Сложно ли быть в
современно мире нейтральным государством? Ой, как сложно... Прошли те
времена, когда та или иная страна в мире могла конституционно прописать
свой военный нейтралитет, заявив что-то из серии «я в домике». А если по
большому счёту, так и в исторической ретроспективе реально «способных»
на военных нейтралитет государств было совсем не много. Даже о Швеции и
Швейцарии прекрасно известно то, что их «нейтралитет» в годы Второй
мировой войны был весьма условным, и что, по меньшей мере, банковская
система государств использовалась далеко не только для сделок с
однозначной прозрачностью.
В условиях растущего напряжения в
мире, при учёте того, что известное государство силится остаться
единственным полюсом на планете, вопрос государственного нейтралитета
встаёт особенно остро. И только лишь конституционная мера по оглашения
своей «военной нейтральности» вряд ли способна предоставить реальный
нейтралитет практически любому из таких государств.
После
распада СССР было, если можно так выразиться модно, заявлять о своей
внеблоковости. Речь в первую очередь идёт о бывших республиках
Советского Союза и некоторых странах Восточной Европы. Мол, от
«коммунистического ига» мы освободились, в НАТО вступать не собираемся, а
потому прописываем в конституции нейтральный статус – виват,
демократия, разоружение, мир, дружба и всё в таком духе. В качестве
примеров: Украина и Туркменистан.
Такую «моду»
можно отчасти связать ещё и с устными обещаниями западных «партнёров»,
данными Михаилу Горбачёву. Речь о том, что НАТО обещало ни сантиметра на
Восток... Мы ж, мол, теперь друзья не разлей вода... Горбачёв тогда,
как известно, свою подпись там, где было нужно «партнёрам», поставил – в
обмен на всё те же устные обещания; мА-лА-дЕц!.. Через некоторое время
устные обещания «партнёрами» вдруг стали забываться, и они
поинтересовались у отдельных «нейтралов» на счёт того, не желают ли они
интегрироваться исключительно на уровне как бы ни к чему не обязывающего
партнёрства. В итоге новые договорённости были подписаны, и военный
блок начал шириться в восточном направлении, параллельно давая понять,
что нейтралитет отдельных стран как факт ему (блоку) не совсем
понятен...
Теперь уже, как прекрасно известно, о своём
непреодолимом желании влиться в западный милитаристский альянс
высказывает Киев. А ведь ещё вчера Украина тоже позиционировала себя в
качестве внеблокового (фактически нейтрального) государства, хотя и не
брезговала отправкой своих подразделений, к примеру, в Афганистан.
И
с тех самых пор, как вопрос об отмене внеблокового статуса стал активно
муссировать на майданной Украине, в Штатах стали задумываться и о
необходимости лишить внеблокового статуса другую бывшую Союзную
республику – Туркмению. В 2014-2015 годах в Ашхабад стали явно чаще
прилетать американские делегации, а в Вашингтон – делегации туркменские.
Повестка дня – «стратегическое партнёрство» под известную западную
басню об «угрозе со стороны России», а также под то, что "после вывода
американских войск из Афганистана" ВС Туркмении что-то
военно-техническое, возможно, перепадёт.
Из заявления правительства Туркменистана от октября 2015 года:
Туркменистан
рассматривает Соединённые Штаты Америки в качестве стратегического
партнёра и придает большое значение углублению сотрудничества с этой
страной.
Тогда, как было заявлено, обсуждались вопросы
сотрудничества как в сфере экономики, так и в сфере безопасности.
Вашингтон вроде как пообещал Ашхабаду принять во внимание его
озабоченности по поводу роста угроз со стороны радикальных группировок
Афганистана. В чём такое «принятие во внимание» в итоге вылилось? – пока
вопрос. Единственное, о чём стало известно, так это отказ официального
Ашхабада от принятия в Туркменистане главы российского оборонного
ведомства Сергея Шойгу, который намеревался посетить азиатскую
республику в 2015 году. Особых объяснений по этому поводу тогда не
последовало, и вполне явная пощёчина в адрес России тогда была, что
называется, спущена на тормозах, видимо, чтобы не обострять.
