Журналист Алексей Мухин — о том, зачем в США воскрешают «персонажей из прошлого»
Легче всего испугать, когда боишься сам... В 1990-х и начале «нулевых» годов ФБР и другие спецслужбы пугали конгресс «русской мафией», чтобы выбить из него побольше средств на свои немаленькие нужды. А потом выходящие в отставку агенты, те, кто умел говорить и писать, всячески разоблачали применяемые против собственного же руководства креативные способы «добычи» фондов.
К слову сказать, «русского» в этой мафии практически не было вообще — речь шла об этнических группировках, которые на тот момент пытались обустроиться на территории Штатов и даже перенести часть своего криминального бизнеса туда. Среди этого контингента славянские фамилии практически не встречались, но «мафия» тем не менее была поименована именно «русской».
Всё дело — в брендах. Ведь и знаменитый слоган «Русские идут!», активно употреблявшийся в политическом поле в ХХ веке, тоже неточен: речь шла, конечно, о «советской угрозе», но технологи и политики активно эксплуатировали «русскую» составляющую.
Причина проста — с тех пор, как Екатерина Великая поддержала независимость Штатов от Великобритании, доброго в отношениях между нашими странами было мало.
Зато военные успехи России в XIX и XX веках, расширение империи и советского государства были реальными. И не могли не пугать.
Вот и получилось, что любой российский или советский правитель, при котором Россия теряла территории, — хороший, добрый и вообще друг Западу, а при котором Россия «прирастала» территориями — тиран, деспот и вообще враг...
Совсем недавно бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт в интервью Die Presse заявила, что Владимир Путин — «злой, но умный человек», у которого «на руках плохие карты, но он их хорошо разыгрывает». Конечно, следует учитывать, что Олбрайт сегодня принимает активное участие в предвыборной кампании Хиллари Клинтон и является ее основным спикером по внешнеполитической проблематике в заданном контексте этой кампании, но, если посмотреть на ее высказывание более отвлеченно, становится ясно: эти «персонажи из прошлого» весьма эффективны для пробуждения определенных стереотипов, дремлющих в норах политического поля до поры до времени, пока в них не появится необходимость.
Тогда и «вызывается соответствующий демон».
В нашем случае такой «демон» понадобился для того, чтобы через конгресс увеличить финансирование на проведение различных мероприятий «по сдерживанию» России уже на ближайшее время. Прежних объемов фондов, как посчитали организаторы сдерживания, уже не хватает.
Логика проста: любой творческий проект требует гораздо больше средств, чем заявляется сначала, тем более — проект по поддержанию виртуальной картинки бытия, в которую при повторном просмотре верится с трудом. Поэтому режиссеру и продюсерам требуются дополнительные и совсем недешевые спецэффекты, способные отвлечь зрителя и заставить поверить в это чудо еще и еще раз.
Пока же модель однополярного мира, приверженцами которой являются США и которую они маниакально поддерживают при достаточной иллюзорности контроля над процессами по всему земному шару, породила глобальную террористическую угрозу и «цветные революции» как пролог множественных гражданских войн.
Эти войны с разной степенью эффективности разрушают уже другие модели — национальных светских государств — и создают социальные условия для возникновения на их месте псевдогосударственных образований с религиозным подтекстом (это произошло на территории Ирака, Ливии, Сирии).
Так как интересанты разрушения национальных политических систем находятся вовне, то они слабо контролируют те процессы, инициаторами которых являются на локальных территориях (пример — действия так называемой «широкой коалиции» в Сирии). Так что «гасить» такие конфликты также приходится извне — с помощью военной силы. Действия ВКС России в Сирии это наглядно показали. В результате резко возрастает роль вооруженных сил как «стабилизаторов» ситуации.
Наиболее наглядно это проявилось в Египте, где в результате так называемой «арабской весны» к власти пришли террористы — «Братья-мусульмане», а затем именно египетская армия «выправила ситуацию».
Очевидно, что происходит и неизбежное сращивание по интересам террористических групп и их лидеров с так называемой «несистемной оппозицией» в разных странах — движущей силой «цветных революций», которые, в свою очередь, становятся «питательной средой» для радикалов разных мастей и рекрутировать которых в террористические организации затем становится, что называется, делом техники.
Угроза в результате, конечно, нешуточная, только вот американские «коллеги» совсем не применяют ее по отношению к своей стране. Поэтому у них и возникает необходимость в пробуждении древних исторических стереотипов, типа объявления новой холодной войны, хотя реальных оснований для этого не было и быть не могло.
Россия давно перестала соревноваться с западными странами, встроилась в рыночную систему и лишь пытается отстаивать свои национальные интересы, сохраняя некоторые конкурентные преимущества.
Видимо, США видят в этом «дурной пример» для остальных стран, в отношении которых у них есть определенные планы.