Германия пытается отбиться от признания еще одного геноцида
На фоне истеричных
переговоров вокруг Сирии и пугающих новостей с Корейского полуострова
почти незамеченной остается дипломатическая дуэль между Германией и
Намибией. Последняя требует от немцев признания жестокого геноцида
столетней давности и компенсаций за оный, Берлин же пытается уйти от
ответственности. «Двойные стандарты», – грустно констатирует немецкая
пресса.
После трех лет переговоров и нескольких встреч в
кулуарах разного рода саммитов министром иностранных дел Германии
Франком-Вальтером Штайнмайером и его коллегой из Намибии Нетомбо
Нанди-Ндаитва была создана германо-намибийская комиссия, в рамках
которой будут обсуждаться вопросы политической, финансовой и культурной
ответственности ФРГ за геноцид кайзеровскими войсками намибийских племен
гереро и нама в период 1904–1908 годов.
Работа комиссии сразу
обросла слухами, а в Намибии так и вовсе спровоцировала парламентский
кризис. При этом в Германии сам факт проведения этих переговоров
воспринимается очень болезненно. Принятие ответственности за «еще один
холокост» может привести к пересмотру всей колониальной истории страны, а
для современной германской нации это уже перебор.
Берлин оказался в крайне двусмысленном положении. Требовать от Турции признания геноцида армян можно, а самим признать геноцид гереро и нама – слабо? Сходу поднялась волна эмоциональной критики. Berliner Zeitung даже
поинтересовалась: «Какова ценность звучащих каждый год в годовщину
холокоста заверений ведущих немецких политиков в том, что о геноциде
евреев нельзя забывать (он ведь означает ответственность, далеко
выходящую за рамки настоящего, поскольку у геноцида нет срока давности),
если в Берлине не услышали слов приехавших представителей племен гереро
и нама о том, что «геноцид не имеет срока давности»? Адресаты из-за
контролируемой потери памяти не помнят о массовом убийстве? Двойная
мораль – это здесь, пожалуй, самое мягкое слово, которое можно
подобрать».
Началось все в июле прошлого года, когда действующий
верховный вождь гереро Векуии Рукоро и председатель Технического
комитета по геноциду нама Ида Хоффман (у многих нама и дамаро до сих пор
немецкие имена и фамилии) прибыли в Берлин, где произнесли пару
прочувствованных речей. «Намибийско-германские двусторонние отношения
родились из болезненного колониального прошлого.
Отвратительные
жестокости, совершенные Германией в нашей стране в период с 1904 по 1908
год, оставили глубокий шрам на нашей национальной психологии» – это
самое мягкое из того, что тогда произносилось. В Германии от такого
сразу впадают в ступор, и уже в сентябре Штайнмайер на встрече в
Нью-Йорке с Нанди-Ндаитва согласился на создание совместной комиссии с
неопределенными полномочиями и непонятными целями.
Сперва ее
работа носила исключительно гуманитарный характер. В Намибии ее
курировал вице-премьер правительства по культуре, ввиду чего в основном
обсуждалось возвращение в страну вывезенных артефактов и сотен черепов
убитых нама, дамаро и гереро. Уже в начале ХХ века в Германии увлекались
изучением антропоморфных качеств «унтерменшей», и замер черепов в
рамках сбора «научных доказательств» для расовых теорий в массовом
порядке начался именно с готтентотских народов – первых, до кого
дотянулся германский колониализм.
ООН признала уничтожение племен
гереро и нама актом геноцида еще в 1985 году, на волне обретения
Намибией реальной независимости, которая была провозглашена в 1990-м –
после окончательного вывода южноафриканской армии. Тогда же прозвучало и
сравнение с холокостом. В 1904 году племена гереро и нама под
предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Виттбооя подняли восстание
против германской колониальной администрации, убив 120 немцев. В ответ
«Дойче банк» профинансировал посылку в Намибию 14-тысячной армии во
главе с тогда полковником, а впоследствии генералом Лотарем фон Тротта,
уже имевшим опыт подавления восстания Маджи-Маджи в германской Восточной
Африке (современная Танзания). На экспедицию охотно жертвовал средства
крупный капитал, поскольку тогда германские колонии управлялись не
столько государством, сколько авантюристами и спекулянтами. Фон Тротта
легко разгромил повстанцев, вооруженных в большинстве своем копьями и
стрелами, хотя попадались и купленные у англичан старые ружья. Против
пулеметов и пушек это не работало.
