28 апреля Национальная Ассамблея Франции 55 голосами из 99
присутствующих на заседании депутатов проголосовала за резолюцию,
требующую снятие санкций с России. По словам автора резолюции, бывшего
министра Пятой республики Тьерри Мариани, давнего друга России, который
приезжал после введения санкций в Крым и Донбасс, «на сегодняшний день
санкции неэффективны для решения этого международного кризиса и вредят
французским национальным интересам».
На Украине сразу заявили, что решение было принято из-за
российских денег. И они отчасти правы, но речь шла не о подкупе Москвой
отдельных депутатов, а о желании французского бизнеса эти деньги снова
получать. Агролобби во Франции имеет очень большой вес, и оно
активно включилось в борьбу, - поясняет генеральный директор
франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский. - Можно
сказать, что негативные последствия, которые испытывает бизнес в
последние годы, нашли выражение в этой – на этот раз политической –
инициативе».
Кроме того, у решения была и политическая подоплека
- прав0-центристы (которые, скорее всего, выиграют следующие
парламентские и президентские выборы) уже сейчас пытаются закрепить за
Пятой республикой титул «главной в ЕС по России», который до разрыва
отношений между Москвой и Брюсселем был у Германии.
В Москве, естественно, решение французского парламента
было встречено с большим воодушевлением. Российские СМИ выстроились в
очередь для интервью с автором резолюции, а политики стали
позиционировать решение как очередной шаг к снятию санкций.
Важность этого шага все-таки не стоит переоценивать. Резолюция носит
лишь рекомендательный характер, и весь вопрос теперь в том, какое
решение примет правительство. «К сожалению, опыт голландского
референдума в отношении евроассоциации Украины негативен, поскольку его
результат был правительством Нидерландов недавно проигнорирован, -
отмечает Константин Косачев. - Посмотрим теперь на примере Франции,
насколько демократия в странах Запада действительно является "властью
народа" либо это не более чем всевластие чиновников». Однако проблема в
том, что эта резолюция - не совсем глас народа.
Тренд на суверенитет
Да, в легитимности решения Национального собрания сложно сомневаться.
Вопреки публикациям ряда антироссийских СМИ в России и на Украине об
отсутствии кворума (всего-то депутатов в национальной Ассамблее не 99, а
577), элементарный анализ французского законодательства указывает, что
само понятие «кворум» там применяется в исключительных случаях. К тому
же, прав Тьери Мариани, утверждающий, что после голосования резолюция
стала «мнением парламента Франции, его нижней палаты» вне зависимости от
числа проголосовавших депутатов.
Однако резолюция носит исключительно рекомендательный характер, и
правительство Франции должно само решить, принимать ее к сведению или
нет. И вот тут как раз количество проголосовавших имеет значение.
Министрам (особенно на фоне серьезных претензий экономического характера
к нынешнему кабмину) было бы сложно отмахнуться от резолюции, под
которой поставили свои подписи 300 или 400 народных избранников, однако
документ, который поддержали менее 10% от общего числа депутатов, можно
легко отправить в утиль. Именно поэтому французский МИД заявил лишь о
том, что он «заметил» решение Национальной Ассамблеи. В отличие, кстати,
от ведущих французских СМИ, многие из которых решение даже не заметили.
С точки зрения российско-европейских отношений резолюция будет иметь
серьезное значение лишь в том случае, если она станет неким «спусковым
крючком», если за решением французских депутатов последуют аналогичные
решения в других странах Европы. Например, в Германии, где давно не
согласные с санкциями Социал-демократы решатся на бунт против Ангелы
Меркель (что все же маловероятно).
Однако эта резолюция имеет достаточно серьезное значение в глобальном
плане. Она стала еще одним подтверждением условного «вестфальского
тренда» в нынешних международных отношениях. Так, Тьерри Мариани - не
маргинал, а представитель одно из мейнстримных сил - фактически
противопоставляет национальные интересы своей страны общеевропейской
политике. До него это сделали ряд восточноевропейских стран (например,
Венгрия) и Нидерланды с голосованием по Украине и Великобритания с идеей
BREXITа. Более того, аналогичные шаги предпринимаются и по другую
сторону Атлантики. Кандидат от республиканской партии на пост президента
США Дональд Трамп в своей внешнеполитической доктрине говорит о
приоритете американских интересов над требованиями союзников, уверяет,
что «национальное государство лежит в основе счастья и гармонии» и
обещает, что США «никогда больше не подпишут соглашение, которое лишит
нас возможностей контроля за проходящими в стране процессами».
По целому ряду причин (в том числе и из-за неспособности
наднациональных органов вырабатывать прагматичную и конструктивную
единую линию стран-участниц, которая соответствовала бы их национальным
интересам) мир откатывается от глобализации к суверенитетам. И в этом
тренде, на самом деле, мало что позитивного. Мир суверенитетов по
определению более конфликтный чем мир с наднациональными
правительствами, особенно если речь идет о Европе с целым сонмом
межгосударственных конфликтов, которые были глубоко заморожены
евроинтеграцией. Поэтому в интересах самой России не ломать
общеевропейскую внешнюю политику решениями Парижа, Рима или даже
Берлина, а добиться завершения санкционной войны на уровне Брюсселя.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+