Туркменистан объявил, что организует партнёрство с Соединёнными Штатами в плане противодействия наркотрафику. На
сайте американского посольства в Ашхабаде появилось сообщение следующего характера:
23-27
мая 2016 года Управление по международному сотрудничеству в области
борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности Государственного
департамента США (INL) и Управление по борьбе с наркотиками Министерства
Юстиции США провели семинар в Ашхабаде для руководителей подразделений
по борьбе с наркотиками из Министерства внутренних дел, Государственной
миграционной и Государственной таможенной cлужб Туркменистана.
Всё как бы говорило о том, что «нейтральный» Туркменистан перестаёт быть нейтральный, делая свой выбор в направлении США.
Однако
несколько дней назад произошло событие, которое в числе прочих (весьма
важных) своим вниманием даже крупные российские СМИ решили обойти. Речь
идёт о всё-таки состоявшемся (пусть и с отклонением на несколько месяцев
от первоначального плана) визите министра обороны России Сергея Шойгу в
Туркменистан. Обращает на себя внимание тот факт, что главу российского
военного ведомства принимал не только его туркменский коллега, но и
президент Туркмении.
Из сообщения пресс-службы администрации президента страны (цитата
www.turkmenistan.ru):
Президент
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял министра обороны
Российской Федерации Сергея Шойгу, прибывшего в Ашхабад.
Глава
государства и его гость обменялись мнениями о перспективах
туркмено-российского сотрудничества, отметив конструктивный
межгосударственный диалог, а также успешное взаимодействие в
многостороннем формате, в рамках международных и региональных
организаций.
Особой темой беседы стало партнёрство в сферах
укрепления региональной и всеобщей безопасности, противодействия
глобальным вызовам и угрозам современности, в том числе терроризму и
экстремизму.
А это заявление
пресс-службы МО РФ:
В
ходе официального визита в Туркменистан Министр обороны Российской
Федерации генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с министром
обороны Туркменистана генерал-полковником Яйлымом Бердиевым.
Обсуждены
актуальные вопросы двустороннего военного и военно-технического
сотрудничества, а также проблемы региональной и глобальной безопасности.
Были
определены перспективные направления углубления российско-туркменского
взаимодействия в военной области, согласованы конкретные шаги по
укреплению Вооруженных сил Туркменистана.
Прежде всего это касается обеспечения их совместимым вооружением и военной техникой, подготовки военных кадров.
На
этом фоне пресс-служба главы туркменского государства сообщает, что
Сергей Шойгу заявил о «глубоком уважении к нейтральному статусу
Туркменистана». По словам министра обороны РФ, нейтралитет Туркменистана
– важный фактор поддержания мира и стабильности в регионе.
В переводе с дипломатического на бытовой выглядит это примерно следующим образом:
Господа
туркменские партнёры! Возможно, это не наше дело, но если в вашем
основном документе прописан нейтралитет, так какого, простите, лешего
для выстраивания системы безопасности у вас работают американские
специалисты? Не кажется ли вам, что статус нейтралитета требует
несколько иного подхода к вопросам межгосударственных отношений и явно
не может основываться на однобокости?..
А уже через
несколько дней после визита в Ашхабад министра обороны России
туркменские парламентарии засобирались в Москву. Официальная цель визита
– ознакомление с организацией парламентской деятельности в России.
Причём туркменские гости были приглашены российской стороной. Глава
делегации - председатель Меджлиса Акджа Нурбердыева. Она провела ряд
встреч с российскими политиками – Сергеем Нарышкиным и Валентиной
Матвиенко (председателями Нижней и Верхней палат парламента РФ). После
окончания визита, в ходе которого были достигнуты договорённости о
необходимости укрепления российско-туркменских отношений, глава
парламента Туркменистана, как сообщается, проинформировала Гурбангулы
Бердымухамедова.
Туркменские власти получили явный сигнал от
России по поводу того, что нейтралитет в современном мире не должен
становиться разменной монетой и своеобразным зелёным светом для тех, кто
спит и видит пылающий котёл в Средней Азии.
Здесь главное не
забывать, что излишняя напористость в восточных делах может пойти во
вред, зато методичный диалог с Ашхабадом в целях предотвратить саму
возможность распространения влияния в регионе со стороны главного
рассадника хаоса в мире - США – дело, мягко говоря, немалой важности. И
вряд ли туркменским коллегам не объяснили того, что западный «партнёр»,
если у него что-то не получается в реализации своих интересов в том или
ином государстве мира, пользуется отработанным приёмом госпереворотов
под «демократические» вопли любителей иноземных печенек.