К кому придут новые варвары?
Реархаизация и
наступление неоварварства – проблема куда более широкая, чем террор
адептов ИГИЛ. Если у общества нет внятных и сильных ценностных опор,
этот вакуум рано или поздно будет заполнен теми, кто даст простые ответы
на сложные вопросы.
Представители европейских спецслужб, в частности глава ведомства по охране конституции ФРГ, сообщили,
что, по их информации, джихадисты готовят в Европе новые теракты, а их
мишенями могут стать европейские столицы, такие как Берлин, Рим и Париж.
Тема террористической угрозы, исходящей от боевиков «Исламского
государства» и их возможных пособников в Европе, не сходит со страниц
европейской прессы.
Не меньшую опасность радикальные исламисты
представляют для России и стран СНГ.
Если европейцы только сейчас
поняли, что эти люди уже находятся в ЕС и готовы вербовать сторонников и
взрывать бомбы, то для Северного Кавказа и бывших республик Средней
Азии все это не новость. У радикалов все больше последователей, и в
основном это молодежь. Недавний теракт на Ставрополье – тому наглядное
подтверждение.
В русскоязычной экспертной среде принято называть
вполне понятные причины распространения этого радикализма на территории
бывшего СССР – бедность и отсутствие жизненных перспектив, потеря
доступа к образованию и культуре, неспособность госструктур
контролировать деятельность ваххабитских ячеек и проповедников.
Но
дело ведь не только в этом. Европейцы тоже ищут рациональных объяснений
– занимаются подсчетом, сколько граждан ЕС съездили «на стажировку»
повоевать на стороне ИГ, сколько вернулись назад, как надо усилить
работу полиции и разведки, пока что не показавшей вершин эффективности в
предотвращении терактов.
Ну и, разумеется, повторяют мантры о
том, как важно продолжать продвижение ценностей свободы, толерантности и
прав человека в европейских мусульманских общинах и лучше интегрировать
исламскую молодежь.
Все это замечательно, но не отвечает
кардинально на вопрос, почему радикальный ислам находит и в России, и в
западном мире все больше адептов.
Везде хватает маргинальных
социальных групп, где царит бедность и массовая преступность, успешные
соседи вызывают зависть и ненависть, а шансы выбраться в благополучную
жизнь равны нулю. Но не все такие группы становятся средой для
возникновения или распространения идеологии, за которую готовы умирать и
убивать.
Для мигрантов с европаспортами ценности ЕС непонятны (фото: Yves Herman/Reuters)
|
Мало
кто откровенно говорит о том, что пусть дикая и средневековая, но эта
идеология заполняет смысловой вакуум. «Цивилизованный мир» в ней
объявлен врагом – и, к несчастью, аргументов в пользу собственной
лживости и порочности он дает этим проповедникам с избытком.
Сам же цивилизованный мир продолжает бодро идти проторенной дорогой леволиберального постмодерна.
Европа
позиционирует сама себя как субъект, главная сила которого именно в его
ценностях, последовательном их воплощении в жизнь на всех уровнях и их
экспансии в другие страны.
Признав тоталитарными и угнетающими
свободу личности институты классической семьи, церкви, школы и т. д., в
своей борьбе против буржуазного консерватизма леволиберальный
европейский проект действительно стал триумфатором.
В базовых
документах ЕС нет никаких упоминаний о христианских корнях европейской
культуры – Европа успешно секуляризовалась, превратив религию в предмет
частной жизни. Кто-то ходит в церковь, кто-то по выходным в футбол
играет – дело вкуса.
Право указывать ориентиры давно перешло к
разнообразным общеевропейским госинституциям. Главные из таких
ориентиров – свобода личности, демократия и толерантность.
С
плакатов студенческих бунтов 68-го года эта идеология медленно, но верно
вошла в повседневную практику Европейского союза – и теперь, успешно
распространившись среди коренного населения, подкреплена соответствующим
репрессивным аппаратом, готовым к подавлению инакомыслия.
В ее
рамках возможна любая свобода мнений, кроме критического мнения о ней
самой. Судьба, в общем-то, традиционная для любой забронзовевшей
идеологии.
Однако в случае с общинами мигрантов – выходцев из
исламского мира эта схема не срабатывает. Многие их представители – лишь
формально граждане ЕС, но в своей повседневной жизни они
руководствуются национальными традициями, религиозными нормами и вместо
законов соблюдают принципы клановой круговой поруки. Именно там и
находят сторонников радикальные исламисты.
Казалось бы, тут и
должно было бы развернуться поле работы для идейных евроинтеграторов –
если уж они Россию или Сирию поучают, что и как надо демократизировать,
то у себя дома, имея в руках всю государственную машину, должны были бы
быстро ликвидировать очаги альтернативной ценностной идентификации.
Но
такие сообщества и диаспоры – будь то новые мигранты или уже
представители второго-третьего поколения – в рамках евроидеологии
являются меньшинством, а значит, по определению, меньшинством
дискриминируемым, которому нельзя ничего навязывать. Надо просто лучше
объяснять преимущества свободы и демократии.
Однако проблема не в
плохих объяснениях, а в том, что не только для мигрантов, но и для
немаленькой части граждан ЕС с европаспортами не в первом поколении эти
ценности хорошо понятны, однако вызывают лишь неприятие. Потому что
глубоко чужды.
Эти группы осознанно пребывают в собственной
ценностной автономии – пусть и живя, и работая в Европе. Вместо
интеграции идеи мультикультурализма привели только к еще большей
замкнутости этнических и религиозных сообществ. Такая молодежь и есть
объект работы для агентов ИГ в Европе.
Но любой, кто трезво
ставит вопрос о совместимости религиозных установок массы мигрантов с
новыми евроценностями или о неспособности этих ценностей противостоять
идеологии террора, будет объявлен ксенофобом и праворадикалом. Поэтому
открытой дискуссии нет. В итоге одни все больше радикализируются, а
другие все глубже погружаются в иллюзии.
#{author}А потом во
время школьных минут молчания в память «Шарли Эбдо» во Франции и
Германии школьники из неблагополучных районов не только не хотели
выражать сочувствие, но и высказывали поддержку преступникам – мол, те
все правильно сделали. Учителя лишь растерянно рапортовали наверх о том,
что не знают, что делать.
Тут можно сказать – а нам-то до этого какое дело? Их Европа, их проблемы.
Беда
в том, что реархаизация и наступление неоварварства – проблема общая и
куда более широкая, чем террор адептов ИГИЛ. Если у общества нет внятных
и сильных ценностных опор, этот вакуум рано или поздно будет заполнен
теми, кто даст простые ответы на сложные вопросы.
И неоархаика –
будь то радикальный ислам или пещерный национализм, как на Украине,
очень быстро занимает место там, где общество и государство утрачивают
идейную дееспособность и моральную систему координат, не формируют
четкого собственного ответа на вопрос – кто мы, куда мы идем, где наши
ориентиры, что хорошо, а что плохо.
Вспомним, как после распада
СССР многие нашли дорогу к вере – только не в бога, а в колдунов,
экстрасенсов, инопланетян и энергетические чакры.
И неважно,
происходит ли эта идейная недееспособность из-за краха самого
государства, как в случае с Советским Союзом, или отказа от таких
координат в пользу постмодернистского мира без ориентиров, как в Европе.
Или, например, из-за недалекости правящих элит, полагающих, что
народу, занятому выживанием в неолиберальных реалиях, идей не требуется.
Как сами знаете где. Источник: http://www.vz.ru/.
Рейтинг публикации:
|