Охота на русского «Медведя» была выгодным бизнесом
Инициаторы
ядерной гонки – американцы, охватив СССР чуть ли не кольцом своих
военно-воздушных баз, сами были серьезно обеспокоены советскими успехами
в развитии стратегической авиации. И хотя тяжелых бомбардировщиков М-4,
3М и Ту-95 было построено на порядок меньше числа, которым штатовская
разведка стращала Белый дом, программа обороны от них континентальной
части США получила во второй половине 50-х наивысший национальный
приоритет.
ЦРУ и военной разведке США подыграл Хрущев. С его
ведома на воздушном параде в Тушине летом 1955 года над трибунами
пролетели одни и те же турбореактивные бомбардировщики М-4 – сначала
десять машин, а затем из их же числа два раза по девять, что произвело
неизгладимое впечатление на иностранных наблюдателей. На Западе
разнервничались и решили, что СССР штампует мясищевские «Бизоны» (Bison)
или «Молоты» (как М-4 и усовершенствованный вариант 3М прозвали в НАТО)
уже сотнями.
В
августе следующего года американская разведка с удовольствием запустила
эту утку на специальных слушаниях в конгрессе. СССР к тому времени
начал еще и серийное производство турбовинтового тяжелого
бомбардировщика Ту-95. Словом, конгрессмены впечатлились, разведка
купалась в лучах славы, а военно-промышленный комплекс США предвкушал
новые заказы и соответственно прибыли. Противостояние «советской угрозе»
было выгодным бизнесом, равно и отечественный ВПК любил награды, звания
и премии (что не умаляет его достижений). На самом деле «Бизонов» всех
мастей было выпущено порядка 80, а «Медведей» (Ту-95, по-натовски Bear) –
менее 200. Для сравнения: только их сверстников – B-52 «Стратофортресс»
фирма Boeing построила 521 штуку. Кстати, B-52 живы и даже кое-где
воюют, а мясищевские машины теперь разве что в музее увидишь – в строю
из первого послевоенного поколения отечественных бомбардировщиков
остались только модернизированные Ту-95.
Американцы считали, что
русские «Бизоны» и «Медведи» при дозаправке в воздухе имеют
межконтинентальный радиус действия и могут нести до четырех термоядерных
бомб мощностью восемь мегатонн каждая (реально штатное ядерное
вооружение самолетов составляли как водородные РДС-37, так и атомные
РДС-3, РДС-4). Чтобы гарантировать уничтожение советских бомбовозов,
прорывающихся к целям в США, там было решено разработать мощное
противовоздушное ракетное оружие в ядерном снаряжении. Работы велись по
направлениям «воздух-воздух» и «земля-воздух».
«Джинны» на потоке
Самой
дешевой системой оказалась ракета AIR-2 Genie («Джинн») – неуправляемый
реактивный снаряд, запускаемый с борта истребителя-перехватчика.
Разработала «Джинна» фирма McDonnell Douglas. Эта штука, развивавшая
скорость втрое быстрее звука, оснащалась ядерной боеголовкой W-25 малой
мощности – 1,5 килотонны. Ракета Genie, известная также под войсковым
обозначением MB-1 и кличкой «Динь-дон» (Ding Dong – «Колокольный звон»),
была разработана специально для уничтожения советских бомбардировщиков
над Атлантикой, Тихим и Северным Ледовитым океанами. Применять ее
допускалось на высотах не менее 1500 метров, дальность полета составляла
около 10 километров, радиус поражения – до 300 метров, что
компенсировало отсутствие системы наведения.
Спастись
от «Джинна» дозвуковой тяжелый бомбардировщик, если уж на него удалось
навести перехватчик, не мог. Поскольку никаких «мозгов», то есть системы
управления, у MB-1 не предусматривалось, обмануть ракету помехами было
нереально. Но даже если бы бомбардировщик каким-то чудом уцелел,
электромагнитный импульс ядерного взрыва наверняка бы его ослепил,
выведя из строя бортовую электронику, не говоря уже о возможном
воздействии на автоматику ядерной бомбы.
Но и летчик,
«выпустивший джинна», должен был проявить максимум профессионализма,
чтобы самому не досталось от взрыва. Сразу после пуска ракеты следовало
совершить крутой вираж и удирать на максимальной тяге.
19 июля
1957-го «Джинн» в первый и последний раз был испытан в ходе операции
Plumbob с помощью всепогодного истребителя F-89 Scorpion над ядерным
полигоном в Неваде. Американская промышленность «пекла» эти ракеты, как
пирожки, – тысячами. На вооружении они продержались до 1986 года, став
штатным оружием для истребителей-перехватчиков F-89, F-101 Voodoo, F-102
Delta Dagger и F-106 Delta Dart. Перехватчики «Вуду» (под обозначением
CF-101B) с ядерными «Джиннами» имелись и в королевских канадских
военно-воздушных силах (RCAF). Там эти ракеты были сняты с вооружения и
возвращены США в 1984-м. Следует отметить, что факт обладания ядерным
оружием правительство Канады не комментировало. «Не подтверждаем, но и
не отрицаем». Зато тамошняя госбезопасность – королевская канадская
конная полиция вела разработку активистов местных антиядерных движений,
очень интересовавшихся данным вопросом.
