Полномочия
действующего Генсека Пан Ги Муна истекают
в 2016 году. Но нынешняя выборная кампания
отличается от уже привычной процедуры.
По уверениям чиновников из ООН, из
традиционного междусобойчика членов
Совета безопасности выборы должны
превратиться в открытую кампанию с
общественными слушаниями и дебатами,
а главное с возросшим влиянием остальных
членов организации на выбор итоговой
кандидатуры. Инициаторы нововведений
считают, что если на предварительном
этапе государства, не входящие в пятерку
избранных, выберут и рекомендуют единого
кандидата, то постоянные члены Совбеза
не смогут проигнорировать эту кандидатуру.
Таким образом, на Генассамблею будут
вынесены как минимум две кандидатуры:
от постоянных членов и остальных
государств, а в идеале единая
консолидированная кандидатура,
устраивающая все стороны.
Но, как говориться, это в теории. А как будет на самом деле мы узнаем совсем скоро. Тем более, что выступления первых кандидатов перед представителями стран и международных организаций уже начались. Первые слушания прошли с 12 по 14 апреля.
В этом году кандидатов достаточно. В первую очередь, это целая группа балканских политиков, а также кандидаты от Молдовы, Португалии и Новой Зеландии.
Большое число представителей Балканских стран объясняется просто. С учетом неофициального принципа сменности представителей разных регионов на посту Генерального секретаря Восточная Европа получила определенный приоритет. Еще ни разу выходец из этой части мира не занимал пост главы ООН, в то время как другие регионы отметились одним, а то и двумя генсеками. И желающих занять этот пост набралось не мало:
-
бывший президент Словении Данило Тюрк;
-
бывший министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич;
-
действующий глава МИД Черногории Игор Лукшич;
-
генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова (Болгария);
-
экс-министр иностранных дел Македонии Срджан Керим;
-
бывший министр иностранных дел Сербии Вук Еремич.
Еще один выдвиженец от Восточной Европы - бывший вице-премьер и министр иностранных дел Молдовы Наталья Герман.
Принцип смены регионов неформальный, а потому компанию восточным европейцам составили португалец Антониу Гутерриш, ныне Верховный комиссар ООН по делам беженцев, и новозеландка Хелен Кларк, после премьерства в своей стране возглавившая Программу развития ООН.
Все кандидаты обладают достаточным опытом, знают по несколько иностранных языков, многие работали и продолжают работать в структурах ООН. Но беглого взгляда на претендентов уже достаточно, чтобы сделать первые выводы относительно их перспектив и возможной поддержки со стороны членов Совбеза ООН.
Начнем с
представителя Черногории Игора Лукшича.
Карьера этого политического деятеля
развивалась с головокружительной
быстротой. Не вдаваясь в нюансы закулисной
политической игры, достаточно только
отметить, что закончив университет в
1998 году Лукшич уже через пять лет в свои
27 стал советником премьер-министра. Не
прошло и года и в 2004 году Игор Лукшич —
министр финансов. Еще через год он уже
премьер-министр Черногории. Сейчас Лукшич является вице-премьером и
министром иностранных дел страны.
Исследование причин столь быстрого
взлета черногорского вундеркинда
оставим для иной статьи, но вот наблюдая
прозападную политику руководства
Черногории, его настойчивое желание
побыстрее войти в НАТО, можно предположить,
что ничего хорошего этот кандидат России
не несет.
Еще один претендент — Весна Пусич. В недавнем прошлом министр иностранных дел Хорватии, Пусич известна своими заявлениями о защите женщин и ЛГБТ-сообщества. Однако, несмотря на это, она пока не может похвастаться серьезной поддержкой даже со стороны руководства своей страны. Еще в 2015 году, когда кандидатура Пусич только прозвучала, и президент Хорватии, и премьер-министр страны довольно скептически отнеслиськ ее участию в выборах. Даже если споры вокруг Пусич разрешатся в положительном для нее ключе, Россия вряд ли сможет рассчитывать на доброе к себе отношение. Правительства в Хорватии меняются, но в особой любви к Москве не было замечено ни одно из них.
Еще два кандидата, Вук Еремич от Сербии и Срджан Керим от Македонии, в качестве положительных аспектов своей биографии приводят опыт на посту министров иностранных дел своих стран и пребывание в разное время на роли Председателя Генеральной Ассамблеи ООН.
Срджан Керим представляет страну, которая никак не может выбраться из кризиса. Македония появляется в новостных заголовках мировой прессы исключительно по негативным поводам. То конфликт с албанцами в Тетово, то беженцы, использующие территорию маленькой балканской республики как транзитную дорогу из Греции дальше в Европу. И, наконец,постоянная угроза очередной «цветной» революции.
