Сегодня мировая и региональная взаимозависимость наиболее остро диктует необходимость выстраивания конструктивных отношений между государствами. Россия и Турция не являются исключением. Общие вызовы и во многом общие задачи двух государств на мировой арене обусловлены не только географией (это две единственные страны, которые находятся на Европейском и Азиатском континентах одновременно), но и схожестью проблем цивилизационно-культурной развития двух государств, которые заключаются в полиэтническом и многоконфессиональном составе обоих государств.
Уникальное географическое местоположение России и Турции обуславливает наличие огромного транзитного потенциала у двух стран, которые при условии последовательного взаимодействия обещает большую выгоду обеим сторонам. Неслучайно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ратовал в недавнем прошлом за присоединение Турции к ЕАЭС, который является сегодня основным интеграционным объединением с участием России, которая считает союз двигателем экономического процветания на постсоветском пространстве.
Турция, в свою очередь, совместно с Китаем, Казахстаном, Азербайджаном и Грузией стремилась построить так называемый Великий шёлковый путь-2, краеугольным камнем которого должно было стать создание транспортной артерии, которая решила бы вопрос доставки грузов из Китая в Европу на более выгодных для всех сторон условиях. Не лишним будет упомянуть и Шанхайскую организацию сотрудничества, членом которого является Россия, в то время как Турция – партнёр по диалогу в ШОС, заинтересованный в дифференциации своих внешнеполитических связей и контактов со всеми интегративными объединениями на общем евразийском пространстве. Именно через участие в таких союзах Россия и Турция воплощали в жизнь своё восприятие реальности, которое резко контрастировало с таковым стран Европы и США.
Более того, представляется, что при условии возобновления двусторонних контактов Москвы и Анкары, сошедших на нет из-за инцидента со сбитым самолетом Су-24М, стороны совместно могли бы найти способ избавления от давней зависимости, угнетающей евразийский континент. Речь идёт о необходимости подчиняться валютно-финансовой конъюнктуре в мировой торговле, сформированной странами Запада. Так, во многих портах и странах мира не признают иную страховку, кроме как в британской компании Lloyd’s (или в национальных, но аффилированных с Lloyd’s компаниях), которая является лидером по оказанию страховых услуг, в том числе и в области морских перевозок. В практическом смысле это означает, что контейнеровозы, идущие из Шанхая в Гамбург, обязательно должны быть застрахованы именно в этой компании. И это не говоря о том, что Британия как один из лидеров западного мироустройства сформировала тарифы на определённые грузы, районы мореплавания, а также правила обслуживания судов. Нетрудно догадаться, что данные процессы напрямую влияют на ценообразование, которым редко кто доволен и в России, и в Турции.
Вместе с тем для достижения стратегической задачи по избавлению от таких «зависимостей», что неоднократно отмечалось и формулировалось во внешней и внутренней политике двух стран, России и Турции необходимо перейти к качественно новому восприятию друг друга, основанному на взаимном доверии.
Москва хотела бы видеть Анкару независимым игроком. При этом нельзя не отметить, что с приходом правящей партии «Справедливости и развития», казалось, в сотрудничестве двух стран явно наметился ряд тенденций, способствующих этому. Мы стали свидетелями увеличивавшегося из года в год товарооборота между странами (стороны планировали довести его значение до 100 млрд долларов в год), совместных проектов в строительной (Сочинские объекты строили турецкие строительные компании), энергетической (строительство «Росатомом» АЭС «Аккую»), культурных (проведение музыкального фестиваля Türkvizyon в Казани в 2014 году) и общественных сферах. Не говоря уже о туризме.
Что же случилось? Эмоционально тяжкая для России потеря лётчика российских ВКС отбросила назад успешно развивающиеся отношения, когда российское общество жаждет услышать слова сожаления и сочувствия. В международных отношениях данный вопрос может быть очень просто разрешён принесением официальных извинений. Выполнение турецкой стороной условий, обозначенных президентом России Владимиром Путиным, сегодня целиком и полностью зависит от Анкары. Только это может исправить сложившуюся ситуацию, открывая путь к сотрудничеству. Взаимовыгодные перспективы и потенциал конструктивного взаимодействия России и Турции на евразийском пространстве трудно переоценить.
Говоря о новом премьер-министре и лидере правящей партии «Справедливости и развития» Турции Бинали Йылдырыме, нельзя не отметить: есть основания полагать, что данная политическая фигура могла бы способствовать налаживанию двусторонних российско-турецких контактов. Ведь он представляется политиком, который не был замешан в инциденте с российским Су-24М. В то время как американское экспертное сообщество и СМИ рассматривали предыдущего премьера страны Ахмета Давутоглу, при котором и случился инцидент с бомбардировщиком, как «человека США». Более того, экс-премьер Давутоглу и не скрывал: это лично он отдал приказ сбить российский самолёт. Правда, впоследствии, он отказался от своих слов…
А вот министр транспорта, мореходства и коммуникации Бинали Йылдырым ещё до своего премьерства заявил: «Я верю, что российско-турецкие отношения нормализируются в самой обозримой перспективе». Подобные заявления, несомненно, внушают оптимизм.
Распространённое в экспертной среде мнение, согласно которому фигура Йылдырыма является несамостоятельной, не учитывает тех немаловажных факторов, что новый премьер, во-первых, является соучредителем правящей ПСР, а во-вторых, обладает серьёзным авторитетом в турецком деловом сообществе. Внедрение крупнейших инфраструктурно-транспортных проектов, а также привлечение турецкого бизнеса к ним только усиливают его позиции. Принимая во внимание ряд данных обстоятельств, недооценивать нового турецкого премьера было бы как минимум недальновидно.
Не лишним будет отметить, что бывший председатель турецкого правительства и лидер правящей ПСР Ахмет Давутоглу, говоря о своей отставке, неоднократно отмечал, что принял такое решение «ради сохранения единства партии». А ведь его и мировое экспертное сообщество, и СМИ считали полностью подконтрольным президенту Эрдогану. Политическая практика продемонстрировала обратное.
Таким образом, новый «кот в мешке» российско-турецких отношений в лице премьера Турции Бинали Йылдырыма может способствовать «обнулению» напряжённости с Россией, в случае если требования Москвы будут выполнены. Последние заявления официальной Анкары подают такие надежды. Так, на прошлой неделе Реджеп Тайип Эрдоган, вице-премьера Нумана Куртулмуша, а также министр иностранных дел страны Мевлюта Чавушоглу сделали ряд заявлений, создающий впечатление о стремлении турецкой стороны разрешить ситуацию. Более того, в интернете 2 июня появилось открытое обращение турецкого бизнесмена, выступающего от имени делового сообщества Турции, с призывом улучшить отношение с Россией. В заключении он обращается к лидеру страны: «Г-н Президент, не бойтесь принести извинения…мы не найдём такого друга, как Россия».