Владимир Чижов - постоянный представитель РФ при Евросоюзе
Татьяна Байкова - корреспондент «Известий»
Резюме:Постпред РФ при ЕС об отношениях ЕС и России, проблемах ЕС,
финансировании ИГИЛ, энергополитике и антироссийских санкциях.
Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов
рассказал корреспонденту «Известий» Татьяне Байковой о будущем ЕС,
взаимоотношениях России и стран Европы и антироссийских санкциях.
— Сейчас происходит пересмотр отношений России и ЕС и наоборот. Каких именно изменений следует ожидать?
— Пока эту работу каждая сторона ведет самостоятельно. Мы в России
ее ведем в межведомственном формате, учитывая, что в сотрудничество с
Евросоюзом традиционно были вовлечены более десятка министерств и
ведомств, не говоря уже о парламентском треке, бизнес-контактах и так
далее. Нечто подобное, очевидно, происходит и на стороне наших
партнеров. Когда эта работа будет завершена, тогда мы, очевидно,
сопоставим наши выводы и будем смотреть, что делать дальше.
Отправная точка сводится к тому, что возврат к формуле, которая определяется английским выражением business as usual («дела как обычно»), не нужен ни той, ни другой стороне. Наверное, это было бы и неправильно, и бесперспективно.
Нам нужно сформулировать модальности взаимоотношений на перспективу,
которые были бы больше сфокусированы на содержании, нежели на
лозунговом обрамлении. Мы долго, в течение целого ряда лет, называли
наши взаимоотношения с Евросоюзом стратегическим партнерством и
настолько замылили этот термин, что он постепенно перестал отражать то
реальное содержание, которое в него вкладывалось.
Ведь еще задолго до украинского кризиса у нас были определенные
шероховатости, сложности в решении вопросов, пробуксовка некоторых
переговорных треков. Так что украинский кризис скорее высветил реальное
положение дел, нежели сам по себе стал переломным моментом.
— Раньше мы называли отношения России и ЕС
стратегическим партнерством, а как сейчас их можно охарактеризовать?
Стоит ли ожидать сокращения контактов, сотрудничества?
— Сегодня состояние наших отношений ненормальное. Я думаю, этим
словом выражается всё. Что будет дальше в перспективе? Да, возврат к
нормальным отношениям. Но это будут отношения, несколько отличающиеся
от того, что было. Они станут прагматичнее и будут действительно
основаны на взаимных интересах.
— В плане прагматичности есть уже какие-то выводы, что для нас важно в этих отношениях?
— Я не хочу забегать вперед. Работа пока продолжается.
— Существуют ли механизмы сотрудничества
между Россией и ЕС по антитеррористическим действиям. 1 апреля
заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов встретится
с заместителем генсека Европейской внешнеполитической службы и
координатором ЕС по борьбе с терроризмом. Соответственно, будут
обсуждаться совместные антитеррористические действия. Вы сказали, что
России всегда есть, что предложить. А что мы можем предложить?
— Во-первых, опыт. Как известно, наша страна накопила немалый опыт
борьбы с террором как в международном контексте (например, в Сирии),
так и, увы, на нашей собственной территории. Обмен этим опытом и
информацией, наверное, и есть то главное содержание. Говорить о
каких-то совместных операциях с Евросоюзом на данном этапе, наверное,
преждевременно — пока странам ЕС с трудом удается договариваться даже
между собой.
Я недавно встречался с координатором ЕС по борьбе с терроризмом
Жилем де Керковом. Он откровенно говорит, что в этой сфере 90% всей
ответственности по-прежнему лежит на странах-членах и только 10 — на
общеевропейских структурах.
Одна из проблем, с которой они столкнулись после парижских терактов в
ноябре прошлого года и особенно после недавних брюссельских, — это
необходимость координации. Пока внутри Евросоюза, но, естественно, и с
внешними партнерами тоже. Мы здесь открыты к сотрудничеству — не только
в рамках обмена опытом, но и в более практическом плане.
