Самым
скандальным в проекте Трансатлантического торгового и инвестиционного
партнерства (ТАП) является то, что этот документ был задуман как
секретный: его американские разработчики и их европейские партнёры
готовили в тайне от общественности. И это притом, что в случае
заключения указанного соглашения оно будет иметь далеко идущие
последствия для жизни более 800 миллионов человек в Европе и США.
Утечки
информации об отдельных фрагментах этого секретного документа имели
место и раньше, но только теперь, когда 2 мая 2016 года голландские
«зеленые» выложили в сеть весь документ целиком, покров тайны с него сорван.
Соединенные
Штаты и ЕС вместе производят 60 процентов мирового ВВП. На них
приходится треть мировой торговли товарами и больше 40 процентов
торговли услугами. По данным 2015 года, Европа продала Штатам товаров на
288 миллиардов евро, услуг на 159 и инвестировала в США 1,7 миллиарда
евро. Штаты соответственно 196 миллионов, 146 и 1,5 миллиарда. Зона
свободной торговли между двумя частями евроатлантического мира будет
представлять собой крупнейшее региональное соглашение такого рода в
истории. Казалось бы, вполне резонно связать оба рынка товаров и услуг,
но вопрос в том, кто будет определять правила игры…
Что
же предлагают американцы в качестве «более благоприятного климата для
развития торговли и инвестиций»? Статья 14 второй главы проекта
документа запрещает правительствам стран-участниц соглашения «прямо или
косвенно национализировать, экспроприировать» производство. Дальше –
больше. Шестой раздел главы V ограничивает законы, которые правительства
могут принимать для регулирования и ведения страхового и банковского
дела. То есть закон, не вписывающийся в правила ТАП, будет считаться
незаконным.
И,
соответственно, в случае возникновения разногласий между инвесторами и
государством корпорации вправе будут подавать иски против правительств
«за нарушение своих прав» и упущенную прибыль.
Нетрудно
понять, для кого написаны все 12 глав «Трансатлантического торгового и
инвестиционного партнерства». Достаточно взглянуть на подготовленный
изданием Forbes список десяти крупнейших международных корпораций,
которые играют главную роль в глобализации производства и рынка товаров и
услуг.
В
этой десятке – половина компаний из США: JPMorgan Chase, Berkshire
Hathaway, Exxon Mobil, General Electric, Wells Fargo. Европейских
компаний в списке нет вовсе, а остальные пять – китайские, но Китаю вход
в торгово-инвестиционные партнёрства с участием США, естественно,
запрещен.
Эта
пятерка и «акулы» помельче создадут такой климат для своего бизнеса,
который Европа еще не знала. Транснациональные корпорации (ТНК) уже
контролируют 50 процентов мировой торговли и 67 процентов внешней
торговли. Во многом определяют динамику и структуру, уровень
конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, международное
движение капитала и передачи технологий. Сто наиболее крупных ТНК имеют
около половины всех зарубежных активов.
Два
года назад, когда еще только появились первые сообщения о подготовке
ТАП, профессор международного права в университете Хельсинки Мартти
Коскенниеми заявил, что планируемая в рамках договора схема защиты
иностранного инвестора поставит под угрозу суверенитет государств,
подписавших это соглашение, доверив узкому кругу экспертов-юристов,
сидящих в иностранных арбитражных судах беспрецедентную власть
интерпретировать и аннулировать законодательные акты
государств-подписантов.
По
сути, это будет полная сдача национальных интересов европейских
участников ТАП в пользу американских ТНК. Национальные правовые системы
не в состоянии будут эффективно контролировать транснациональную
конкуренцию, и прежде всего корпоративные слияния в двух и более
странах. Правовая система одного государства не в состоянии
предотвратить происходящие на чужой территории случаи недобросовестной
конкуренции. А законы одного государства не ставят задачей защиту
экономической системы другого государства. В то же время поддержка
«своих» экспортно ориентированных картелей всегда была и будет главным
политическим интересом США.
Понятно,
что это опасно для Европы, но опасно и для России, которую
Трансатлантическое партнёрство оставляет «за забором», отделяя от
европейского рынка товаров и услуг. А ведь с 4 февраля 2016 года уже
существует Транстихоокеанское партнерство, являющееся инструментом
политики США по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной на путях
противостояния Китаю и России. Так что заявление Барака Обамы о том,
что Америка должна определять правила мировой торговли, - не пустая
фраза.
Однако
если Еврокомиссия приближает заключение соглашения о ТАП, то французы и
немцы всё больше задумываются, нужно ли им это. Французам не нравится
устранение запрета на импорт генетически модифицированных организмов
(ГМО) культур и обработанной гормонами говядины из США, не нравится и
отказ от географических торговых марок на продукты питания – французы
любят сыры собственного, французского производства. Немцам не по вкусу,
что увеличить экспорт их автомобилей можно будет только в обмен на
увеличение ввоза американской сельскохозяйственной продукции. Всех
европейцев вместе настораживает отсутствие регулирования рынка
финансовых услуг.
«Внимательное
изучение документов показало, что почти все страхи, связанные с
намерениями США в рамках TАП по отношению к рынку продуктов питания,
оказались оправданными», - пишет Süddeutsche Zeitung. Однако страхи не ограничиваются рынком продуктов питания. Та же Süddeutsche Zeitung приводит
другой пример: в Евросоюзе при производстве косметики запрещено
использовать 1382 различных химиката, в США - только 11. Скачкообразное
снижение уровня защиты от химических веществ, которые в Европе
считаются вредными, Трансатлантическое партнёрство грозит превратить в
одно из условий жизни европейцев.
Всё
это, конечно, кажется мелочью на фоне того, что пустым звуком может
стать национальная государственность в Европе, а власть европейских
национальных государств уплывёт за океан. Похоже, правда, что европейцев
это как-то не очень беспокоит. Больше тревожит это китайцев на другом
конце планеты. В Пекине ответ Бараку Обаме уже прозвучал: «США очень
амбициозны… Правила международной торговли должны определяться всеми
странами мира сообща, а не диктоваться какой-то одной страной», - заявил
официальный представитель МИД КНР Хун Лэй. И можно быть уверенным, что
одними декларациями Китай здесь не ограничится
.