Имя С. Керима тоже время от времени фигурировало в скандальных новостях, например в связи с обвинениями в получении якобы незаконной финансовой помощи в период его председательства в Генассамблее ООН или обнародованием лидером македонской оппозиции аудиозаписей разговора С.Керима с бывшим министром внутренних дел Македонии о контроле над СМИ. Но с учетом того, что Керим является председателем совета директоров крупнейшего медиахолдинга страны Media Print Macedonia, принадлежащего немецкому издательству Funke Mediengruppe (ранее WAZ-Mediagroup), входящему в тройку ведущих издательских домов Германии, встречные медиаатаки могут остановить недоброжелателей.
Кандидатура серба Еремича способна вызвать критику западных СМИ из-за его позиции в отношении Косово и активизации политического диалога с Москвой в период косовского конфликта 2008 года. Кроме того, выходец из влиятельного сербского клана и протеже бывшего президента Сербии Б. Тадича столь быстро для своих молодых лет пробился на политический Олимп, что это тоже можно отнести к минусам кандидата. При этом рассматривать Вука Еремича как пророссийского политика не стоит. Вспомнить хотя бы тот факт, что в погоне за европейской интеграцией именно при Еремиче были выданы Международному трибуналу по бывшей Югославии Караджич, Младич, Хаджич и другие руководители сербского движения.
С точки зрения России привлекательной может выглядеть кандидатура бывшего словенского президента и дипломата Тюрка, чья работа в структурах ООН началась еще в 1984 году. Словения всегда старалась держаться на расстоянии от вооруженных столкновений на Балканах, выступая подчас в роли этакой славянской Швейцарии. Данило Тюрк, пришедший к власти накануне мирового экономического кризиса 2008 года, прилагал значительные усилия по расширению экономического сотрудничества с Россией, в частности поддерживал проект «Южный поток». Признание заслуг Тюрка на дипломатической ниве выразилось вприсвоении ему звания почетного доктора МГИМО. Но у него есть одно слабое место, он — мужчина. Именно это может сыграть с ним злую шутку, ведь и Пан Ги Мун, и ряд других видных политиков заявили, что желали бы видеть женщину на посту Генерального секретаря. При нынешней политической моде эти настроения могут перевесить и борьба за гендерное равенство отодвинет на второй план личные качества кандидата.
У Тюрка есть противник из Восточной Европы, который обладает богатым опытом работы в структурах ООН, также является почетным доктором МГИМО и, что важно, женщина. Это Генеральный директор ЮНЕСКО, представитель Болгарии Ирина Бокова. Ее обсуждают, пожалуй, больше, чем других кандидатов. Обвинения сыпятся со всех сторон: отболгарских блогеров до ведущих западных изданий, таких какDaily Mail. Отметилась и организация, ставшая в последнее время сверхпопулярной, - Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP), та самая которая вместе с International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ) опубликовала так называемые «Панамские документы» Mossack Fonseca. Обвинения разнообразны — протежирование подруг в структурах ООН, приобретение дорогой недвижимости, неэффективное расходование средств UNESCO, дружба с Мехрибан Алиевой и игнорирование фактов разрушения армянских святынь в Азербайджане, даже учеба в МГИМО, являвшемся, по мнению той же Daily Mail, «базой для вербовки КГБ». Кроме того, многие не забыли конфликт с США, когда в ответ на признание Боковой Палестинского государства, США заморозили свои платежи в бюджет организации, составлявшие 22% всех средств UNESCO.
Но больше всего Боковой не хотят прощать хорошие отношения с Путиным. Последним громким шагом можно назвать демонстративную поддержку UNESCO освобождения сирийскими войсками Пальмиры, признания активной роли России в этой операции и единогласное принятие российской резолюции по восстановлению древних памятников в Сирии. И это в тот момент, когда лидеры западных держав постарались проигнорировать освобождение Пальмиры от ИГ (организация запрещена в России).
На фоне этой балканской когорты несколько особняком стоят три других кандидата.
Дочь первого президента Молдовы Мирче Снегура Наталья Герман едва ли устроит российскую сторону. Она известна своей прозападной позицией и поддержкой ограничительных мер в отношении России, в частностизапрета на вещание ряда российских каналов в Молдове. По мнению выдвинувшего ее руководства Молдовы, ее главной заслугой являетсяподписание договора об ассоциации с ЕС и упрощение визового режима с Европой.
Однако в свете внутриполитической ситуации в Молдове западным дипломатам не легко будет доказать ее перспективы на посту главы ООН (если кому-то этого захочется). Будучи долгое время членом правительства, которое открыто обвиняли в коррупции, тяжело избежать клейма коррупционера. Конечно, можно сослаться на то, что она лично не крала этот злосчастный миллиард долларов. Но все-таки стоит помнить, что Герман не могла не знать о происходящем и при этом как минимум умалчивала о фактах, вызывавших столько вопросов у иностранных дипломатов и прессы.
