Выступая
17 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ),
президент России В.В.Путин обратился к теме экономической интеграции в
рамках «большой Евразии». Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сказал
он, может стать «одним из центров формирования более широкого
интеграционного контура» – партнёрства с участием Китая, Индии,
Пакистана, Ирана, ряда стран СНГ, не входящих в ЕАЭС, а также других
заинтересованных государств и объединений, вплоть до Евросоюза и его
членов.
В
последние месяцы близкие по смыслу заявления звучат из Кремля всё чаще.
В декабре 2015 г. В.В.Путин в послании к Федеральному собранию
предложил начать диалог по вопросам торгово-экономического
взаимодействия между ЕАЭС, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и
Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Многие
комментаторы, поглощённые событиями в Сирии и на Украине, пропустили
тогда слова российского президента мимо ушей. Другие отнеслись к этой
идее как к экспромту. Между тем уже тогда в её пользу говорили
укрепление международно-правовой базы Евразийского экономического союза и
его расширение за счёт Армении и Киргизии.
Москва
с Пекином к тому времени уже достигли договорённостей о сопряжении
планов модернизации трансконтинентальных транспортных коридоров,
проходящих по территории РФ, с китайскими проектами новых Шёлковых
путей, морских и наземных, соединяющих Азию и Европу. А соглашение о
зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, подписанное в 2015 году,
стали рассматривать как пролог к аналогичному соглашению в формате ЕАЭС
– АСЕАН. Тогда же активизировался диалог между АСЕАН и ШОС на уровне
генеральных секретарей обоих объединений. И опять же в 2015 году было
согласовано решение об одновременном приёме в ШОС Индии и Пакистана,
обещающее придать этой организации подлинно общеевразийский масштаб.
В мае текущего года на саммите Россия – АСЕАН в Сочи различные аспекты предложения об экономическом сотрудничестве по
линии ЕАЭС – ШОС – АСЕАН (в том числе перспективы выхода на соглашение о
зоне свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН) обсуждались уже более
подробно, вызвав заинтересованный отклик у лидеров стран Юго-Восточной
Азии. Не прошло и двух недель, как теми же вопросами занялся Высший
Евразийский экономический совет, заседавший в Астане (кстати, та часть
выступления российского президента на ПМЭФ-2016, которая посвящена
«расширению интеграционного контура» в Евразии, основана как раз на
итогах заседания в Астане).
Что всё это означает и какого продолжения можно здесь ожидать в самом скором будущем?
Прежде
всего, опыт членства России в международных структурах и региональных
объединениях, созданных задолго до вступления в них РФ и на основе
правил, разработанных без её участия, оказался далеко не во всём
позитивным. При всей возможной полезности сотрудничества в рамках этих
объединений России нужны собственные проекты региональной и
трансрегиональной интеграции – такие, которые функционировали бы с
должным учётом российских экономических приоритетов и национальных
интересов.
Для
России диверсификация и наращивание связей с соседями на постсоветском
пространстве – очевидная потребность, условие нормального
социально-экономического развития. Однако на Западе это упорно не желают
признавать. На Востоке предубеждений подобного рода нет. К тому же там,
на Востоке, наблюдается экономический подъём, побуждающий относиться к
динамично развивающимся азиатским странам как к очень привлекательным
партнёрам. Успех в совместной работе с ними необходим, помимо прочего,
для переоценки реальных возможностей России на европейском направлении и
для возобновления полноценного сотрудничества с Европой (что было бы
неплохо усвоить и российским западникам).
Идея
«расширения контура» евразийской интеграции весьма своевременна не
только в геоэкономическом, но и в геополитическом отношении. Она
позволяет конструктивно ответить на вызов, заложенный в американских
проектах Транстихоокеанского и Трансатлантического партнёрств (общее для
обоих партнёрств – стремление к выдавливанию России и Китая из
глобальных взаимодействий, если Москва и Пекин не готовы играть по
правилам, написанным Соединёнными Штатами).
Сегодня,
как и 15-20 лет назад, в дискуссиях экспертов периодически можно
слышать, что у России будто бы нет «восточной стратегии». При этом
«стратегию» часто понимают до смешного буквально – как инструкцию, в
которой разложено по полочкам, чего, когда и как мы хотим добиться на
данном направлении. По-моему же, наличие или отсутствие стратегии
определяется в конечном счёте не на бумаге, а в политической и
экономической практике – посредством дел, которые бывают красноречивее
слов. И если понимать под стратегической состоятельностью способность
наметить не близкую, но реалистичную цель и последовательно двигаться к
ней, своевременно уточняя смыслы текущих задач, то установка на
«расширение контура» евразийской интеграции и воплощение этой установки в
дела – именно то, чего России не хватало до сих пор.
Обсуждение
планов интеграции в «большой Евразии» продолжится на саммите ШОС в
Ташкенте, в ходе ожидаемого визита российского президента в Китай, а
чуть позже - на ежегодном, так называемом постминистерском совещании
глав внешнеполитических ведомств стран-членов АСЕАН с коллегами из
стран, имеющих статус диалоговых партнёров ассоциации. Напомним, что в
их круг входят Россия, Китай и Индия.