К акциям протеста в V республике присоединились работники АЭС
Акции протеста против трудовой реформы, продолжающиеся во Франции с марта, становятся все радикальнее по мере приближения главного спортивного события этого года — чемпионата Европы по футболу. Открытие первенства, намеченное на 10 июня, манифестанты намерены отметить массовыми демонстрациями и стачками. Забастовки, в частности, ожидаются в национальной транспортной системе — SNCF, от работы которой зависит перемещение болельщиков по стране по время турнира. Накануне, 26 мая, стало известно, что к акциям протеста присоединились работники всех французских атомных электростанций, а это может привести к перебоям в подаче электроэнергии во время Евро-2016.
По состоянию на сегодняшнее утро положение таково: забастовки проходят на 5 из 8 нефтеперерабатывающих заводов, 20% автозаправок испытывают нехватку бензина, ожидаются стачки в аэропортах Парижа и на железной дороге. Одновременно проходят демонстрации противников трудовой реформы, которые планируется продолжить и во время Евро. Однако организаторы протестов, и прежде всего профсоюз CGT, больше не делают ставку на «улицу»: убедившись, что моральное давление на правительство не приносит результата, синдикалисты резко изменили тактику и с начала недели предпринимают попытку нанести чувствительный урон жизнеобеспечению страны.
Государственный секретарь Франции по вопросам транспорта Ален Видалис 25 мая заявил, что страна не только не испытывает недостатка в бензине, но и потребляет его в больших количествах чем обычно. Однако происходит так потому что автомобилисты, вынужденные выстаивать долгие очереди у заправок, делают запасы на неделю вперед. Чтобы топлива хватило на всех, на некоторых заправках приняли решение продавать его каждому конкретному потребителю не более чем на сумму в 40 евро.
В основе протестов, поставивших страну на грань энергетического кризиса, — вопрос о введении в действие закона о труде, позволяющего предпринимателям договариваться с работниками об условиях взаимного сотрудничества. Французские синдикалисты поставили бы слово «договариваться» в кавычки. По мнению протестующих, исчезновение государственных гарантий — например гарантии фиксированной компенсации за переработку — приведет к массовым злоупотреблениям со стороны работодателей, которые под угрозой увольнений смогут вынуждать сотрудников подписывать драконовские соглашения. К такой возможности протестующие относятся серьезно: проект закона о труде действительно предусматривает существенное облегчение процедуры увольнения.
Первые признаки массового недовольства проектом трудовой реформы дали о себе знать три месяца назад в интернете: тогда онлайн-петиция против преобразований под названием «Спасибо, нет» собрала более миллиона подписей. Затем недовольство выплеснулось на улицы. Самая многочисленная акция протеста состоялась 31 марта. После ее завершения часть демонстрантов приняла решение не расходиться: они разбили палаточный лагерь в центре Парижа, положив начало французскому аналогу акции Оккупай Уолл-стрит.
На протяжении первых месяцев протестов движение противников трудовой реформы могло показаться спонтанным, но к настоящему времени становится ясно, что у него есть лидер: это глава крупнейшего профсоюза страны - CGT Филипп Мартинес. Синдикалист, родившийся в семье коммунистов, неожиданно для многих вернул CGT на путь радикальных протестов, с которых он сошел в последние годы. В эпоху Мартинеса старый профсоюз вновь радикализовался: доля крайне левых, ранее составлявшая в его активе не более 10%, поднялась до трети. Голосами этих людей лидер объединения и был переизбран на новый срок в апреле с.г..
К настоящему времени Мартинес уже показал, что не согласен на полумеры. На отпечатанных с согласия профсоюза листовках трудовая реформа изображена в виде гроба, на котором написано: «ни поправок, ни переговоров. Только похороны». Как сообщает издание Le Monde, Мартинес фактически демонстративно прекратил общение с президентом страны Франсуа Олландом.
Но и в правительстве, со своей стороны, также не собираются уступать. «Отказаться от закона о труде — значит, расписаться в том, что в стране невозможно проводить никаких реформ», - считает премьер-министр Франции Мануэль Вальс. «Мы не позволим взять французов в заложники посредством акций протеста на нефтеперерабатывающих заводах», заявила министр экономики Мирьям Эль-Комри. Оба политика настаивают на том, что CGT пытается «диктовать законы» Франции. Однако ни Вальс, ни Эль Комри не согласны на проведение общенационального референдума по вопросу о трудовой реформе.
Подобную позицию можно назвать объяснимой. Согласно общенациональному опросу общественного мнения, 74% французов выступают против перемен в трудовом законодательстве. Таким образом, хотя радикализм CGT импонирует меньшинству французов, на стороне правительства находится еще меньшая их часть.
Вскрывшаяся в последние месяцы маленькая ложь премьера Вальса подлила масла в огонь и сделала трудовую реформу еще менее популярной. Политик, родившийся в Испании, долгое время утверждал, что его родители выступали против режима Франко, однако выяснилось, что они его поддерживали. Когда об этом стало известно, в Париже Вальса, вводящего непопулярную реформу силой, стали сравнивать с Франко.
Споры, развернувшиеся вокруг французской трудовой реформы, демонстрируют интересную закономерность. В то время, как общественное мнение враждебно преобразованиям, элиты, напротив, едины в их поддержке. Из 577 депутатов Национальной Ассамблеи лишь около 60 открыто высказываются против. Та же пропорция сохраняется и в Сенате. Большинство СМИ так же поддерживает реформу.
В этой связи естественно сопоставить нынешний французский кризис с предыдущим, миграционным, также высветившим раскол между элитами и средним классом. Разница однако заключается в том, что массовая мобилизация против мигрантов, неотделимая от обвинений в правом радикализме, в Европе затруднена. Напротив, защита социальных завоеваний — традиционный и признанный всеми повод для выражения недовольства. По причине чего противники трудовой реформы еще сохраняют шанс добиться реализации своих требований.
Париж