014 году по инициативе Китая был создан Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций (АБИИ) со штаб-квартирой в Пекине. Его цель
— финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Соучредителями стали более 50 стран. Эксперты рассматривают
АБИИ как потенциального конкурента МВФ и Всемирного банка. Возглавили
организацию Китай, Индия и Россия. При этом КНР имеет фактическое право
вето на важнейшие решения.
Мировая
держава обязана иметь собственную спутниковую систему навигации, и КНР
активно работает в этом направлении. Китайский ответ GPS и ГЛОНАСС — это
Beidou. Уже сейчас её точность — 10 метров. К 2020 году планируется
увеличить число спутников с 20 до 30, полностью развернуть систему и
покрыть весь земной шар. В мировом масштабе Beidou будет называться
Compass.
Интернет-поисковик
Baidu многие называют китайским Google. Список сервисов не уступает
гугловским: собственный браузер, антивирус, облачное хранилище, карты,
энциклопедия, переводчик и множество других. Baidu контролирует свыше
70% местного рынка интернет-поиска и 18% всех поисковых запросов в мире.
При этом, в отличие от Google, Baidu не делает культа из тайны
переписки.
Китайцы стараются не отстать от прогресса и внимательно
следят за всеми разработками Google. Так были созданы китайские «умные
очки» — копия Google Glass, и собственный Google Street View. А после
ухода ОС Google с китайского рынка программного обеспечения появился её
аналог — операционная система Baidu Yi, которая намерена занять место ОС
Android.
Известные
мировые соцсети в Китае — персоны нон грата. Они блокируются системой
интернет-фильтрации «Золотой щит» или, как его называют европейцы,
«Великий китайский файервол». Но китайцы не унывают. У них есть свои
Facebook и Twitter с многомиллионной аудиторией.
Сервис
микроблогов Sina Weibo — гибрид Facebook и Twitter с уклоном в сторону
последнего. Но если у Twitter в лучшем случае 200 млн пользователей, то
услугами Sina Weibo пользуется более 500 млн человек, и ежедневно там
появляется около 100 млн новых записей.
Двойник детища Цукерберга
— Renren. Функции у китайского клона те же — создание профиля, списки
друзей, фан-страницы, приложение для обмена сообщениями, тематические
группы и, конечно, «лайки». Но пока китайский Facebook по числу
пользователей отстаёт от своего полуторамиллиардного оригинала: в Renren
зарегистрировано всего 160 млн человек.
YouTube
в Китае постигла участь западных соцсетей. Но у китайцев есть десяток
клонов платформы, крупнейший из них — Youku Tudou. Он появился на свет в
2012 году после слияния двух местных видеохостингов: Youku и Tudou.
Покупка Tudou обошлась Youku в $867 млн. Для сравнения, Tudou ежедневно
«стримит» 15 млрд минут видео, у Youtube этот показатель — 3 млрд минут.
Со
свободным общением в Китае не всё так просто. Китайский вариант Skype
— Tom-Skype — по сведениям канадских специалистов, контролирует и
записывает содержание текстовых сообщений пользователей. Специальная
программа проверяет содержание каждого послания и блокирует передачу
тех, в которых имеются слова из запрещённого списка. Голосовая связь
тоже под колпаком.
Есть в Китае и свои Viber-ы и WhatsApp-ы.
Крупнейший китайский мессенджер — WeChat. По числу пользователей он
приближается к полумиллиарду. Viber и WhatsApp только на двоих могут
собрать столь внушительную аудиторию.
Существует в стране и сервис мгновенных сообщений наподобие ICQ — QQ.
Интернет-рынок
Китая необозрим. Но держится на нескольких основных игроках. AliExpress
— китайский аналог Amazon. Здесь можно купить товары от производителя,
оптом и в розницу. Другой китайский интернет-гигант — TaoBao — смело
можно назвать клоном eBay. Здесь продаётся всё и всеми — от и до. Товар,
как и на eBay, приобретается по фиксированной цене или с аукциона. С
2014 года зарегистрироваться на TaoBao может любой житель планеты.
Доступ
в «Википедию» китайским пользователям закрыт. Как бы чего не вышло.
Взамен предлагаются онлайн-энциклопедии с проверенным контентом — Baike и
Hudong. В арсенале каждой из них — около 10 млн статей.