Пока я ограничусь этим. Посмотрим, чем завершится визит Олега Владимировича Сыромолотова в Брюссель.
— По поводу продажи нефти ИГИЛ. Турция там закупает нефть,
затем ее часть направляется в Европу. Мы неоднократно заявляли, что
необходимо перекрывать эти каналы финансирования боевиков. Какие
ведутся разговоры по этому поводу между Россией и ЕС? Сейчас
складывается ощущение, что Евросоюз только говорит о необходимости
прекращения финансирования, но на самом деле действий никаких не
предпринимает.
— Давайте смотреть на проблему финансирования терроризма в
комплексе. Тот нефтяной бизнес, о котором вы говорите, — у ИГИЛ с
Турцией, — это одна сторона дела. Здесь рассчитывать, что Европейский
союз примет участие в военных операциях по уничтожению этой
инфраструктуры, не приходится. Евросоюз — не участник военных действий в
Сирии или где бы то ни было. Это вообще не военная организация.
Что же касается отслеживания финансовых потоков и экономических
связей, то здесь Евросоюзу есть чем заняться. Наверное, не вся нефть,
которую ИГИЛ продает в Турцию, там остается. Что-то, вероятно,
потребляется. В то же время немалая часть в сыром или переработанном
виде попадает и на европейские рынки. Определенная работа на данном
направлении ЕС ведется, но, конечно, этого пока недостаточно.
— Последние события — теракты, наплыв мигрантов, Brexit (возможный
выход Великобритании из ЕС). К чему могут привести подобные
потрясения, есть ли шанс, что Евросоюз останется в тех же границах?
Есть ли какая-то подпитка извне подобного ослабления Евросоюза?
— Я скажу со всей определенностью: Евросоюз в обозримой перспективе
не развалится. Когда вы говорите о его сохранении в тех же границах,
очевидно, имеете в виду как раз Brexit. Это на сегодняшний день
единственный реальный вариант изменения границ Евросоюза в сторону их
уменьшения. Разумеется, здесь всё будет зависеть от исхода июньского
референдума в Великобритании.
Можно прогнозировать какие-то результаты, но в любом случае ясно
одно: какой бы ни был конкретный результат референдума, сам факт его
проведения и сумма прогнозов говорят о том, что по данному вопросу
налицо достаточно глубокий раскол в британском обществе. Даже если
какое-то большинство будет за сохранение страны в составе Евросоюза,
всё равно немало людей проголосуют за выход. Точно так же и наоборот.
Поэтому британский фактор очевидно ослабляет единство ЕС.
Впрочем, здесь полезно посмотреть на предысторию вопроса. Ведь
Великобритания далеко не первой вступила в Евросоюз. Она сделала это
после многолетних колебаний. И, даже вступив, Великобритания обеспечила
себе особый статус по целому ряду направлений: в частности, неучастие в
Шенгене и еврозоне, а также то, что называется тэтчеровской скидкой.
Когда Маргарет Тэтчер была премьер-министром, она сумела добиться
возврата в британский бюджет части взноса страны за членство в
Евросоюзе. Иными словами, Великобритания всегда была в ЕС на особом
счету и никогда не входила в его так называемое крепкое ядро.
— Кому может быть выгодно такое ослабление?
— Ослабление Евросоюза связано не только с Brexit. Мы
совсем недавно наблюдали довольно сильные потрясения в
финансово-экономической сфере. Речь идет в первую очередь о кризисе
еврозоны, из которого ЕС, хоть и не без потерь и не до конца, но
всё-таки сумел в целом выбраться.
В политическом плане Евросоюз озабочен недостатком единства. Если мы
посмотрим на широкий круг проблем, с которыми он сталкивается, то
увидим, что те дебаты, зачастую острые, которые идут внутри ЕС между
странами-членами, охватывают достаточно широкий спектр вопросов.
