Евразийский союз становится для Астаны слишком тесным.
В ходе пленарного заседания Петербургского экономического форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею сопряжения Европейского и Евразийского союзов, что
позволит создать условия для экономического рывка «Большой Евразии». С
идеями такого рода глава Казахстана выступает не впервые, и связаны они с
переживаемым ЕАЭС экономическим кризисом.
Исходной точкой этого кризиса стали присоединение Крыма к России и
события в Донбассе, за которыми последовали введенные Западом и Россией
друг против друга экономические санкции. Двукратное падение курса рубля
по отношению к доллару и евро, оказавшееся гораздо более значительным
последующей девальвации тенге, а также снижение покупательной
способности населения РФ привели к обвалу казахстанского экспорта и
наплыву в республику резко подешевевших российских товаров. В связи с
этим ЕАЭС вместо открывавшихся ранее возможностей превратился для Казахстана в
проблему, свидетельством чего стали неоднократно вводившиеся им в
2014–2015 годах временные запреты на поставки потребительских товаров из
России.
С началом кризиса изменилась и публичная риторика казахстанских
властей, которые гораздо чаще стали призывать к развитию интеграционных
проектов с ЕС и Китаем. Так, на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне 1 апреля
2016 года Назарбаев заявил о необходимости провести совместную
конференцию ЕС и ЕАЭС с целью выработки между ними и ШОС принципов свободной торговли. Среди стратегических целей Казахстана,
обозначенных в ходе выступления президента 25 марта 2016 года на
открытии первой сессии нижней палаты парламента (мажилиса), ЕАЭС вообще не фигурировал. Назарбаев заявил лишь о формировании
Евразийского трансконтинентального коридора, который будет ориентирован
на логистическую зону Казахстана в китайском порту Ляньюньган на
побережье Желтого моря.
Выступая 3 марта этого года перед главами аккредитованных в
Казахстане дипломатических миссий, президент проинформировал их о своем
предложении создать «Объединенное Евразийское экономическое
пространство», не пояснив, впрочем, в чем конкретно заключается его
идея. В качестве главных приоритетов внешней политики республики
Назарбаев выделил использование интеграционного потенциала ЕАЭС и участие в китайском проекте «Экономический пояс Шелкового пути».
Отметил он и подписанное в декабре 2015 года соглашение о расширенном
партнерстве с Евросоюзом, а также вступление Казахстана в ВТО.
Схожим образом внешнеполитические приоритеты расставлены в
выступлении Назарбаева 30 января 2016 года на XVII съезде правящей
партии «Hуp Отан». Формирование единых рынков в составе ЕАЭС и совместная программа строительства химических, металлургических,
машиностроительных, энергетических и транспортных предприятий в рамках
«Экономического пояса Шелкового пути» фигурируют в речи главы Казахстана
как равноправные направления сотрудничества. Президент также упомянул
подписание соглашения о партнерстве с ЕС, вступление в ВТО и необходимость развивать отношения с соседними странами Центральной
Азии. Все эти направления и объединяет выдвинутая им идея «Большой
открытой Евразии».
Казахстанское экспертное сообщество к участию республики в деятельности ЕАЭС также настроено преимущественно негативно. Такая позиция особенно
характерна для этнических казахов. Их недовольство, как правило,
вызывают низкая доля ЕАЭС во внешней торговле республики (7,8% по итогам прошлого года),
экономические потери, которые Казахстан и Белоруссия вынуждены нести
из-за введенных против РФ санкций, а также проармянская позиция России в
карабахском конфликте. По мнению некоторых казахстанских экспертов ЕАЭС, как и ОДКБ, являются «эфемерными организациями», не способными выполнять свои функции. Национал-патриоты видят в ЕАЭС угрозу для независимости Казахстана.
На этом фоне инициатива Назарбаева о сопряжении ЕЭС и ЕАЭС выглядит отнюдь не как призыв всячески развивать между ними
экономические связи и устранять торговые барьеры, а как адаптация
евразийского проекта к требованиям европейского. Помимо потерь от
экономического противостояния России и Запада стимулом для выдвижения
этой инициативы является недавнее вступление Казахстана в ВТО, где по целому ряду товарных позиций он получил более низкие ввозные таможенные пошлины, чем другие страны ЕАЭС.
В отличие от России и Белоруссии республика не имеет и достаточно
развитой промышленности, требующей защиты внутреннего рынка от импорта.
Теми же причинами вызвано стремление Казахстана развивать отношения с
Китаем, сотрудничество с которым санкциями не осложняется.
ЕАЭС такая «интеграция» грозит постепенным вымыванием из него реального
экономического содержания и превращением в формальное образование типа
СНГ, существующее лишь на бумаге и лишенное реальных интеграционных
функций. Источник: www.stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
К.А.Хайдаров,
Антироссийский? Вы Хабар посмотрите. Потребляйте товары местного производства, раз за разом повторяют с телеэкранов. И это понятно, дешёвые товары из России и Белоруссии заполонили казахстанский рынок. Причём подчас, отвратительного качества. Местные производители несут убытки. ЕАЭС как таковой не работает. Для чего его создавали? Вот Вы мне ответьте? Инструментов для регулировки межгосударственных экономических (и не только) отношений не создали. А те, что есть, ИМХО - фикция. Особо дальше СНГ не ушли. Что ЕАЭС, что СНГ - пустой звук.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 62
Рейтинг поста:
Очередная перепечатка антироссийского вброса анонимом из вашей команды иван123456.
На кого Вы работаете?