Не полагаясь больше на поддержку Европы в
своих намерениях полностью сорвать минский процесс, а, возможно, и
осуществить «блицкриг» против ДНР и ЛНР, Киев связывает все свои надежды
с Вашингтоном. В последнее время оттуда действительно звучало немало
одобрительных заявлений по поводу жесткой линии властей Украины в
отношении их оппонентов в Донбассе. Однако гораздо важнее, что думает на
этот счёт Белый дом. Вот почему внимание украинских политиков, как
никого другого в мире, было приковано к визиту в Москву 23-24 марта
госсекретаря США Д. Керри.
По первым откликам видно, что Киев
испытал немалое разочарование, примерно такое же, как и от
завершившегося накануне визита германского министра иностранных дел Ф.-
В. Штайнмайера, хотя от американцев заранее ожидали большего.
Вообразив себя в центре мировой политики,
Киев вынужден был убедиться в том, что доминирующей темой переговоров
Керри в Москве была не судьба осуждённой Надежды Савченко, в чем
старательно уверяли украинские СМИ, а сирийское урегулирование. И пусть
не было прямого «обмена Сирии на Украину», как судачили иные
обозреватели, влияние модели сотрудничества России и США в деле
приостановки сирийского кровопролития на российско-американские
дискуссии по Украине отрицать невозможно.
В самом деле, выступая совместно за
приостановку боевых действий и равноправный диалог на основе компромисса
всех участников сирийского конфликта, трудно занимать противоположную
позицию на параллельном украинском треке. Становится более очевидной
стратегическая своевременность и неслучайность внезапного для многих
значительного сокращения российского присутствия на сирийском ТВД. Тем
более что Дамаск уже имеет достаточно сил для достижения новых
значительных побед, как, например, в Пальмире.
Модифицируя свою позицию по Сирии в
направлении мирного процесса, Москва поставила Вашингтон перед
необходимостью проводить такую же линию и по Украине. Политолог Алексей
Якубин говорит «Голосу
Америки», что «первоочередность рассмотрения вопросов в ходе визита
главы американского внешнеполитического ведомства в Россию несколько
выпадает из ожидаемой Украиной повестки дня переговоров». Стороны
затронули основные точки «украинского вопроса», но активно их не
комментировали.
По итогам переговоров министр иностранных дел России С. Лавров имел, видимо, все основания заявить:
«Москва и Вашингтон едины во мнении о том, что минским соглашениям нет
альтернативы в контексте украинского урегулирования, в том числе через
прямой диалог Киева с Донецком и Луганском». Лавров рассчитывает, что,
как и в случае с Сирией, в украинском кризисе Россия и США продолжат
оказывать должное давление на стороны этого конфликта для выполнения
минских соглашений: в частности, США будут влиять на Киев. «Учитывая
особые отношения США с киевским правительством, рассчитываем, что эта
специфика отношений будет использована, чтобы побуждать Киев выполнять
то, под чем он подписался», — сказал глава МИД России.
При этом, по словам Лаврова, Россия
обязалась добиваться, чтобы самопровозглашенные Донецкая и Луганская
республики «выполняли то, под чем подписались их представители».
Как и следовало ожидать, Керри повторил
известный тезис о приверженности США «территориальной целостности и
суверенитету Украины, что включает и Крым». Он призвал выполнить минские
договоренности полностью и без задержек. «Я повторил обещания
президента Обамы, что санкции будут сняты, если все пункты минских
соглашений будут выполнены, включая вывод всех орудий и войск и
возвращение суверенитета на украинской границе», — отметил госсекретарь.
Вспомнил Керри и про Савченко. Но при
этом он не согласился с тиражируемым украинскими СМИ мнением, что он
прибыл в Россию чуть ли не с единственной задачей добиться её
освобождения. «Я приехал сюда не с какой-то одной целью, а для
обсуждения широкого круга вопросов», - сказал Керри,
отметив, что на переговорах обсуждалась ситуация на Корейском
полуострове, в Ливии, Йемене, Сирии и на Украине. Тут важнее всего то,
что ни о какой ревизии минских соглашений или пересмотре порядка
выполнения их отдельных пунктов (например, сначала украинский контроль
на границе, а затем выборы на Донбассе), на что так рассчитывали в
Киеве, Керри не настаивал.
Обращает на себя внимание и то, что
входившая в состав американской делегации заместитель госсекретаря и по
совместительству «главный ястреб» Госдепартамента Виктория Нуланд на
закрытую часть переговоров Керри с президентом России В. Путиным
приглашена не была, в то время как, согласно официальным сообщениям,
формально ей подчиненный посол США в России Джон Теффт на этой встрече
присутствовал.