Обратной стороной этой проблемы является то, что сохранение единства
превращается для Евросоюза в самоцель. Поэтому итоговые документы
внутриеэсовских встреч зачастую отражают лишь наименьший общий
знаменатель в позициях стран-членов по разным сюжетам, будь то
сверхактуальная сейчас проблема миграции или что-то другое. Это
затрагивает и российское направление внешней политики ЕС.
— Всё больше чувствуется напряженность
отношений в Европе, в том числе противостояние Польши с Германией по
вопросам приема мигрантов. К чему может привести такой раскол?
— Да, вы правильно подметили наличие расхождений. Причем не только
между Польшей и Германией, хотя после прихода к власти нынешнего
польского правительства ситуация на этом треке действительно
обострилась.
7 тыс. мигрантов — это квота, которую Польша обязалась принять
и пока от этого не отказывается. Но в Варшаве говорят, что ни одного
больше они не примут. А есть страны в Центральной и Восточной Европе,
для которых и это очень много. Для них единственная приемлемая цифра —
это ноль.
Линия Германии на начальном этапе этого кризиса заключалась в том,
что надо проявить гуманность, толерантность и приветствовать мигрантов.
Наверное, когда всё это закончится, то войдет в историю как крупная
политическая ошибка Германии и конкретно канцлера Ангелы Меркель.
Свидетельством этому уже сейчас являются разногласия, которые
становятся очевидны внутри правящей партии и правящей коалиции, а также
параллельный рост популярности прежде маргинальных политических сил,
новообразованных партий, стоящих на антииммигрантских позициях.
Эти настроения правого популизма существуют, конечно, не только в
Германии. Они охватывают многие страны Европы. В конечном итоге всё
будет зависеть от того, удастся ли Евросоюзу всё-таки справиться с
проблемой миграции.
Проблема застала Евросоюз врасплох. Попытки найти какие-то
паллиативные решения пока реализуются с трудом. Даже те скромные цифры,
которые фигурируют в решениях ЕС, и те зачастую не соблюдаются. Так
что эта проблема, очевидно, будет головной болью для всех без
исключения стран Евросоюза на некоторую перспективу.
— Недавно министр энергетики Великобритании заявила, что
если страна выйдет из Евросоюза, то это ослабит позиции Лондона в плане
зависимости от поставок российского газа. Как бы вы могли
прокомментировать подобное заявление и в принципе использование темы
энергополитики?
— Наверное, это свидетельство того, что без ограничителей в виде
общих решений структур Евросоюза частный энергетический бизнес может
обрести б?льшую самостоятельность и начать идти наперекор общей линии
ЕС на ограничение зависимости от российских поставок. Учитывая, в
частности, кампанию по дискредитации нового энергопроекта «Северный
поток – 2», в котором в числе прочих участвует и британо-голландская
компания Shell, хотя сам по себе этот проект является сугубо
коммерческим. Я думаю, что с этим могут быть связаны такие опасения
госпожи министра.
— Рассчитываете ли вы, что антироссийские санкции будут
сняты этим летом на голосовании или их по-прежнему будут связывать с
Минскими соглашениями, выполнение которых затягивает Киев?
— Я не хотел бы говорить о судьбе санкций, тем более гадать, когда и в какой форме будет определена их судьба.
Мы знаем, что дискуссия запланирована на июньском саммите Евросоюза,
но это не предмет наших переговоров и обсуждений с ЕС. Эта проблема,
которую они создали, им ее и решать.
— Количество стран, которые уже выступают против, увеличивается?
— Да. Я в одном из прошлых интервью сравнил это с физическим
процессом накопления критической массы. Посмотрим. Пока, действительно,
всё больше стран, всё больше лидеров не только в контактах с нами, но и
публично высказываются за прекращение этой практики санкций.
— Но их всё равно меньше?
— Не знаю. В какой-то момент, уверен, их станет больше. Когда этот момент настанет, гадать не буду.
