Несмотря на подавляющее преимущество в
социологических опросах правящей коалиции Сербской прогрессивной партии и
Социалистической партии Сербии, предстоящие 24 апреля в этой стране
внеочередные парламентские выборы таят в себе немало интриг. И главные
из них связаны со сложными процессами, протекающими в оппозиционном
лагере.
Интрига первая.
Состоится ли триумфальное возвращение на трибуну Народной скупщины
Сербии лидера Сербской радикальной партии (СРП) Воислава Шешеля? За
время, проведенное им в застенках Гаагского трибунала, сербский
политический ландшафт претерпел серьезные изменения, главным из которых
стали перестройка Демократической партии Сербии и появление движения
«Двери Сербские».
Выйдя на нынешние выборы единым блоком,
ДПС и «Двери» способны использовать в своих интересах две ключевые
особенности этих политических течений – традиции и опыт Демпартии
Сербии, уходящие во времени премьер-министра Воислава Коштуницы,
которого до сих пор высоко оценивают в России, и мобильность «Дверей»,
давших глоток свежего воздуха сербской политике последних лет.
Скорее всего, мы все-таки увидим в новом
составе парламента Сербии представителей ДПС и движения «Двери Сербские»
– так же, как и депутатов от СРП. Победа Воислава Шешеля над Гаагским трибуналом сразу же подняла рейтинг его партии, обеспечив ей прохождение в Народную скупщину.
Интрига вторая.
Смогут ли критики прозападного курса нынешних сербских властей
объединиться в составе парламента с тем, чтобы выступать с общих
позиций? В качестве потенциальных союзников радикалов, ДПС и «Дверей»
могут рассматриваться, в частности, сторонники движения Dosta ie bilo
бывшего министра экономики Саши Радуловича, а также в определенной
ситуации и некоторые депутаты от Демократической партии (при условии,
конечно, их прохождения в скупщину). В сумме это может аккумулировать от
20% до 25% голосов, что позволит иметь в парламенте влиятельный блок,
оппонирующий курсу правящей коалиции по таким чувствительным для
сербского общественного мнения вопросам, как социально-экономические
преобразования, взаимоотношения страны с Европейским союзом и НАТО, а
главное - сербо-российские отношения.
Интрига третья.
Как поведут себя прогрессисты и социалисты, если они, как ожидается,
одержат на выборах победу? Смогут ли они преодолеть соблазн
рассматривать это как карт-бланш на продолжение одностороннего курса
евроатлантической интеграции или всё же станут больше учитывать мнение
оппозиции? Ответ на этот вопрос в значительной мере будет зависеть от
позиции и политического веса президента Томислава Николича, который
должен удерживать штурвал сербского корабля от чрезмерного крена в
сторону Запада.
Откровенно прозападный курс нынешнего
кабинета Александара Вучича вызывает тем большие сомнения, что в самих
западных столицах скептически смотрят на нынешнюю и будущую роль
Евросоюза в мировых делах. «Европа не является сейчас глобальной силой и
вряд ли станет ею в будущем» - такой приговор вынес на днях Евросоюзу Збигнев Бжезинский, не понаслышке знакомый с
настроениями, царящими в лагере архитекторов «нового мирового порядка».
В сложившейся ситуации многовекторный
внешнеполитический курс и взаимовыгодное развитие отношений со всеми
интеграционными структурами на евразийском пространстве выступает для
Сербии не просто приоритетным, а, по сути, единственно возможным
внешнеполитическим выбором.
Однако для его реализации необходимы
практические шаги в плане углубления отношений с Россией и, в частности,
урегулирование тех спорных ситуаций, которые за последние несколько лет
успели, к сожалению, накопиться в двусторонних контактах. Одна из таких
ситуаций связана с фактическим отказом сербской стороны от подписания
соглашения об иммунитете и привилегиях для Российско-сербского
гуманитарного центра в городе Ниш. При этом Москва занимает в данном
вопросе максимально гибкую позицию и не настаивает на предоставлении
иммунитета всем сотрудникам Центра. Кроме того, в России подчеркивают,
что рассматривают данный Центр не как военный объект, а как важное
средство оказания содействия Сербии и другим балканским государствам в
преодолении последствий природных катаклизмов, а также в разминировании
территории. Однако упорное стремление премьера Вучича подыгрывать во
всём США и НАТО блокирует решение вопроса и в конечном итоге затрудняет
деятельность самого Российско-сербского гуманитарного центра.
В России по-прежнему рассчитывают, как
подчеркнул 1 апреля на совместной пресс-конференции с главой МИД Сербии
Ивицей Дачичем российский министр иностранных дел Сергей Лавров, что
еще до визита в Белград премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «будет
завершен процесс подготовки соответствующего межправительственного
соглашения – такого же стандартного соглашения, какое Сербия недавно
подписала и ратифицировала с НАТО в отношении потенциальных мероприятий
на сербской территории с участием граждан стран Альянса».
Аналогичные трудности имеются и в
вопросах торгово-экономического сотрудничества. Вместо того чтобы
воспользоваться нынешней ситуацией в отношениях России и ЕС и нарастить
присутствие сербских компаний и инвестиций на российском рынке, в
Белграде соглашаются со снижением объемов двустороннего товарооборота.
По данным российской стороны, в 2015 году снижение составило 22,9% по
сравнению с 2014 годом.
Все эти и другие вопросы (в частности,
дальнейшие проекты по линии Межправительственной комиссии и Комиссии по
военно-техническому сотрудничеству) предстоит решать уже новому составу
Народной скупщины и, не исключено, измененному составу сербского
правительства.
Дальнейшая судьба российско-сербских
отношений будет напрямую зависеть от способности всех трех ветвей власти
в Сербии – президента, правительства и парламента – действовать, исходя
национально-государственных интересов, а не указаний из Вашингтона и
Брюсселя.