Наиболее активные львовско-киевские евроинтеграторы старательно делают вид, будто не понимают, что Украина может войти в альянс с Европой только как часть польского проекта. А лучше — как часть Польши.
Украинцы, собравшиеся на Майдане, наивно думали, что флаги приехали в гости. Сами флаги считали, что вернулись домой.
Время приема участников блог-тура «Дороги памяти» в российском диппредставительстве в Варшаве посол Сергей Андреев как настоящий дипломат ни одного плохого слова о Польше не сказал. Наоборот: все, с кем он общается вот уже полтора года, — душевные, интеллигентные люди. И совсем не русофобы.
Однако польская государственная политика зиждется именно на непреодолимом русофобском чувстве, которое пестуется, начиная со школьной скамьи. Не представляю, с какими сложностями сталкиваются наши дипломаты, работая в этой стране.
Впрочем, к Украине и украинцам отношение еще хуже. Особенно в последние два года.
Мы часто удивляемся, откуда у украинцев взялись мысли о халяве, бесплатном сыре в мышеловке. Россия и раньше призывала их крепко подумать, прежде чем начинать движение в сторону Евросоюза. А сегодня, когда первые шаги уже сделаны, просит притормозить, чтобы не добить державу окончательно. Ведь встречных шагов нет и не будет.
Однако мечты о халяве имеют под собой вполне конкретные основания.
«Польша за десять лет членства в Европейском союзе получила 101,3 млрд евро помощи в рамках программ, направленных на повышение уровня жизни и конкурентоспособности польской экономики, — еще в 2014 году рассказывало читателям информационное агентство УНИАН. Как бы намекая, в какую сторону и зачем (правильнее было бы написать «за чем» — за деньгами) должна двигаться нэнька. — За это же время Польша заплатила в совместный бюджет ЕС 33,3 млрд евро. С начала текущего года и до мая поляки получили от ЕС 8,9 млрд евро, заплатив в бюджет 2,4 млрд евро, в том числе в мае 4,1 млрд евро и 350 млн евро соответственно».
В отличие от нас, Украина всегда знала точно: халява существует, надо только подобраться к ней поближе. Вот почему был затеян Евромайдан, а последние два года разрывались экономические связи с Россией. У Польши же получилось!
В Польше, как мне объяснил Сергей Андреев, не вызывает беспокойства тот факт, что после 2020 года Евросоюз снимет страну с довольствия. Скорее, обозначенный срок вызывает неторопливую и не очень острую дискуссию среди экономистов и политологов: снимут или нет? Мне кажется, пессимисты окажутся правы — беззаботные времена закончились, на дворе кризис.
В прошлом году было зафиксировано бегство капитала из Польши — впервые за четверть века. Сказывается общий экономический спад. Если тенденции усилятся, весьма вероятно, что через пять лет поляки почувствуют отсутствие могучих финансовых подпорок, к которым успели привыкнуть настолько, что перестали их замечать.
Вхождение Украины в Евросоюз никогда не планировалось, а значит, мечты о многомиллиардной халяве все же были беспочвенны. Главные доноры ЕС лишь не мешали Польше, у которой на Украину свои планы. Они никак не связаны с повышением жизненного уровня громадян.
Польское отношение к украинцам как к своим бывшим холопам и Украине как к своей территории, по недоразумению ставшей сначала частью России, а позже получившей независимость, хорошо известно. Волынская резня — это существенная часть польской исторической памяти, пострадавшие и выжившие до сих пор рассказывают о том, какие ужасы они испытали в далеком детстве.
Если бы Украина научилась смотреть правде в глаза, то от альянса с Европой, а значит, в первую очередь Польшей, держалась бы как можно дальше. Я бы сформулировал отношение поляков к украинцам так, как два года назад сформулировал свое отношение к крымчанам известный националист Борис Филатов: «Обещайте что угодно — вешать будем потом».
Возможно, не так буквально (хотя в Польше, как и везде, есть горячие головы), но если бы вдруг представилась возможность, судебное преследование бандеровцев было бы неизбежным.
И в этом смысле мне совершенно непонятно, чего ради галичане, которые сегодня определяют украинскую политику, суют голову в петлю. Польская непримиримость и злопамятность в первую очередь коснется именно их.
Не только возмездие, но и реституция — тоже часть польского представления о справедливости. Ни один политик или дипломат не произнесет этого вслух, но можно быть уверенным, что между собой разговоры о возврате к статус-кво 1939 года ведутся всерьез. А различные неправительственные организации, работающие в направлении Восточных Кресов, имеют поддержку в самых высоких кабинетах. Неоднократно озвученное на разных украинских уровнях осуждение пакта Молотова – Риббентропа каждый раз приходится весьма кстати, льется бальзамом в измученные польские души.
Националистическая Украина с удовольствием обсуждает идею немца Андреаса Умланда создать союз восточно-европейских стран против России. Однако не понимает, что главными в этом поясе стали бы Турция и Польша. Именно они посматривают на страны, находящиеся между ними, как на свои бывшие колонии, бывшую собственность. В том числе и на Украину, разумеется.
Появление такого пояса уже почти завершено, главной страной в Восточной Европе по вполне понятным причинам назначена Польша. Украина, как 400 лет назад, должна выполнять шляхетские указания и не отствечивать.
Еще и поэтому нэньке не дадут разбогатеть — Варшава ни за что не станет выращивать конкурента самой себе. Ресурса и внимания США на всех не хватит, стратегическим партнером должна оставаться Польша. Украине уготована роль стратегического партнера Польши. Вроде домена третьего уровня.
Любопытно, дойдет ли до украинских элит и рядовых громадян, что перспектив у нэньки нет никаких? Все лучшие места у пирога давно закреплены за едоками, и даже крошки и объедки достаются только тем, кто успел встать за их спинами.
Во время приема участников блог-тура «Дороги памяти» в российском диппредставительстве в Варшаве удалось перекинуться парой слов с послом Сергеем Андреевым. Мой первый вопрос: «Ничего, что я без галстука?» был встречен сдержанной улыбкой. Я понял, что лучше все же было надеть. Фото Светланы Маковой zavodfoto.
____________________
Организаторы блог-тура «Дороги памяти»:
• Дискуссионный клуб «Калининградский блог-пост»
Facebook клуба
• Калининградская региональная общественная организация выпускников Львовского высшего военно-политического училища «Лев»
http://baltlev.ru
• Идейный вдохновитель проекта — Андрей Омельченко, член Общественной палаты Калининградской области
Facebook Андрея Омельченко
• Директор проекта — Дмитрий Ильков, руководитель дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост»
Аккаунт ВКонтакте Дмитрия Илькова