Именно Нуланд наиболее рьяно лоббирует в
американской администрации интересы Киева, включая его действия,
направленные на срыв минского процесса. Ей старательно подпевает и
ставленник Нуланд – посол США на Украине Джеффри Пайетт, публично заявляющий,
что «Украина не должна выполнять в полной мере свои обязательства в
рамках минских соглашений, пока в Донбассе продолжаются боевые
действия».
Если на неучастии Нуланд во встрече с
президентом настаивала, видимо, российская сторона, то согласие с этим
Керри само по себе свидетельствует о многом. Впрочем, уже и Нуланд стала
резко отзываться о неэффективности тех, кого она еще недавно кормила с
руки печеньем на майдане; теперь она говорит, что Украиной продолжают править «олигархи и клептократы».
Кстати, и Б.Обама в недавнем интервью журналу The Atlantic, хотя и подверг Россию резкой критике за ее политику на Украине и в Сирии, однозначно дал понять,
что «США не будут вмешиваться, даже если Россия развяжет еще одну войну
в Европе против страны, которая не будет иметь членство в НАТО». «Это
пример, когда мы должны очень четко понимать, что представляет для нас
ключевой интерес и за что мы хотим воевать». «Сейчас, если хоть кто-то
рассматривает возможность того, что мы пойдем воевать против России за
Крым и Восточную Украину, он должен очень четко и понятно высказаться.
Идея, что жесткие разговоры или вмешательство в определенные военные
действия в том регионе как-то повлияют на решения России или Китая,
противоречат всем доказательствам, которые мы наблюдали на протяжении
последних 50 лет», - заявил Обама.
А бывший госсекретарь США Кондолиза Райс в интервью украинской «Европейской правде» высказалась совсем откровенно: «У вас за 25 лет произошло три революции –
завоевание независимости, Оранжевая революция и Майдан 2014 года. Может,
нужно, наконец, начать управлять государством? Мы тоже хотим видеть
Украину сильной и жизнеспособной. Но над этим должно работать украинское
руководство».
О том, что от визита Керри в Москву им
ждать нечего, украинские власти могли бы догадаться и по сделанному 18
марта заявлению пресс-секретаря Государственного департамента США Джона
Кирби. «Украинский парламент, правительство и президент, - подчеркнул Кирби,
- имеют общую ответственность. Они должны отложить свои различия и
провести реформы, которых требуют украинцы. Мы верим, что они сделают
это, и продолжаем мониторить и продвигать это настолько сильно,
насколько возможно». Украина должна также, добавил Кирби, полностью
выполнить свою часть минских соглашений, включающих в том числе
политические преобразования в стране: «Мы признаем, что сейчас они
реализованы не полностью».
Остудят ли эти ушаты холодной воды
горячие головы в Киеве, сказать трудно. Слишком иррационально поведение
этих «голов». Вот ведь даже Анкара поутихла на фоне
российско-американских договоренностей по Сирии. Воинственность
украинских властей и их постоянные провокации против Донбасса уже не
вписываются в то, что происходит в мире. Возможно, впрочем, эти «головы»
горячатся оттого, что и не рассчитывают на победу, а озабочены лишь
собственным выживанием. Заведя страну в абсолютный тупик, они могут
увидеть единственное для себя спасение от ответственности в развязывании
новой кровавой бойни, в которой они спрячутся за спинами простых
украинских парней. Такая опасность, к сожалению, сохраняется.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1522
Рейтинг поста:
Украине, и в вопросе о Сирии, одна:
в Европе = страны поддерживающие Украину, вступившие в фактическую
войну с РФ за Украину (в 2013). т.е., страны ЕЭС, обладают
экономическим и финансовым потенциалом НАМНОГО превосходящем
потенциал РФ. Так, о какой "помощи" США здесь могут говорить
страны Европы? У Европы вполне достаточно средств для противостояния с РФ. Пусть САМИ этим и занимаются. За свой счет:
финансово-экономический, военно-технический и прочее.
То же и по вопросу Сирии:
просто сравните финансово=экономические и даже военные показатели Сирии и стран ей противостоящим.
О какой еще "помощи" США здесьможет идти речь? Ну, и
действуйте. Чего вы все ждете от США? Вступления в войну?
По вашим, "местным" проблемам? А вы "в сторонке" будете
"помогать" США?.
Фиг вам - вот, позиция США сегодня.
Это не говоря уже о том, что ракетно-ядерный щит стоит
очень больших денег. И затраты на его содержание-совершенствование еще предстоит "разложить" на всех
союзничков США. Об этом разговор еще впереди (всякие трансатлантические, транс-тихоокеанские и прочие партнерства
для более справедливого распределения бремени "ракетно-ядерного
щита".
Yrs., etc.