— Европарламентарии из разных стран
посетили или планируют посетить Крым, на Ялтинском международном
экономическом форуме, по нашим данным, будут присутствовать
евродепутаты из Австрии, Франции. Приедут еще и европейские бизнесмены
говорить о бизнесе в Крыму. Можно ли сказать о смягчении позиции
Евросоюза по Крыму?
— Увы, о смягчении позиции Евросоюза по Крыму сказать нельзя.
Официальная позиция каких-либо изменений не претерпела. То, что она не
отражает объективной реальности, я думаю, достаточно очевидно. То, что
ее не разделяют отдельные политики ЕС, включая европарламентариев,
похвально, но, к сожалению, не меняет пока общей картины. Однако, как
гласит известная поговорка, никогда не говори никогда.
— 6 апреля в Нидерландах пройдет референдум
по соглашению об ассоциации Украины с ЕС. Повлияет ли результат
референдума на решение об ассоциации? Можно спрогнозировать, каков
будет его итог?
— Этот вопрос следует адресовать властям Нидерландов. То, что этот
референдум не обязывающий, а рекомендательный, я считаю,
непринципиально: в 2005 году аналогичный рекомендательный референдум
проходил в тех же Нидерландах по проекту Евроконституции. Большинство
выступило против, и тогдашнее правительство Нидерландов, почувствовав
политическую ответственность, действовало в соответствии с итогами этого
референдума.
Если говорить в практическом плане, то хотел бы опровергнуть тех,
кто пытается и в этом референдуме увидеть «руку Москвы». Помимо того,
что мы в такие дела никогда не вмешиваемся, в практическом плане для
России это мало что изменит. Временное применение соответствующих
положений Соглашения об ассоциации ЕС–Украина уже началось 1 января
2016 года. То есть ущерб уже нанесен.
— У какой страны больше всего сейчас шансов первой вступить в Евросоюз в ближайшие годы?
— На ближайшие годы — ни у кого. Господин Жан-Клод Юнкер,
председатель Еврокомиссии, на этот счет высказался достаточно
недвусмысленно, заявив, что в течение [действия] его мандата никакого
расширения Евросоюза не будет. А мандат у него до 2019 года.
— А через пять лет у какой страны больше шансов?
— По моим наблюдениям, элемент «расширенческой усталости», как здесь говорят, налицо.
Евросоюз пока еще не переварил тех, кого он принял в рамках прошлых волн расширения.
— В Евросоюзе есть страх, опасения, что если еще кого-то принять, то этого уже ЕС действительно не выдержит?
— Я тут гадать опять не буду. Если вы имеете в виду Украину или
Турцию, конечно, принятие их в Евросоюз было бы сильным, а возможно, и
чрезмерным дополнительным грузом для корабля евроинтеграции.
Если же говорить о малых странах, — есть ведь и такие, которые
записались в кандидаты и их признали таковыми, — то тут потенциальный
эффект менее значительный. Но всё равно я не жду решений по расширению
Евросоюза в ближайшие годы. Всё остальное — это разговор на средне- или
скорее долгосрочную перспективу.
— В феврале вы заявили, что Европа может вернуться к проекту «Южный поток». Изменилась ли ситуация?
— Я говорил достаточно осторожно на этот счет. Я сказал, что
потребности Европы, Евросоюза в частности, в российских
энергопоставках, в том числе газа, объективно могут стимулировать
обсуждение разных проектов, в том числе и «Южного потока».
Но на данный момент «Южный поток» закрыт и каких-либо конкретных
планов ни у нас, ни, насколько я понимаю, у Евросоюза его реанимировать
в прежнем виде нет.
Известия
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
---------------------------------------------------------
Алекс, а какие критерии в данной проблеме дали понятие для вас что эта проблема не системная?
-----------------------------------------
-------------------------------
Ждёмс)))
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 323
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
В ура патриотической среде много иллюзий, одна из них, скорый развал ЕС. ЕС крепче США в нынешней ситуации, а потоки беженцев хотя и создают проблему но она не является системной. Ура патриоты еще многого и удивительно увидят скоро на яву)