Что украли США у СССР во времена космической гонки
Американские ,,Полеты на Луну,, снятые в Голливуде
оказывается тоже основаны на ПРЯМОМ и БЕСПАРДОННОМ воровстве идей и
фильмов советского кинематографа конца 50-х начала 60—х годов прошлого
века. Как и снятый позднее сериал ,,Звездные войны,,.
Сегодня
в сознании большинства граждан прочно обосновалась уверенность в том,
что американцы ничего украсть у россиян не могут, да и не будут. Ведь
фильмы у них - высокобюджетные, а музыка известна на весь мир, да и
вообще – они белые и пушистые зайчата. Однако это не так, а история
спешит подтвердить данный тезис добротным примером.
Если гимн США и
взаправду не был положен на мотив русской песни «Хасбулат удалой», так
как музыка к нему была написана задолго до известной элегии Аммосова, то
нагло воровать у советского кинематографа американцы не стеснялись,
несмотря на холодную войну, а может быть, даже благодаря ей.
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил
первый в истории полёт человека в космос, осуществив тем самым вторую
победу Советского Союза над США в космической гонке. Первая победа, как
известно, имела место быть ещё 4 октября 1957 года, когда Советским
Союзом был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли,
получивший весьма простое название «Спутник-1».
Сегодня день
Космонавтики отмечает не только Россия. В апреле 2011 года на
специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция,
которая провозгласила 12 апреля – Международным днём полёта человека в
космос. Ну а Юрьеву ночь, которая также призвана чествовать подвиг Юрия
Алексеевича Гагарина, отмечают по всему миру с 2001 года.
Однако в
1961 году Советский Союз не только отправил в космос Гагарина, но и
совершил ещё один прорыв, связанный с космосом, о котором мало кто имеет
честь знать. А зря. В 1961 году советский режиссёр-фантаст (можно
сказать единственный, к кому применимо данное определение) Павел
Клушанцев, уже известный на Западе и во всём Советском Союзе, снял на
Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов картину «Планета
бурь», повествующую о совместной советско-американской экспедиции на
Венеру.
За 4 года до этого Павел Клушанцев прогремел на весь
мир лентой «Дорога к звёздам», где он впервые в истории кинематографа
совместил элементы научно-фантастического игрового кино и
научно-популярного фильма. В этой картине Клушанцев применил
спецэффекты, ранее не виданные в мировом кинематографе. Картину
показывали на американском телевидении, где её и увидел будущий великий
американский режиссёр Стэнли Кубрик, который позаимствовал некоторые
технические приёмы у Клушанцева для своей «Космической одиссеи 2001».
Впоследствии Стэнли Кубрик называл советского режиссёра своим учителем и
главным идейным вдохновителем.
Однако если Кубрик попросту
позаимствовал кое-какие эффекты, создав абсолютно новую картину, да и
особо не отрицал вклада советского режиссёра в своё творчество, то
Роджер Корман с «Планетой бурь» обошёлся более грубо.
США в 1961 году в числе других 28 стран закупили
новаторскую «Планету бурь», однако, в кинотеатрах показывать этот фильм
не стали. Вместо этого студия Роджера Кормана перемонтировала советскую
ленту, досняв самостоятельно некоторые эпизоды, и выпустила её на
большие экраны в 1965 году под заголовком «Путешествие на доисторическую
планету». Советским актёрам, кадры с которыми остались в «американской»
версии, дали западные имена, а о том, что это лента произведена в СССР,
в титрах упомянуто не было.
Воровство? Ещё какое! Но на этом
американские киноделы не остановились. Так, в 1968 году тогда ещё
неизвестный режиссёр Питер Богданович вновь перемонтировал «Планету
бурь», добавив в неё кадры из другого советского фантастического фильма
«Небо зовёт» (1959), озаглавив «американскую» версию «Путешествие на
планету доисторических женщин». Из картины были удалены эпизоды,
доснятые студией Кормана, и добавлены новые. Советский Союз вновь никак
не упомянули.
К чему я всё это? Всё-таки в США уже давно признали
вклад Павла Клушанцева в мировую кинофантастику, да и советскому
режиссёру на Западе посвящено немало книг. Просто дело в том, что о
Павле Клушанцеве мало кто знает сегодня в России. Многие
соотечественники даже не подозревают, что неизвестный ныне советский
режиссёр настолько популярен на Западе. Не подозревают они и о том, что
над некоторыми спецэффектами Клушанцева до сих пор ломают голову в США,
не понимая «как он это сделал». Особенно обидно, что о Клушанцеве не
помнят, учитывая тот факт, что вначале 90-ых Джордж Лукас, посещая
Москву, попросил чиновников от кино познакомить его с Павлом
Владимировичем, называя его «крёстным отцом» «Звёздных войн», однако
московские чиновники лишь пожали плечами, не понимая о ком идёт речь.
Франшиза «Звёздные войны» сегодня очень популярна,
поэтому я предлагаю всем её фанатам ознакомиться с творчеством предтечи,
чей вклад признал сам Джордж Лукас. Это было бы справедливо, а нашим
чиновникам от кино стоит следующего 12 апреля провести ретроспективу
фильмов Павла Клушанцева, познакомив зрителя с этим великолепным
режиссёром, принявшим непосредственное участие в космической гонке между
СССР и США, но так, как умел – снимая кино.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+