Но фон Тротта на этом не
остановился. Командующий предъявил племенам ультиматум: «Гереро больше
не являются германскими подданными. В рамках германских границ каждый
представитель гереро, с оружием или без, со скотом или без, будет
расстрелян, я больше не приму ни женщин, ни детей, отгоняю их обратно к
народу или отдаю приказ расстреливать.
Это мои слова народу гереро».
Затем ультиматум распространили на народы нама и дамаро. Племена стали
отступать через пустыню Калахари в сторону британского Бечуаналенда
(современная Ботсвана), поскольку англичане предложили им убежище.
Германская армия продолжила преследование, отравляя колодцы, отбивая
скот, расстреливая пленных, заболевших и отставших. Оставшихся на
территории германской юрисдикции заключили в концлагеря и превратили в
рабов для немецких переселенцев. Женщин гереро массово насиловали и
принуждали заниматься проституцией. Попутно досталось и совершенно
безобидному, не принимавшему участия в восстании народу химба, который
был уничтожен практически полностью.
Так с доминировавшим до
этого в Намибии народом гереро было покончено – три четверти племени
было уничтожено физически, его общая численность упала до 15 тысяч,
причем выжившие были возвращены в каменный век и попали в положение
рабов. Еще больше пострадало готтентотское племя нама (гереро –
этнические банту) – в живых осталось не более 10 тысяч человек.
В
Германии уничтожение гереро и нама оправдывали и даже поддерживали. В
частности, Юлиус Шарлах – гамбургский адвокат, спекулянт и колониальный
предприниматель – дал в тот период самое точное и вместе с тем жестокое
определение колониализма: «Колонизировать, как показывает история всех
колоний, означает не приблизить коренных жителей к цивилизации, а
подавить их и в конечном счете уничтожить...
Этот, в общем-то, грустный
факт должен рассматриваться как историческая необходимость». Правда, под
давлением европейской общественности (в том числе и русской), ранее
активно поддерживавшей буров, а затем выступившей и против «германских
жестокостей», император Вильгельм отказал Лотарю фон Тротта в личной
аудиенции, зато наградил высшими наградами империи.
#{interviewpolit}Сейчас
гереро в Намибии не более 7% населения, а нама и других бушменов – не
более 5%. Вопрос о компенсации со стороны ФРГ впервые поднял еще в 80-х
годах восьмой верховный вождь гереро Куаима Рируако, лидер Национальной
общественной демократической партии (НУДО) и член парламента Намибии. Он
нанял нью-йоркскую адвокатскую контору, которая вчинила иск ФРГ на 4
миллиарда долларов по образу и подобию выплат евреям и «подневольным
рабочим» времен Третьего рейха. Эта сумма заметно превышает те 3,5
миллиарда марок, которые ФРГ выплатила Израилю (без учета пенсий). Но
Рируако удалось добиться от Бонна только формальных извинений –
официально правительство Германии продолжает отрицать факт геноцида и не
признает решение ООН. В 2009 году вождь Рируако проиграл президентские
выборы, отошел от политики и в 2014 году скончался. Но его дело
подхватил новый верховный вождь – Векуии Рукоро, изобретший лозунг
«отвоевать слезы» (fight back tears, terugvat trane). В свое время
Рукоро работал и генеральным прокурором Намибии, и директором
Национального банка, и президентом «Эйр Намибия», а учился в
Университете Уорвика и Вашингтонском юридическом колледже. Так что он не
так прост, как посчитали в Берлине, увидев коренастого африканца в
традиционной одежде.
