В Китае высоко
оценили заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова,
высказавшегося по поводу ситуации в Южно-Китайском море. По словам
министра, вовлечённые в морские споры государства должны воздерживаться
от применения силы. Глава МИД России также отметил, что необходимо
прекратить попытки интернационализировать вопрос.
Напомним,
несколько государств, в первую очередь Китай, Япония, Вьетнам и
Филиппины, давно уже спорят по границам в двух морях: Южно-Китайском и
Восточно-Китайском.
Пекин
полагает, что некоторые страны используют для эскалации напряжённости в
регионе поддержку Вашингтона. Например, в 2013 году Филиппины
обратились в Международный трибунал по морскому праву по поводу
претензий КНР на районы Южно-Китайского моря. Пекин отверг возможность
решения таких вопросов в международном арбитраже.
Поэтому не
удивительно, что китайцы одобрили заявление министра Лаврова,
предложившего прекратить попытки интернационализировать вопрос.
Китай
высоко оценил заявление Сергея Лаврова относительно ситуации в
Южно-Китайском море, заявил официальный представитель МИД КНР Лу Кан.
«Китай высоко оценил заявление министра иностранных дел России», — цитирует Лу Кана
РИА «Новости».
Китайский
чиновник отметил, что попытки повлиять на ситуацию стран, не
вовлечённых в региональные споры, являются неконструктивными.
Вечером 12 апреля на
сайте МИД РФ было опубликовано интервью, которое было дано министром иностранных дел
России С. В. Лавровым представителям прессы Монголии, Японии и КНР в
преддверии визитов в названные страны.
«Что касается обстановки в
Южно-Китайском море, то мы исходим из следующего, — сказал министр,
отвечая на вопрос о сложившейся напряжённой ситуации вокруг указанного
моря. — Все вовлечённые в соответствующие споры государства должны
следовать принципам неприменения силы, продолжать поиск обоюдоприемлемых
политико-дипломатических решений. Необходимо прекратить любое
вмешательство в переговоры непосредственно вовлечённых сторон и попытки
интернационализировать эти вопросы. Мы активно поддержали готовность КНР
и стран АСЕАН двигаться этим путём, прежде всего на основе Конвенции
ООН по морскому праву 1982 г. Кроме того, между АСЕАН и Китаем в 2002 г.
была подписана Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море.
Затем в 2011 г. между КНР и АСЕАН были согласованы руководящие принципы
по реализации положений этой Декларации. Сейчас, как я понимаю, путём
переговоров между Китаем и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии
согласовывается кодекс поведения в Южно-Китайском море, который будет
содержать юридические обязательства. Думаю, это единственно возможный
путь. Я не раз участвовал в различных мероприятиях в рамках
восточно-азиатских саммитов, в рамках регионального форума АСЕАН по
безопасности с участием внешних партнеров. Там регулярно наблюдаются
попытки интернационализировать вопросы, связанные со спором в
Южно-Китайском море. Убеждён, что они полностью контрпродуктивны. Только
путь переговоров, на который уже встали и которому следуют КНР и страны
АСЕАН, может принести искомый результат, а именно обоюдоприемлемую
договорённость».
Кроме того, С. Лавров высказался на тему
российско-китайского партнёрства. По его словам, взаимодействие двух
стран по международным делам, сотрудничество в СБ ООН в качестве
постоянных членов, совместные линии на отстаивание центральной роли ООН в
решении любых проблем и уважение международного права при подходе к
различным конфликтам «является одним из главных факторов, которые
позволяют балансировать и стабилизировать международную обстановку».
«Тем
более это важно в период, — отметил министр, — когда немало событий
происходит в обратном направлении, когда вмешательство во внутренние
дела суверенных государств и попытки навязать им рецепты решения проблем
извне по чьим-то чужим лекалам серьёзно подрывают устойчивость
международной системы, порой приводят к хаосу, создают вакуум, который
быстро пытаются заполнить экстремисты, террористы, как мы это наблюдаем
на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Поэтому ещё раз
подчеркну, что на фоне такой турбулентности в мировой политике, ситуации
в международных отношениях, российско-китайское стратегическое
партнёрство в пользу уважения основ международного права и наши
практические шаги по претворению в жизнь этой философии являются очень
важным стабилизирующим фактором».
Таким образом, российский
министр иностранных делах дважды сделал акцент на посторонних силах,
пытающихся вмешаться: отметив недопустимость попыток
«интернационализировать» вопросы и возразив против навязывания сторонам
рецептов решения проблем «извне по чьим-то чужим лекалам».
Для
Москвы делать заявления по ситуации в указанном морском регионе
непросто, поскольку у России хорошие отношения почти со всеми
конфликтующими странами, кроме Японии, полагает профессор Института
Дальнего Востока Яков Бергер.
«Но в данном случае сам Китай
облегчает Лаврову задачу, подавая пример миролюбия. Пекин тоже старается
не портить отношения с теми странами, с которыми у него есть
территориальные споры. Это наилучшая модель поведения, которой и
придерживается китайское руководство», — сказал эксперт
«Ридусу».
Однако
для Москвы сложно пройти между «Сциллой и Харибдой», если речь заходит о
спорах между Пекином и Токио. Кремль считает Пекин «стратегическим
союзником» и вместе с тем не теряет надежды наладить отношения с
Японией. Япония тоже не прочь улучшить отношения с Москвой, да и с
Пекином тоже. «Японский премьер Синдзо Абэ хочет улучшить отношения и с
Россией, и с Китаем, — считает Бергер. — Но он не находит аналогичного
стремления со стороны Пекина. Для Китая Япония в первую очередь —
союзник главного врага, Соединённых Штатов. Поэтому Пекин и Токио
постоянно «танцуют вальс» друг с другом, то сближаясь, то удаляясь, но в
целом оставаясь в своих отношениях на одной точке».
Токио,
добавим, хотел бы наладить отношения и с Москвой, и с Пекином, однако и в
первом, и во втором случае кое-что ему мешает. Разговаривая с Москвой,
японцы упирают на «северные территории» и пляшут под дудку США, участвуя
в санкционной кампании против России. Разговаривая с Поднебесной о
спорных островах, Страна восходящего солнца считает эти самые острова
исключительно своими и компромиссов не признаёт точно так же, как не
признаёт их с Южными Курилами.
Одним из результатов столь
негибкой внешней политики является ускорение милитаризации и Китая, и
Японии. Ещё один результат — попытки «сдерживания» Соединёнными Штатами
Китая демонстрацией военно-морских сил. В итоге из-за фактора
«интернационализации» в регионе складывается действительно напряжённая
ситуация.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru