В мае пройдет очередной саммит «большой семерки» и снова без России, которая когда-то была восьмой. На встрече, по заявлениям главы МИД Германии Штайнмайера, будет обсуждаться вопрос возвращения нашей страны в старый формат. Однако, наш МИД уже ответил, что «не видит необходимости в реанимации G8».
Черное:
Сторонники включения нашей страны в западную цивилизацию на
правах условной Польши заявляют, что такой России никакая «большая восьмерка» не
нужна. На фоне «убедительных» предложений Бастрыкина о том, что России нужно
идти по пути Северной Кореи и Китая и закрыть интернет от дурного влияния
Запада, отказ МИДа от «большой восьмерки» вполне логичен. Когда-то мы были частью
цивилизованного западного мира, велись разговоры об ассоциации с Евросоюзом и
НАТО, доллар стоил 30, а люди на Донбассе не умирали. Но вдруг откуда ни
возьмись появилось имперское похмелье, которым стали страдать сначала высшие
эшелоны власти, в лице Путина разумеется, а потом заразился и весь народ. Киселевы
и Соловьевы втирали нам о том, какие мы уникальные дикари, зато самобытные, не
как эти, растворившиеся в либерастии европейцы. Амбиции захлестывали здравый
смысл, великодержавный кретинизм охватил наши умы.
Мы изгои, нас не желают видеть в приличном обществе – воспитанным людям не нравится, когда просто по желанию президента развязывается война и аннексируется территория. Теперь мы в полной изоляции – и поделом. Со своей сырьевой экономикой Россия не может состоять в клубе наиболее промышленно развитых стран. Это нонсенс! Нас позвали туда при Ельцине как жест доброй воли, который мы не оценили. Россия, как Гондурас с пушками, будет лучше пугать западный мир неадекватными действиями. Кругом враги – твердят нам по телевизору. Это уже стало национальной идеей. Ну а адекватным людям, для которых Россия – не «исключительный изгой», а часть европейской семьи, приходится тяжко. Ведь у России теперь свой формат – «большая однёрка».
Белое:
Со стороны славянофилов-антизападников, такое решение Москвы выглядит правильным. Саммит «большой семерки» – всего лишь клуб послушных шестерок США. То, что Россия не хочет быть одной из них – похвально. Мы хотим следовать своим национальным интересам, защищать свой суверенитет, а не действовать в угоду кому-то и считаться с чьим-то политическим курсом.
Мы отошли от позорной практики 90-х, когда Запад мог манипулировать нами, шантажируя исключением из каких-либо клубов. Нынешняя Россия способна сама решать, в какие клубы входить и в каких саммитах участвовать. ЕАЭС, БРИКС, ШОС, ОДКБ – международные структуры будущего, в них Россия активно участвует, а некоторые и сама создала.
У нас свой уникальный путь, своя цивилизация, свои ценности и взгляды на жизнь, которые во многом лучше западных либеральных плюшек.
И пусть глава немецкого МИДа и дальше расшаркивается перед своими хозяевами, пытаясь замолвить за нас словечко и вернуть в формат «восьмерки». Русским этого не нужно. Как бы ни вопили на Западе о том, что мы в изоляции – это не так. На саммите «двадцатки» к Путину стояла очередь из западных лидеров, все хотели пообщаться. Путин выступал в ООН, активно работает с ЮНЕСКО.
Мировой лидер США не смогли решить вопрос с ИГИЛ в Сирии, ждали, когда мы там разберемся. А западные страны не умеют производить двигатели для ракет. Без России они никуда, и они это потихоньку начинают понимать, вот и бросились нас обратно в клуб звать, но, как говорится, дорога ложка к обеду.
***
На самом деле не велика беда от того, что мы вышли из «восьмерки». Во-первых, есть другие, более полезные площадки для переговоров. Например, «большая двадцатка», где, кстати, присутствует наш главный партнер Китай. В этом формате страны меньше зависят от решений США, общаются на равных. И потом, самые ценные переговоры всегда с глазу на глаз, а не под камерами за общим столом. Слишком много времени порой тратится на соблюдение всех приличий и протокольных мероприятий, в то время как двусторонние встречи, которые, кстати, за современную историю России почти ни с кем не прерывались, остаются наиболее эффективными для решения каких-либо важных вопросов. Сама по себе «большая семерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава, а ее решения – обязательной силы. Поэтому глупо рассуждать о том, что нам важно членство в этом клубе. Это не ООН и не ВТО, так что плакать о том, как нас выгнали, а теперь мы и сами не хотим – не конструктивно. В тоже же время хотелось бы, конечно, более стабильных отношений с Западом. Москва неоднократно подчеркивала, что заинтересована в этом. Более того, именно сотрудничество России с Западом является краеугольным камнем мировой безопасности. Все-таки по количеству ядерных ракет мы с ними впереди планеты всей. Кстати, первые шаги по возвращению к нормальным отношениям сделаны: в Москве побывал Керри, Путин с Обамой вроде бы договорились об обмене Савченко, накануне НАТО и Россия возобновили совет. И нужно продолжать работать в том же направлении. Однако Западу необходимо запомнить, что сотрудничество с Россией исключает вассальные отношения – мы готовы взаимодействовать, но не хотим прислуживать.