«Джинном» дело не
ограничилось. В 1960 году ВВС США приняли на вооружение УР
«воздух-воздух» с ядерной боевой частью – AIM-26A. Это специальная
модификация ракеты Falcon («Сокол»), созданная фирмой Hughes.
Особенностью заряда W-54 была его сверхмалая мощность – всего 0,5
килотонны. Ракета, летевшая на 10 миль, наводилась путем подсветки цели
радаром запустившего ее истребителя, что позволяло поражать вражеские
самолеты на встречных курсах, а не только вдогон, как могли делать
тогдашние управляемые ракеты с инфракрасными ГСН. Ядерные «Соколы»
развертывались с 1961 года на сверхзвуковых перехватчиках F-101, F-102 и
F-106, осуществлявших дежурное патрулирование воздушных границ США.
Ракеты предназначались для немедленного отражения атаки бомбардировщиков
противника по факту их обнаружения.
К 70-м годам стало ясно, что
воздушный противник, если он долетит до США, будет прорываться к цели
скорее не на больших, а на малых высотах, где его сложнее засечь. И
объединенная американо-канадская система ПВО NORAD сместила акцент в эту
сторону. Однако на таких высотах применение «Соколов» в ядерном
снаряжении исключалось из-за угрозы собственным наземным объектам и
населению. Поэтому в 1971-м ракеты AIM-26A Falcon изъяли из строевых
частей ВВС США и складировали.
Беспилотник с предохранителем
Шарахнуть
атомом по самолетам представлялось заманчивым и для американских
зенитчиков. Ядерными зарядами W-31 мощностью 20 килотонн (считай,
Хиросима!) оснастили ЗУР Nike Hercules фирмы Western Electric, а
10-килотонными W-40 – беспилотные cамолеты-перехватчики BOMARC,
разработанные фирмой Boeing и мичиганским авиационным исследовательским
центром MARC (отсюда обозначение BOMARC). То были и по нынешним меркам
весьма дальнобойные системы, поступившие на вооружение Пентагона в конце
50-х годов.
Уже к июню 1958-го первые «Найк-Геркулесы»,
способные поражать цели на дальности 140–160 километров и на высоте
30–45 километров, взяли под охрану небо над Вашингтоном, Нью-Йорком и
Чикаго – пока еще с ракетами в обычном снаряжении. Ядерные боевые части
появились на них (ЗУР MIM-14B) в начале 60-х годов. «Найк-Геркулес» в
ядерном варианте испытан 4 ноября 1962-го. Всего на континентальной
части США были развернуты 73 зенитно-ракетных дивизиона, оснащенных этой
системой (в каждом по батарее управления и четыре стартовые) взамен
прежних комплексов Nike Ajax с обычной ЗУР средней дальности MIM-3A.
Зенитный
беспилотник BOMARC создавался под ядерную начинку изначально. Имея
взлетную массу более семи тонн и внешне похожий на истребитель, BOMARC
развивал скорость 2,8 Маха и в усовершенствованной модификации мог
поражать бомбардировщики противника на дальности до 600–650 километров и
высоте 30 километров. Ядерный заряд W-40 гарантировал уничтожение
воздушных целей на расстоянии километра от точки взрыва. При этом на
больших высотах экипажи бомбардировщиков могли быть поражены проникающей
радиацией и за пределами этого радиуса. Дабы BOMARC не нанес урон
собственной территории, ядерный заряд снабжался предохранителем,
исключающим его подрыв на высотах ниже трех тысяч метров.
Дальности
стрельбы BOMARC в принципе хватало на то, чтобы уничтожать советские
стратегические бомбардировщики Ту-95К и Ту-95КД (с системой дозаправки в
полете) при выходе самолетов на рубеж пуска КР X-20 и Х-20М (известных в
НАТО как AS-3 Kangaroo). Да и сами эти ракеты, тоже являвшиеся по сути
сверхзвуковыми беспилотными самолетами, могли стать жертвой BOMARC. На
начало 60-х годов Ту-95К/КД был самой «длинной рукой» ВВС СССР,
способной достать противника на дистанции более семи-восьми тысяч
километров от своего аэродрома. Дальность пуска с борта Ту-95К ракеты
Х-20М, имевшей термоядерный заряд мощностью три мегатонны, составляла
600–650 километров, однако она уступала BOMARC в скорости.