Штайнмайер сделал ход конем, назначив
переговорщиком с германской стороны Руперта Поленца, работавшего всю
эпоху Ангелы Меркель председателем комитета бундестага по международным
делам. На этой должности он, кстати, всячески поддерживал Украину в
конфликте с Россией, выступал за жесткие санкции и оказал давление на
неправительственный фонд «Квадрига«, который еще в 2011 году
вознамерился дать премию Владимиру Путину. В результате «Квадрига« была вынуждена отказаться от
проведения церемонии награждения. Но для нашей истории более важно, что
все время работы в бундестаге Поленц был главным лоббистом принятия
Турции в ЕС. А выйдя в отставку, закономерно отправился работать в
Стамбул – в политический центр при Университете Санбаджы, откуда его
осенью прошлого года и выдернул Штайнмайер, «бросив на гереро». Логика
тут простая: Руперт Поленц искренне убежден, что никакого геноцида армян
не было, следовательно, он и будет оборонять позиции Германии по
геноциду гереро и нама, которого, с точки зрения Берлина, тем более не
было.
С этого момента начались чудеса. Президент Намибии Хаге
Гейнгоб (кстати, ветеран борьбы с апартеидом) после долгого размышления
назначил главой комиссии в ранге специального посланника доктора Зеда
Нгавируэ – опытного дипломата, более десяти лет проработавшего послом
Намибии в ЕС и странах Бенилюкса. Это назначение вызвало резкую критику в
Намибии, поскольку интеллигентный Нгавируэ, с точки зрения критиков, не
обладал достаточной харизмой, чтобы противостоять тевтонам.
Действительно, его деятельность свелась к переговорам о возвращении
«культурных ценностей», в первую очередь все тех же черепов и предметов,
использовавшихся в религиозных обрядах до христианизации гереро (сейчас
они лютеране по немецкому образцу).
Немецкая сторона залегла в
обороне. Все последние полгода Берлин в официальном общении тщательно
избегал самого слова «геноцид», но намекал, что готов выплатить
некоторую компенсацию «непосредственным потомкам пострадавших», только,
мол, отстаньте. Тут уж эмоциональное африканское сознание не выдержало –
бунт возглавила представитель народа нама Ида Хоффман. Она выступила
как раз от лица «потомков пострадавших», заявив, что они чувствуют себя
«пасынками правительства» из-за манипуляций с вопросом о компенсации,
которую в Намибии почему-то принято называть «репарациями». Также она
обвинила президента Гейнгоба в том, что он «вносит раздор между
племенами», поскольку во всех переговорных документах с Германией
употребляется термин «геноцид гереро», а о ее родном племени нама как бы
забыли.
Дополнительный градус спору придали планы застройки
Акульего острова у порта Людериц. Главный порт страны, добывающей урана
больше всех в мире (также в Намибии добывают алмазы, газ и еще всякого
по мелочи), требует срочного расширения. Но на Акульем острове находился
один из крупнейших концентрационных лагерей, в который немцы согнали
остатки гереро и нама. И в ходе строительства кладбище погибших в
концлагере было разорено.
Демарш Иды Хоффман поддержал и лидер
Демократической партии – местной оппозиции в парламенте МакГенри
Венаани. По его словам, «потомки пострадавших оказались исключены из
переговорного процесса между Намибией и Германией», а весь процесс
захватили «медиаторы», назначенные правительством. Пошли даже намеки на
коррупцию и выяснения, зачем из бюджета было выделено четыре миллиона
долларов на деятельность переговорщиков. Посыпались и обвинения в адрес
доктора Нгавируэ, которому даже подыскали замену – спикера нижней палаты
парламента Тео-Бена Гурираба. Он считается успешным дипломатом мирового
уровня, поскольку, будучи министром иностранных дел, добился в 1993
году включения в состав Намибии порта Уолфиш-бэй, который по всем
юридическим нормам должен был остаться за ЮАР.
Давление на Берлин
в короткий срок превратилось одновременно и в своего рода «национальную
идею», и в главный аргумент в борьбе оппозиции против правительства
партии СВАПО, которая несменяемо руководит Намибией с момента обретения
независимости. Со своей стороны правительство отреагировало на выходки
оппозиционных парламентариев крайне резко. Несколько министров в жестких
выражениях намекнули Иде Хоффман, что с немцами они сами разберутся, а
ей бы подучиться неплохо, тем более что Хоффман попутно предложила
вчинить аналогичный иск к ЮАР за политику апартеида, а это уже совсем
смерти подобно – вся жизнь в Намибии завязана на Южную Африку.
