О том, как будущий президент Америки будет строить отношения с Россией
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:Праймериз в Нью-Йорке, кажется, начали расставлять все по местам в
американском президентском марафоне. Только чудо может воспрепятствовать
бывшей первой леди стать кандидатом от Демократической партии. У
республиканцев ясности много меньше, но все более вероятен сценарий, при
котором решение о том, кто бросит вызов Хиллари, будет приниматься в
ходе съезда партии, а не по результатам праймериз.
Праймериз в Нью-Йорке, кажется, начали расставлять все по местам в
американском президентском марафоне. Только чудо может
воспрепятствовать бывшей первой леди стать кандидатом от
Демократической партии. У республиканцев ясности много меньше, но все
более вероятен сценарий, при котором решение о том, кто бросит вызов
Хиллари, будет приниматься в ходе съезда партии, а не по результатам
праймериз.
«Прокатить» политика, набравшего больше всего голосов на предварительном этапе (Трампа), — действие рискованное.
Оно только подчеркнет то, против чего выступают, судя по праймериз,
очень многие американцы, — засилье истеблишмента, который совершенно
индифферентен по отношению к точке зрения масс. Но есть и рациональный
аргумент: охальник Трамп практически гарантированно проигрывает Клинтон,
в то время как более конвенциональный республиканец имел бы шансы.
В России принято говорить, что особой разницы, кто станет хозяином
Белого дома, для нас нет. Эта точка зрения не лишена оснований.
Во-первых, президент в Соединенных Штатах при всей огромной власти — не
самодержец и резко повернуть общественные настроения, сложившееся
отношение он не может. Политическую атмосферу больше формирует конгресс,
а там восприятие России — весьма определенное и дружно негативное.
Резко критическое отношение к России доминирует и в интеллектуальном сообществе. Эксперт-международник из МГИМО Иван Сафранчук, исследовавший недавно палитру экспертных оценок в США, замечает, что
восприятие России определяется неформальной
коалицией «алармистов» и «скептиков», которых объединяет неприятие
современной российской политической модели.
Республиканцы и неоконсерваторы в основном составляют категорию
«алармистов», которые считают Россию достаточной угрозой, чтобы
противодействовать ей и осуществлять политику повсеместного жесткого
сдерживания. К «скептикам» относятся прежде всего либеральные
интервенционисты, которые полагают, что Россия представляет собой
несостоятельную модель и лучшая тактика — умеренное сдерживание в
ожидании, когда российский потенциал исчерпается сам собой.
Сафранчук отмечает, что эксперты и политики, которых традиционно
относят к реалистической школе мысли (их олицетворением является Генри Киссинджер),
не играют сегодня роли, в особенности в том, что касается России.
Отдельные яркие выступления представителей этого течения (как,
например, наделавшая много шума два года назад статья Джона Миршаймера в журнале Foreign Affairs, которая возлагала на Запад ответственность за кризис на Украине)
становятся предметом нападок со всех сторон. И дело не столько в
России, сколько в том, что оценка действий США с точки зрения
политического реализма ставит под сомнение базовый постулат об
успешности и безальтернативности курса после «холодной войны».
В Москве давно существовало представление о том, что при всех
различиях и антагонистическом отношении предпочтительнее иметь дело с
прагматичными республиканцами, консерваторами. Мол, на демократическом
фланге больше идеологического пафоса и предвзятости.
Приверженцы такой точки зрения обычно ссылались на взаимоотношения
Кремля с республиканскими администрациями Ричарда Никсона и Джеральда
Форда (1969–1977), где внешнеполитическую философию определял тот самый
Киссинджер.
Никсон/Форд выглядели особенно привлекательно на фоне демократической
администрации Джимми Картера (1977–1981), при котором в американский
лексикон вошла тема защиты прав человека.
Президентство Рейгана дало примеры как острой эскалации, так и
подлинного размораживания и сближения. Но это не вполне чистый
эксперимент, поскольку в самом Советском Союзе начали происходить
радикальные перемены. Преемник Рейгана республиканец Джордж Буш-старший,
яркий представитель школы реализма, вел себя в отношении СССР
сдержанно и холодно. Вопреки надеждам горбачевского руководства на
быстрый прогресс отношений, он скорее выжидал, наблюдая ослабление
советских визави.
Как бы то ни было, в годы большого ядерного противостояния (особенно
после Карибского кризиса) руководителям обеих сторон — вне зависимости
от партийной принадлежности, идеологических и политических пристрастий —
приходилось руководствоваться прежде всего реалистическими подходами. В
их основе — идея баланса сил, и нарушение его было чревато столь
серьезными последствиями, что амбиции приходилось умерять. После распада
Советского Союза верх взяла противоположная идея: баланс не нужен,
зато необходима трансформация мира в духе доказавшей свою правильность
либеральной идеологии. И в этой рамке действовали представители обеих
партий в США.
Неоконсервативная администрация Джорджа Буша-младшего успешно
опровергла надежды на «разумных» республиканцев, в ее деятельности
идеологический запал по «продвижению демократии» оказался едва ли не
сильнее, чем у предшественника-демократа Билла Клинтона. Идеологическое
превосходство считалось после «холодной войны» аксиомой, консервативный
реализм оттеснили на второй план как недостаточно амбициозную повестку
дня.
Президентство Барака Обамы стало переходным периодом. Его подход —
сверхрациональность и крайняя осторожность, не вмешиваться туда, где не
гарантирован результат.
Как раньше — уже нельзя, как надо теперь — непонятно.
Среди американских комментаторов одно время даже шла любопытная
дискуссия о том, реалист ли Обама. Вывод — нет, подавал надежды, но не
понял того, что престиж Америки надо подтверждать не только на словах,
но и точными силовыми действиями.
Пока американская дискуссия идет в узком пространстве рассуждений о
безальтернативности американского лидерства в мире и исключительности
Соединенных Штатов. Эти мантры повторяют все кандидаты в президенты,
хотя связной внешнеполитической программы не видно ни у кого. В основном
— критика Обамы и/или уверения, что «я знаю, как надо».
Как ни странно, подобие последовательной линии прослеживается и у Трампа.
Его скандальные заявления в адрес союзников — «хватит кормить Европу»
(в плане обеспечения ее безопасности) или о том, что Японии и Южной
Корее стоит самим позаботиться об обороне от ядерной КНДР, — отражают
линию на снижение бремени и сокращение ответственности. А это находит
отклик у все большего количества американцев. В столь лобовом виде, как
заявляет Трамп, это, конечно, реализовано не будет, но любой президент,
скорее всего, будет более сдержанным, придется учитывать усложнение
международной обстановки.
Это может заставить вернуться к менее идеологизированной повестке дня
— на следующем сроке либо через один, когда, вероятно, развернется
очень серьезная битва за ориентацию Америки в дальнейшем. Тогда возможна
и реабилитация политического реализма, что Москва, конечно, будет
приветствовать.
Правда, пока трудно предсказать, что более реалистическая внешняя
политика США будет означать для России. Ведь место нашей страны в рамках
гипотетического будущего баланса сил, а это базовое понятие реалистов,
трудно просчитать. Сила в современном мире далеко не исчерпывается
военными возможностями и включает в себя множество других параметров,
прежде всего экономических. Россия же пока если в чем и преуспела, то
только в военно-дипломатическом укреплении. Может не хватить для
серьезного разговора.
Газета.Ру