Клонирование
китайцами высоких технологий не знает границ. Китайские разработчики
программного обеспечения Kingsoft создали реплику Microsoft Office
— офисный пакет WPS Office. В его арсенале — тестовый редактор Writer,
программа для создания презентаций Presentation, инструмент для создания
электронных таблиц обработки и анализа данных.
Копирование
популярных мировых моделей смартфонов поставлено в Китае на поток. Но в
последнее время китайцы превзошли самих себя — их копии зачастую лучше
оригинала. Так произошло со смартфоном Dakele 3 — клоном iPhone 6.
Китайский аналог превзошёл оригинал по всем статьям.
Двойники
мировых автогигантов в китайском исполнении давно стали притчей во
языцех. Как ни пытаются производители отстоять свои права, в Китае на
дорогах ежегодно появляются клоны знаменитых европейских и американских
автомобильных марок. Отличить двойника от оригинала порой невозможно.
Сравните сами: Brilliance V5 и BMW X1, Zotye T600 и Volkswagen Touareg,
Lifan 330 и Mini Cooper, Geely GE и Rolls-Royce Phantom, BYD S7 и Lexus
RX, JAC A6 и Audi A6, Land Wind X7 и Range Rover Evoque… Глядя на
творения автопрома КНР, поражаешься работе китайских
дизайнеров-копиистов: точь-в-точь.
Но
безобидным созданием автомобильных клонов дело не ограничивается.
Китайцы — главные копиисты на оружейном рынке. И здесь от их талантов
больше всего страдает Россия. Стоит поставить в Китай какое-нибудь новое
вооружение, как тут же появляется его точная копия в натуральную
величину: Су-27 — J-11, C-300 — HQ-9, «Смерч» — PHL-3, «Тор М1» — HQ-17.
Однако не только российские оружейники вдохновляют китайцев на подвиги.
Достаётся и американцам: джип Dongfeng-EQ2050 — копия Hummer, а
вертолёт Z-20 — клон UH-60 Black Hawk.
Замахнулся
Китай и на собственную «фабрику грёз». Один из самых богатых людей
страны Ван Цзяньлинь заявил о намерении построить китайский Голливуд на
территории города Циндао. В проект он готов вложить $8,2 млрд. А пока
эту роль играет город Чанчунь. Здесь находится одноимённая киностудия
— первая кинофабрика КНР, построенная в 1950 году и ставшая кузницей
китайского кино.
Мода
на клонирование всего западного не обошла и мир развлечений. В
окрестностях города Далянь появился китайский Диснейленд — как в
Анахайме и Париже. Этот парк развлечений работает круглый год. На
территории 470 тыс. квадратных метров расположились десятки аттракционов
и тематических зон. Примечательно, что даляньский Диснейленд на треть
больше своего гонконгского собрата.
Детям
китайцы уделяют особое внимание. Для них создан аналог Lego
— конструктор Brick. По уровням сложности и разнообразию моделей он
ничем не уступает прототипу. Родители не возражают: двойник почти вдвое
дешевле. К тому же все детали Brick совместимы с Lego.
«Копирование
— часть китайского национального менталитета. Всё искусство Китая
построено на подражании классическим образцам и воспроизведении их с
введением некоторых новаций. Всё образование каллиграфов, живописцев и
так далее построено на копировании — максимально точном. Поэтому
копирование как некая высокая форма искусства — этот концепт в китайской
культуре есть. Здорово скопировать — это хорошо. Это не воспринимается
как подделка. Это следование очень хорошему образцу. Второе есть чисто
китайский концепт, который называется шаньчжай. Это полное копирование с
внесением некоторых технологических усложнений.
Сейчас
копирование уходит на второй план. Своё инженерное образование в Китае
довольно развито, появляются собственные национальные школы, и многие
новые разработки делаются в китайских научных центрах», — рассказывает Александр Габуев, китаист, заместитель главного редактора журнала «Ъ-Власть», эксперт Московского центра Карнеги.
«Заимствование
высоких технологий началось в Ките оттого, что в стране была
недоразвита фундаментальная наука. И не было возможности реализовывать
достижения науки на практике. Поэтому легче было скопировать. Почему
копируются западные аналоги? В Китае в период первоначального накопления
капитала западный образ жизни, особенно американский, был моден, да и
сейчас моден. Китайская молодёжь достаточно американизирована», —
поясняет Сергей Луконин, заведующий сектором экономики и политики Китая
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.
Илья Оганджанов