В преддверии чемпионата Европы по футболу во Франции продолжаются акции протеста, начавшиеся еще в первые недели марта. Проблемы страны, принимающей первенство, усугубляют дожди, обрушившиеся на Париж в последнюю неделю. На фоне стихийного бедствия стачки проходят в ключевом для болельщиков секторе экономики: в сфере перевозок. Несмотря на призыв премьер-министра Мануэля Вальса прекратить забастовки «во имя общенациональной солидарности», профсоюзы 4 июня приняли решение продолжить акции протеста.
На практике решение французских профсоюзов, в числе которых выделяется непримиримая «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ), не означает, что вся транспортная система страны будет блокирована. Однако протестующие оказались близки к тому, чтобы нарушить нормальный ритм движения одновременно и поездов, и самолетов, и автобусов. Согласно традициям французского забастовочного движения, отрасль, в которой проходят стачки, не останавливает свою работу полностью, а только замедляет ее. Болельщикам, прибывшим на Евро-2016 г заранее, пришлось столкнуться с тем, что вовремя добраться из одной части страны в другую далеко не обязательно удается.
Несколькими днями ранее стало известно, что забастовочное движение одновременно потерпело поражение и добилось победы. Неудача для протестующих заключается в отказе работников нескольких нефтеперерабатывающих заводов от продолжения стачек. Таким образом, угроза топливного голода, нависавшая над Францией, если не преодолена, то ослабла. Зато ВКТ и сочувствующие ей профсоюзы могут похвастаться и успехом: забастовки перекинулись на атомные электростанции, 16 из которых 2 июня приняли решение начать акции протеста. В связи с этим в стране ожидаются перебои с электроснабжением.
Несмотря на возникающие трудности, власти Франции через СМИ дают понять, что не верят в перспективы забастовочного движения: по этим сведениям, глава ВКТ Филипп Мартинес якобы уже ищет пути примирения со своим принципиальным оппонентом — премьер-министром Мануэлем Вальсом. Мартинес действительно заявил, что не намерен «блокировать» Евро-2016, а следующий, девятый по счету общенациональный день протестов назначил на 14 июня, когда не предусмотрены матчи первенства. Лидер ВКТ пошел и на другую уступку: перестал бойкотировать Вальса. Ранее профсоюзный лидер намеревался разрешить конфликт «через голову» премьер-министра, добившись уступок у известного своей нерешительностью президента Франсуа Олланда, но отказался от этих надежд.
Именно Вальса называют человеком, убедившим главу государства, что проведение трудовой реформы, против которой протестует ВКТ, критически необходимо французской экономике. Согласно проекту преобразований, который отстаивает премьер, права работодателей существенным образом расширяются, увольнение сотрудников облегчается, а государство удаляется из регуляции трудовых отношений.
Премьер Вальс заявляет, что в случае, если его шеф Олланд изменит свою точку зрения и откажется от проведения трудовой реформы, то сам он подаст в отставку. Однако в окружении главы правительства возможность того, что он покинет свой пост, всерьез не рассматривают. Политические элиты Франции ставят на то, что забастовки в обозримом будущем сойдут на нет.
Сценарий, при котором профсоюзы ставят под угрозу срыва чемпионат в надежде, что власти откажутся от реформы, действительно кажется маловероятным. История забастовочного движения в последние годы показывает, что его лидеры редко заходят настолько далеко в конфронтации с правительством. К примеру, два года назад, в Бразилии, несмотря на массовые протесты, предшествовавшие чемпионату и последовавшие за ним, само первенство профсоюзы пощадили. Другой прецедент: в 1998 г, когда Кубок мира проходил во Франции, забастовку объявили сотрудники компании Air France, однако перед самым началом матчей значительно смягчили свои требования. В этом году наиболее вероятно, что забастовка все-таки продолжится и во время Евро, но проходить будет в сокращенном варианте: протесты, вероятнее всего, ослабнут, прямо перед первым свистком арбитра вечером 10 июня.
Однако даже идущие на спад протесты могут стать серьезным вызовом для правоохранительной системы Франции. После терактов 13 ноября 2015 г. все силовые службы страны в усиленном режиме работают над предотвращением новых нападений. В Елисейском дворце опасаются новых взрывов, и не без оснований: все указывает на то, что террористы, связанные с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещено в России) готовят очередную вылазку. Так, документы, найденные у организаторов терактов 22 марта в Брюсселе, доказывают, что изначально целью преступников был Париж. Совершить атаку в бельгийской столице их вынудило стечение обстоятельств: арест местной полицией одного из участников группы Салаха Абдеслама, заставивший его сообщников форсировать свои действия.
В файлах из персонального компьютера бельгийского террориста, подорвавшего себя 22 марта, Халида эль-Бакрауи, полицейские обнаружили набросанный вчерне план теракта на Евро-2016. Преступник планировал спрятать бомбу на железнодорожных путях. Свой теракт готовил и еще один единомышленник ИГИЛ по имени Реда Крике : преступник был задержан правоохранителями в апреле и в настоящее время дает показания.
В условиях довлеющей террористической опасности протесты против трудовой реформы (каждая крупная демонстрация завершается столкновениями с полицией) создают дополнительную нагрузку на французскую правоохранительную систему, которой и без того предстоит обеспечивать безопасность около 1.5 миллионов иностранных болельщиков. Поэтому Франсуа Олланд и Мануэль Вальс желали бы покончить с забастовками в самое ближайшее время, чтобы сосредоточиться на главным вызове, однако сделать этого, судя по всему, не удастся.