Бывший премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк станет серьезным соперником для любого из кандидатов. За плечами Кларк три срока премьерства в Новой Зеландии и семь лет руководства Программой развития ООН. Ее принципы импонируют многим, особенно из числа представителей стран третьего мира. Она не поддерживала американскую операцию в Ираке, выступала за определяющую роль ООН в вопросе разрешения международных конфликтов. Она запрещала визиты в новозеландские порты военных кораблей иностранных государств, оснащенных ядерным оружием. С другой стороны, Кларк поддерживалаоднополые браки и легализовала проституцию.
Однако, против ее поддержки со стороны России может сыграть психологический момент. При всей независимости Хелен Кларк все же представляет англосаксонский мир, противостояние с которым не ослабевает.
Еще одним претендентом стал португальский политик, Антониу Гутерриш, занимающий пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Во второй половине 90-х он возглавлял правительство Португалии, а после поражения на выборах отошел от внутренней политики и переквалифицировался в ооновского функционера. Поверхностный взгляд на его карьеру оставляет двойственное ощущение. С одной стороны, человек достигший таких высот и у себя на родине, и в стенах ООН не лишен талантов. С другой, фигура его не особо выделяется на фоне других достаточно безликих чиновников международных организаций. Например, кризис с беженцами длится уже несколько лет, и в своей острой фазе развивается более полугода, однако бурной деятельности со стороны Верховного комиссара Гутерриша не заметно. Конечно, подчиненные ему структуры оказывают посильную помощь беженцам по всему миру, но разве мы видели активное участие комиссара в переговорах? Где выступления, предложения, критика или поддержка решений ЕС, Турции,США, России? Где независимая позиция Верховного комиссара? Можно с уверенностью констатировать, что имя этого кандидата, который, занимая столь важный пост в столь напряженное в вопросе беженцев время, практически не появляется ни на экранах, ни в прессе.
Если вспомнить период его премьерства, то и здесь возникают вопросы. В каком состоянии он оставил страну после своего ухода? К сожалению, не в блестящем. Вообще в отношении португальских политиков сложилась интересная ситуация. И Гутерриш, и сменивший его на посту премьер-министра Португалии Баррозу считаются опытными политиками и администраторами, однако во многом на них лежит ответственность за нынешнее состояние страны, балансирующей на протяжении последних восьми лет на грани экономического коллапса. Это правда не помешало обоим успешно продолжить карьеру на международном поприще: одному в ООН, другому в ЕС. И в их анкетах период премьерства на родине отнесен к положительному опыту. Однако, трудно представить, что в случае избрания на пост генсека Гутерриш активизирует свою политику и его действия будут резко отличаться от сегодняшних.
Итак, первые обсуждения кандидатур познакомили мировую общественность с девятью кандидатами. Формально остается еще время для выдвижения новых кандидатур. Если вспомнить все предложения, звучавшие за последний год, кого только не предлагали: от Грибаускайте до самой Меркель.
Соперничество на этом этапе своеобразных ооновских праймериз предстоит серьезное, но в любом случае существующая процедура основную роль в принятии решения отводит пятерке постоянных членов Совбеза. В определенном смысле затеянные в этот раз предварительные слушания и последующая рекомендация рядовыми членами ООН единого кандидата на руку противникам России. Ведь не секрет, что многие страны подвержены влиянию США и их союзников, а значит существует опасность манипулирования мнением Генассамблеи. В этой связи важную роль будет играть консолидированная позиция Китая и России.
Главное же это то, каким постоянные члены Совбеза видят главу крупнейшей международной организации. Если и Москва, и Вашингтон хотят видеть на посту генсека своего человека, то можно ожидать серьезной борьбы вокруг таких персонажей как Ирина Бокова. Если крупнейшие геополитические игроки согласятся на кандидата под стать нынешнему руководителю ООН, не претендовавшему на собственную позицию в международных делах, то у таких претендентов, как Гутерриш, появляются шансы. На роль миротворца, дипломатично сдерживающего чересчур активные порывы членов Совбеза, подошла бы кандидатура Тюрка.
Российская ставка на Кларк может сработать в том случае, если Москва поверит в то, что, заняв кресло руководителя ООН, новозеландка хотя бы частично сохранит независимость и будет действовать даже не столько в интересах США или России, а с позиции стран третьего мира, повышение роли которых объективно на руку Москве и Пекину, выступающим за многополярный мир и против диктата Запада.
В
любом случае предвыборная кампания
должна показать, какие перспективы
уготованы ООН: либо у организации
появится шанс повысить свою значимость
в международных делах, либо окончательно
смириться с ролью пассивного наблюдателя,
способного лишь на помпезные, не
подкрепленные реальными решениями
форумы, за которыми скрыто огромное
бюрократическое болото, безвозвратно
поглотившее надежды человечества на
справедливость, взаимное уважение и
равенство.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/world/vybory-genseka-oon-566/