В
правительстве намекают, что схема с выплатой компенсаций «потомкам»
чисто внешне напоминает те пенсии, которые ФРГ платит жертвам холокоста.
Другое дело, что ФРГ под шумок удалось перевести переговоры именно в
область материальной компенсации на персональной основе, «заболтав» идею
одноразовой крупной выплаты именно за геноцид как событие.
Намибийцы
(как политики, так и переговорщики) попались в простейшую ловушку. С
одной стороны, признание геноцида вроде как «дело чести», с другой
стороны, выплаты компенсации потомкам выглядят синицей в руке. Так «дело
чести» ужалось до финансовых калькуляций.
Главная задача Берлина
– любыми средствами увернуться от формального признания обвинения в
геноциде. Выплаты потомкам пострадавших не являются таким признанием, а
их практическая реализация способна затянуть переговоры на долгие годы.
Вообще сложно себе представить, как, скажем, нынешние представители
племени нама будут собирать документы о страданиях своих предков. У нама
и химба до сих пор нет своей письменности, язык межнационального
общения – африкаанс, а архивов времен германской колонии не существует в
принципе.
ФРГ же тем временем нанесла неожиданный контрудар. В
Намибии проживает более 100 тысяч африканеров и около 35 тысяч
намибийских немцев – прямых потомков первых колонистов (многие немцы во
второй половине ХХ века записывались бурами). До 1990 года немецкий язык
имел статус второго государственного (даже сейчас государственным
английском языком, точнее, тем, что в Намибии за него принимают, в
должной мере владеют не более 7% населения), кроме того, на нем
предпочитают разговаривать еще примерно 15 тысяч африканцев из числа
бывших боевиков-подпольщиков, обучавшихся и проживавших в свое время в
ГДР. Это так называемый кюхендейч, или «черный немецкий», а владеет им
наиболее влиятельная группа намибийцев. Это и белые, сохранившие после
обретения Намибией независимости свое экономическое и политическое
влияние, и «гэдээровцы», естественным образом ставшие министрами и
генералами. Одним словом, ФРГ умудрилась увязать переговоры по геноциду с
поддержкой немецкого языка и культуры в Намибии, что ввергает
африканских переговорщиков в ступор.
Первый раунд Германия
выигрывает за явным преимуществом. Намибийцам банально недостает опыта
для такого рода переговоров. Кроме того, это печальный пример того, как
действительно священное и благородное дело быстро превратилось и в
средство наживы, и в рычаг давления во внутриполитической борьбе.
Возможно, эта история затянется на годы, но в Берлине все равно будут
испытывать противоречивые чувства всякий раз, когда верховный вождь
гереро в своих странных одеждах заглянет на огонек в бундестаг и на
своем «кюхендейч» спросит: «Как вы тут без меня? Скучали?»
Текст: Евгений Крутиков Источник: http://vz.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Черчилль организовал голодомор 80 миллионов индусов. Свою карьеру
Черчилль начал с подавления восстания Хосе Марти на Кубе и карательных
операций в Судане - против латиносов и негров, не сделавших ему ничего
дурного. Затем участвовал в геноциде буров. Затем, как мог, душил
ирландцев, сомалийцев, родезийцев и индусов. Он сгонял с земли голодных
кенийцев, высылал английских беспризорников тысячами в австралийские
трудовые колонии, бомбил беженцев в Дрездене, СТЕРИЛИЗОВАЛ (КАСТРИРОВАЛ)
100 тыс "неполноценных ирландцев" и заключал их в особые концлагеря. Об
индусах он говорил: "Тупая раса, спасаемая только своим размножением от
судьбы, которую она заслужила". Ещё в 1937 году Черчилль толерантно
учил: "Я не считаю, что по отношению к аборигенам Австралии была
совершена несправедливость - более мудрая, более чистая раса пришла и
заняла их место…".
Но никто не осуждает преступления черчиллизма
и никто не реабилитирует жертвы черчилльских репрессий и не называет
Черчилля преступником, тираном, убийцей и палачом. Никто не сносит его
памятник в Лондоне…"
http://vz.ru/world/2016/4/1/803034.html