Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Украина предложила США производить ракетные двигатели на замену российским РД-181. Политический смысл проекта очевиден, практическая реализация проекта – из области невероятного.
Украинский
космический потенциал не позволяет заменить российские двигатели даже
в сотрудничестве с США. Кроме базовой конструкторской документации,
РД-181 имеет определенный и совершенно уникальный технологический
процесс, секретами которого владеют лишь специалисты в Подмосковье.
Американцы планируют в ближайшие годы перейти на свой двигатель,
и все же реальной альтернативы российскому РД-181 нет. Как нет замены и
"Союзу" (для доставки космонавтов на МКС). Готовых американских
разработок просто не существует.
Жидкостными ракетными двигателями в США
не занимались около 20 лет. Чтобы сделать двигатель, способный заменить
РД-181, понадобится еще 5 – 7 лет. Между тем, почти половина всех
космических запусков в мире ежегодно осуществляется с помощью
двигателей НПО "Энергомаш".
Лишь это объясняет, почему в разгар антироссийских санкций, в декабре
2014 года ракетно-космическая корпорация "Энергия" подписала контракт
с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США 60
двигателей РД-181 производства НПО "Энергомаш" на сумму около 1 млрд.
долларов. И вскоре первые товарные двигатели РД-181 были поставлены.
Контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, ведь
регулярно менять двигатели на ракете-носителе и перестраивать
технологическую цепочку запусков невыгодно и нецелесообразно.
Технологическое совершенство
Российский жидкостный ракетный двигатель РД-181 обладает уникальными
характеристиками.
Превосходство и совершенство двигателя обеспечиваются применением самых
современных сплавов, материалов и технологий, которые позволяют достичь
максимальной тяги (давления и температуры в камере сгорания)
и оптимального веса (размера). За всем этим стоят конструкторские идеи
и капиталовложения, длительные огневые испытания (отработка ЖРД
на стенде).
Повторить сложно, превзойти технологически невозможно.
Двигатель РД-181 разработан в России специально
для американской усовершенствованной ракеты-носителя Antares (для
доставки на МКС и низкие орбиты значительной полезной нагрузки). На
первой ступени РН Antares устанавливаются два двигателя РД-181.
Ранее Antares оснащали двигателями AJ-26, созданными на основе
советских НК-33, законсервированных со времен незавершенной лунной
пилотируемой программы СССР. Первая партия НК-33 попала в Америку
в середине 1990-х, компания Aerojet купила их по 1 млн. долларов
за штуку. Таким образом, американцы и раньше использовали накопленный
в нашей стране космический потенциал.
Россия, которая скоро полетит в космос на ядерных двигателях,
с интересом наблюдает за попытками копирования её керосиново-кислородных
ЖРД. И в среднесрочной перспективе даже заинтересована в реализации
американо-украинской повестки, ведь практика неизбежно подтвердит превосходство российских космических технологий.
Космический майдан
В
сфере самостоятельной разработки и производства жидкостных ракетных
двигателей Киев демонстрирует в основном лишь политическую волю. Потому
что не располагает необходимым кадровым потенциалом, научной
и технологической базой, отлаженным серийным производством.
Антироссийские санкции приостановили почти все космические проекты
Киева – в 2015 году украинские изделия участвовали лишь в четырех пусках
(РН "Днепр" с пусковой базы "Ясный", РН "Зенит-3SLБ2 с космодрома
Байконур и два пуска РН "Вега" с космодрома Куру). При этом "Морской
старт" и украинско-бразильский проект "Циклон-4" – не оправдали
коммерческих надежд (последний приостановлен по инициативе бразильской
стороны).
Ранее космическое предприятие "Южмаш", напрямую подчиненное
Государственному космическому агентству Украины, производило 7 типов
жидкостных ракетных двигателей различной мощности – РД-8,120,
261,262,802,843,861. И все же, заметим, что РД-843 и РН "Зенит"
собирались на украинском предприятии из 70% российских комплектующих.
Почти все носители, созданные в Днепропетровске, стартовали
с преимущественным участием России. Поэтому проблемы предприятия тесно
связаны с дрейфом Киева на запад.
Внезапный разрыв устоявшихся связей с Россией –
крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины – инициировал
катастрофическое падение объемов производства и сокращение денежных
средств с 2 млрд. гривен в 2011 году до 450 млн. гривен в 2014-м
послемайданном.
Последние заказы "Южмаш" отгрузил в начале 2014 года, и ситуация
постоянно ухудшается. Долг по заработной плате сотрудникам предприятия
вырос до 80 млн. гривен. На исходе 2015 года предприятие перешло
на однодневную рабочую неделю.
Возможно, предложение Киева инициирует какие-то встречи специалистов
космической отрасли, и руководство НАСА скажет украинцам то, что от него
хотят услышать.
Однако США необходимы технологии, а не устаревшая
сборочная площадка с высокотоксичными ЖРД. Технологиями Киев
не располагает.
Наряду с космическим "Южмашем" Украина практически утратила высокотехнологичный потенциал ГП "Антонов", ПАО "Мотор Сич".
Американская трагедия
Деньги
автоматически не конвертируются в идеи и технологии. Если в прежние
годы по разным причинам американцам не удалось создать аналог
российского двигателя РД-181, вряд ли технологический прорыв США
обеспечит Украина. Американцы без России далеко
не улетят.
Разумеется, в США есть чертежи РД-181. Этого мало. Для серийного
производства надежных изделий необходимо вывезти весь завод вместе
с рабочими, потому что многие вещи даже по чертежам не повторить
без технологии и опыта изготовления отдельных узлов и материалов.
Для создания линейки ЖРД требуется конструкторская школа
(преемственность). США сами себя отбросили в прошлое, когда в 1980-х
сократили бюджет НАСА и позднее передали космическое производство
частникам – так выгоднее.
Действительно, получалось в десятки раз дешевле, потому что не надо
содержать инженерно-конструкторские школы и дорогие испытательные
стенды. И вскоре пришла зависимость от зарубежных поставщиков.
На покупку РД-181 американцы пошли не от
хорошей жизни. Вариантов не много – тратить десятки миллиардов долларов
и годы на воссоздание школы ЖРД или закупать готовые двигатели в Европе.
Абсолютно нелепо выглядит американская политика антироссийских
санкций на фоне миллиардного контракта США и РФ на поставку российских
РД-181.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 881
Рейтинг поста: