Меня
всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под
флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке,
а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки,
шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки...
Сплошная «этнография»...
Причем к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма
далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов —
десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои
брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали
советские плакаты.
Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм
зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с
сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а
остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.
Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет,
когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского
Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне
это рассказал.
Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще
неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного.
Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел
так:
Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей
Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у
американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом
разрисовал Голливуд.
К чему я это? А к тому, что
руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд,
совершили в национальной политике страны большую и непростительную
ошибку.
Ее суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков,
кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто
прет в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея
этнографии». Из придуманного музея.
В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их
сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в
советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники,
модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.
Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной»
индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не
повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому
меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском
конкурсе...
В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с
нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в
«казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки,
фуражки. Только что коней нам не выдали.
Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из
настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы
услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на
всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...
Но суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных
казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие
детеныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных
казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов,
даже персональных штанов еще не полагалось...
В начале 90-х латыши неожиданно
обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить
себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг
начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских
латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой
вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время
придумали советские дизайнеры.
Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с
национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу
народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение
изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их
народов.
Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом
фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в
облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые
рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения,
бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...
Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся
зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят
во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.
Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в
кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом»,
«зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются
рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда
из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А
про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до
смерти мечтать не мог.
И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в
простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным»
пацаном, как на плакате.
Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся
похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по
меркам 18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в
разгаре.
Советский плакат — сильная штука...