Всего с
1959 года американцы построили 46 стационарных стартовых позиций
BOMARC. В 1963-м система поступила и на вооружение ВВС Канады. Там
развернули две эскадрильи BOMARC. На их ракетах были нанесены
опознавательные знаки RCAF – синие кольца с красным кленовым листом
внутри, однако ядерные заряды остались собственностью правительства США и
находились под полным контролем американцев. Применяться канадские
BOMARC могли только по решению Пентагона в соответствии с оперативной
воздушной обстановкой, отслеживаемой радарами системы ПВО
Северо-Американского континента NORAD. Был, правда, нюанс: чтобы
произвести пуск канадских BOMARC, требовалась одновременная
разблокировка двумя ключами, один из которых находился у дежурного
американского офицера, другой – у канадского.
В отставку
самолеты-снаряды BOMARC как в США, так и в Канаде отправили в 1972 году.
Концептуально эта система, вполне эффективная против бомбардировщиков,
быстро устарела в связи с массовым оснащением ВС СССР
межконтинентальными баллистическими ракетами. Перехватывать их
боеголовки BOMARC не могли.
А «Найк-Геркулесы» появились на
передовых американских базах, затем и у союзников США вблизи границ
СССР. Разумеется, ядерные боевые части для них находились под
американским контролем. В 1984 году с появлением систем «Пэтриот»
устаревшие «Найк-Геркулесы» были сняты с боевого дежурства и вывезены из
Западной Европы, хотя эти системы в обычном снаряжении еще долго
оставались на вооружении в третьих странах. В Турции, например, они до
сих пор в строю, хотя американская печать называет эти громоздкие ЗРК
динозаврами с ламповой электроникой.
Некоторое время и
американский флот имел на вооружении ЗУР с ядерными боеголовками – TALOS
(W-30, 5 килотонн) и Terrier – «Терьер» (W-45, 1 килотонна).
Размещенные на крейсерах, они предназначались в первую очередь для
защиты авианосных соединений ВМС США от ударов Ту-16, Ту-22К и Ту-22М.
Дольше всех продержалась на вооружении ядерная система ПВО Terrier с ЗУР
RIM-2D – вплоть до распада СССР, когда эта потенциальная угроза, как
посчитали в Пентагоне, сошла на нет.
К встрече незваных гостей
Еще
в 1961 году на оснащении зенитно-ракетной системы ПВО Москвы С-25
«Беркут» (по номенклатуре НАТО SA-1 Guild) появились «изделия 215» –
зенитные управляемые ракеты с ядерным зарядом мощностью порядка 10
килотонн. Под обозначением ЗУР-215 такая ракета была испытана на
полигоне Капустин Яр 19 января 1957-го, поразив на высоте 10 километров
сразу два реактивных бомбардировщика Ил-28 в беспилотном исполнении.
Радиус действия боеприпаса составил 200 метров. В дальнейшем ядерными БЧ
были оснащены ЗУР комплексов объектовой ПВО территории страны С-75
(SA-2 Guideline), С-200 (SA-5 Gammon) и С-300П (SA-10 Grumble). Согласно
оценкам американских экспертов, приведенным в справочнике Soviet
Nuclear Weapons, к 1988 году Войска ПВО СССР располагали приблизительно
4100 ЯБЧ на зенитных ракетах («ядерными боеголовками оснащены все
пусковые установки SA-1, одна треть SA-2 и SA-10, две трети SA-5»).
На
рубеже 50–60-х годов разрабатывался, но не был завершен проект
советского аналога BOMARC – комплекс дальнего перехвата С-500 с ЗУР
(беспилотным самолетом-снарядом) Р-500, причем с более высокими, нежели у
американской системы, характеристиками. Прорабатывался вариант С-500 с
мобильными пусковыми установками в сцепке с автомобилем-тягачом ЯАЗ-214.
Не
отставал Советский Союз от Штатов и по части ракет «воздух-воздух» с
ядерной начинкой. В 1965-м в авиацию Войск ПВО начали поступать тяжелые
сверхзвуковые истребители-перехватчики Ту-128, полки которых «сидели» на
северных аэродромах. Ожидалось, что именно со стороны Арктики в глубь
нашей страны устремятся американские В-47, В-52 и B-58 (последние,
сверхзвуковые, считались особо опасными), и им готовили горячую встречу
на дальних рубежах. Каждый Ту-128 мог нести по четыре управляемые ракеты
«воздух-воздух» Р-4, в том числе и в ядерном снаряжении.
Ту-128
давно не у дел, но в боевом строю находятся сверхскоростные тяжелые
перехватчики МиГ-31 с дальнобойными управляемыми ракетами Р-33 класса
«воздух-воздух», которые могут оснащаться как обычными, так и ядерными
боевыми частями. По понятным причинам некоторые подробности этих систем
остаются «за кадром».