Черный расизм поставил ЮАР на грань гражданской войны
Историю о том, как
бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав
у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции,
знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР –
члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь
популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.
Скандальный
законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у
белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой
неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что
это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно
«покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и
руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК)
специально оговариваются, что процесс «не должен привести к
кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли
удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь
последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже
стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не
прекращаются внутренние распри.
Платить и каяться
Пора
проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против
белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности,
поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира
вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей
проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов
подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И
столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую
структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться
страшное.
Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена
новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не
существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему
народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной
годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал
импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к
конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от
власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных
сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции
Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную
резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся
зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности,
например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо
Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение
было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).
На
этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки.
Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты
подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя
прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание
многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание
предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма
проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу,
зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно
«восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений
искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же
кампусе.
#{interviewpolit}Подобное теперь в моде: то тут, то там
чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям –
основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной
статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша
несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ –
многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего
простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни
потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра
извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили
краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала.
Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили
активисты «борьбы за гражданские права».
Дальше – больше. Из
вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим
тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время
регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета
Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между
черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось
временно закрыть три крупных университета от греха подальше.
В
такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК
парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не
совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на
землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998
годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до
лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в
суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а
потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель
может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной
компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.
До
1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство
просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз
больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить
экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не
только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы
– в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу
(Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с
их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция
невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», –
сказал его адвокат Джером Нгвенья.
Великое перемалывание
Южная
Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для
использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти
15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры
довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения
хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои
продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока
мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай
и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров,
размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось
исторически. Сама история их образования такова, что «земельная
реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того
проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.
У
людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное
представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых
отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на
советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и
национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало
кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из
корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности
Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали
землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой
пользовались.
Это не совсем так. Там, куда высадились первые
переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты,
составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские
провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента
происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда
более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно
(это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных
волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане,
получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских
войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) –
кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о
частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было
бы цинично отобрать и присвоить.
Африканеры отличались
исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия,
кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они
не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как
англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в
континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом
буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального
правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с
бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот
период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории
принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание».
Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического
ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и
родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков,
но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект
домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо,
Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в
непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в
незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей
уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые
говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия.
Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о
тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до
Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и
вельда массово гибли от простуды и малярии.
Зулу на земле
никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только
рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при
вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой
военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками,
буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, –
убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных
стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница
между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и
Оранжевой Свободной Республикой.
Таким образом, никаких претензий
вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры
почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные
для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там,
где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом
их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в
неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой
жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было
работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.
Этот
короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После
этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и
уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за
всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе
двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали
редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные
лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное
уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в
ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.
Правда,
в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными
вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у
Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее
на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его
земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных
позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон,
не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с
заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с
мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных
километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы
бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое
обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту
сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.
«Один бур – одна пуля»
«Восстановление
справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые
были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не
соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил
захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого
права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за
скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам
национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали
земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами
не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны
есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались
в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.
Так
начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к
президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы
поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не
президент и даже не министры экономического блока, а глава службы
безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля –
только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О
дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто
овощеводство хотел поправить.
Югоафриканский проект «земельной
реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и
так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов
мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от
происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление,
несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не
попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно
вооружаются.
На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда.
Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции,
которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но
один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по
литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть
«Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со
всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным
ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового
белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая
популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и
Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина
Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме –
наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде
активно обсуждаются версии заказного убийства.
На первый взгляд
может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон
исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от
коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но
это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из
основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с
непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то
язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать
землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур –
одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе
«Один человек – один голос».
Текст: Евгений Крутиков Источник: http://www.vz.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 182
Рейтинг поста:
--------------------